Малоизвестные произведения живописи художников Узбекистана 1920 - 1930-х годов
Культура

Малоизвестные произведения живописи художников Узбекистана 1920 - 1930-х годов

6110

В 20-х - начале 30-х гг. прошлого столетия в Узбекистане сформировалась уникальная группа художников, с именами которых сегодня принято связывать понятие среднеазиатского авангарда. Искусство этого времени - одна из ярких страниц истории национальной живописи Узбекистана. Многие произведения художников этого периода известны по публикациям в альбомах, монографиях и статьях искусствоведов. В то же время большая часть созданных в этот период уникальных произведений хранится в музейных собраниях Узбекистана, и их более углубленное изучение является одной из актуальных задач искусствознания на современном этапе.

Цель настоящей статьи - дать представление о малоизученных, не упоминавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях произведениях художников 1920 - 1930-х гг., хранящихся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана. Их можно условно разделить на две группы: картины, созданные в традициях собственно российско-европейской культуры, и картины, в которых художники пытаются синтезировать традиции европейского и восточного искусства. Полотна, относящиеся к первой группе, в основном хранятся в Нукусском государственном музее искусств им. И.В.Савицкого и достаточно хорошо известны публике. Большинство работ второй группы находятся в Государственном музее искусств Узбекистана и экспонируются очень редко. Среди них - многочисленные живописные и графические произведения одного из основателей национальной художественной школы Узбекистана А.Волкова, который утверждал, что эстетический смысл в восточных коврах безграничен, и стремился соединить язык современного искусства со стилистикой восточного орнамента. В 1920 - 1930 гг. художник создал такие полотна, как «Автопортрет», «Горный пейзаж», «Рабочие завода» (эта работа требует реставрации, как, впрочем, и многие другие его картины), «Голубой день», «Стройка кирпичного завода», «Литьё на Сельмашзаводе». Эти произведения еще не экспонировались, и, безусловно, заслуживают специального научного изучения, поскольку раскрывают совершенно неизвестные грани творчества художника.

Значительная часть работ М.Курзина хранится в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе. Небольшое количество полотен автора хранятся также в ГМИ Узбекистана. Правда, в экспозиции музея картины, широко раскрывающие творчество М.Курзина, не выставляются. В фонде этого музея хранятся также его работы «Портрет повара», «Портрет Успенского», «Команда пожарных», «Красная чайхана», «Групповой портрет рабочих» и другие. Каждый из созданных М.Курзиным образов отличается яркой характерностью и индивидуальностью. Художник великолепно передает внутренний мир и психологические особенности портретируемых.

В Государственном музее искусств Узбекистана также хранится единственная картина В.Уфимцева «Жрецы искусств», выполненная в легком юмористическом ключе. Она может быть отнесена к первой группе работ. В этом же музейном фонде хранятся и произведения У.Тансыкбаева - как маленькие этюды, так и большие картины. Работы, выполненные в исследуемый период, свидетельствуют о вксоком творческом потенциале их автора. Эти полотна У.Тансыкбаева отражают стиль художника, выбранный им на первых этапах творческого пути. Тонкое чувство колорита и ритма форм дали возможность Тансыкбаеву быстро освоить принципы авангардной пластики. Следует отметить, что его работы большого размера, хранящиеся в ГМИ, малоизвестны зрителю и еще не были опубликованы. Речь идет о картинах «Литьё», «Рабочие завода», раскрывающие новые аспекты творчества раннего У.Тансыкбаева. Как известно, в 1930-е гг. художник работал в основном над этюдами, поэтому обнаруженные нами большие картины этого периода вносят коррективы в характеристику его творчества. В этих работах прослеживается освоение художником новых живописно пластических принципов, решение пространства картины в ярком колористическом ключе. Реставрация и последующее экспонирование этих картин позволят по-новому оценить вклад У.Тансыкбаева в формирование национальной художественной школы Узбекистана начала XX в.

Работы О.Татевосьяна, созданные в Самарканде в 1920 - 1930-х гг., требуют отдельного научного исследования. Его творчество еще недостаточно изучено искусствоведами. В картинах художника этого периода можно видеть самые разнообразные пластические приемы и стилевые решения - импрессионистические, декоративные и др. Примером могут служить полотна «Сбор тута», «Изгнание джин», серия работ «Пейзаж Самарканда». Более углубленное изучение работ О.Татевосьяна позволит раскрыть значение самаркандской школы живописи в ином историческом и художественном формате.

Интерес к изобразительному искусству Узбекистана начала прошлого века вызван уникальностью пластических достижений художников этого времени, внесших огромный вклад не только в сокровищницу национального, но всего мирового искусства XX в.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+