22 Апреля 2015, 22:10 508 ... Культура
В Узбекистане завершается работа над новым фильмом «Страсть Игоря Савицкого»
Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Осенью текущего года в дни празднования 100-летия со дня рождения Игоря Савицкого в Государственном музее искусств Каракалпакстана состоится премьера фильма «Страсть Игоря Савицкого», который обещает стать не менее интересным, чем американская лента «Пустыня запретного искусства».

Подробнее о картине ut.uz рассказал режиссер заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Республики Узбекистан Али Хамраев.

– Как родилась идея о создании этого документального фильма?

– Несколько лет назад мне довелось побывать в Нукусе вместе с известным коллекционером произведений искусства, руководителем благотворительного фонда «Марджани» Рустамом Сулеймановым, уроженцем Ташкентской области. В ту поездку в очередной раз посетили Государственный музей искусств Каракалпакстана. За ужином я рассказал Рустаму о том, как познакомился с Игорем Савицким. Это было в 1968 году во время работы над фильмом-оперой «Дилором». Игорь Витальевич водил меня буквально за руку по комнатам старого музея, по подвалам, где на полках, на полу находились изделия каракалпакских народных мастеров, сотни живописных полотен. Он рассказывал мне историю каждого экспоната, строил планы, мечтал о большом помещении для музея. Мне тогда было чуть больше тридцати, а Игорю Витальевичу – за пятьдесят, и он мне показался сумасшедшим гением... Мне кажется, что именно тогда за ужином и родилась мысль о создании фильма-портрета о великом коллекционере, фанатичном археологе и удивительном художнике. А может и в самолете, когда возвращались из Нукуса в Ташкент...

– Кто автор сценария фильма?

– Автор сценария и режиссер фильма я. В работе над ним кроме генерального продюсера Рустама Сулейманова мне помогает главный консультант проекта Мариника Бабаназарова, ученица и последовательница Савицкого. Она была его заместителем в музее, а после кончины великого коллекционера уже в должности директора музея продолжает с огромной самоотдачей и профессионализмом сохранять бесценные сокровища. Большой вклад в работу над фильмом вносит и мой сын Али-Эргаш, универсальный кинематографист, освоивший профессии режиссера, оператора и монтажера. Редактор – старшая дочь Лейла. Помогает весь коллектив Государственного музея искусств Каракалпакстана, сотрудники Центрального архива кинофотофонодокументов Республики Узбекистан и многие другие...

– Расскажите коротко о сюжете фильма?

– Сюжет очень простой: человек родился, учился, работал, уехал в далекий край, влюбился в него, боролся за свершение мечты, заболел, победил... и умер. Так сложилась жизнь нашего героя.

Фильм расскажет и о людях, с которыми по жизни встречался наш герой. А, значит, расскажет и об Узбекистане, о его культуре, о том, как бережно сохраняется бесценная коллекция музея.

– Как собирался материал к фильму? Где проводились съемки?

– Материал собирали повсюду: в фото и киноархивах, частных коллекциях, у тех, кто работал или общался с Игорем Савицким, в музеях... Снимали эпизоды в Нукусе, Москве, Ташкенте, в разных районах Каракалпакии, везде, где бывал и работал Игорь Витальевич.

Буквально на днях попросил Маринику Бабаназарову прислать фотографии и репродукции картин Урала Тансыкбаева, Усто Мумина (Александра Николаева), Михаила Курзина, Николая Карахана в улучшенном качестве. В Москве режиссер-монтажер Динара Елисеева проводит кропотливый процесс монтажных поправок. От лица рассказчика выступает мой друг, замечательный режиссер и актер Андрей Смирнов. В Италии на «Кросс-студио» тщательно подбираются музыка, песни, шумы, изготавливается компьютерная графика. После одобрения проекта заказчиком – благотворительным фондом «Марджани» – в Москве будет проведена цветовая корректировка современных съемок и кадров из старых фильмов, кинохроники разных лет, начиная с 1915-го года, когда родился наш герой...

– Что нового открыли для себя в ходе работы над фильмом?

– Для меня все было новым. И рассказы Мариники Бабаназаровой, и откровения художника-реставратора Альвины Шпаде, каракалпакского скульптора Жолдаса Куттымуратова. Очень интересными и познавательными оказались интервью узбекских ведущих мастеров живописи и скульптуры Дамира Рузыбаева, Баходыра Джалалова, замечательных художников Валерия и Александра Волковых, которые первыми отдали в коллекцию Игоря Савицкого работы своего отца Александра Николаевича Волкова. Этому примеру последовали наследники других художников-авангардистов, проведших многие годы в сталинских лагерях и тюрьмах.

Общение с участниками фильма помогает создать оригинальное произведение, не похожее на американскую картину «Пустыня запрещенного искусства», кстати, хорошо сделанную. В ней авторы больше ударились в политику, их привлекла сенсационность – сокровища, спрятанные в пустыне на берегу умирающего Аральского моря. Я же стараюсь акцентировать внимание зрителей на образе Игоря Савицкого - человека скромного и бесстрашного, по-хорошему предприимчивого. Он сумел собрать в Каракалпакии образцы народного творчества, а потом в обстановке цензуры и трусливой бюрократии отыскивал в огромной стране уникальные картины, приобретал от имени государства эти полотна. Теперь многие из этих шедевров сегодня оцениваются в миллионы долларов, увидеть их в Нукус летят люди со всех концов планеты...

– Как скоро фильм будет готов?

–Премьера намечается в начале сентября 2015 года в Нукусе, в дни памяти Игоря Савицкого. Мы с Рустамом Сулеймановым недавно были в Каракалпакстане и показывали коллективу музея черновую сборку фильма, получили очень ценные советы. Завершенный фильм «Страсть Игоря Савицкого» до премьеры, которая состоится в музее, показываться нигде не будет.
Материал подготовил:
Темир Исаев
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку