Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В Узбекистане назрела необходимость создания министерства транспорта, заявил заместитель председателя Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ) Кадыр Юсупов.
«Стоит вопрос о создании министерства транспорта, потому что у нас железнодорожный, авиационный и автомобильный транспорт действуют самостоятельно, нужен координирующий орган», – сказал Юсупов.
При это он перечислил ряд проблем, с которыми сталкивается местный и зарубежный бизнес в Узбекистане. По его словам, также пробуксовывают инициативы страны в сфере международных коридоров.
«Узбекистан проделал очень большую работу, построив железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф. Очень много вопросов вызывает насколько эффективно дорога используется. Я недавно ездил с группой узбекских бизнесменов в Мазари-Шариф. Афганские бизнесмены жалуются на то, что очень низкая пропускная способность в Термезе», – рассказал Юсупов.
Он обратил внимание на принципы работы компании «Узбекистон темир йуллари». Так, например, местный бизнес «очень жалуется» на монополиста из-за несправедливых расценок.
«Транспортные издержки наших экспортных грузов стоят в три раза дороже, чем внутри страны. Это несправедливо. Если взять вагон цемента и привести из Самарканда в Ташкент, и взять отвести из того же Самарканда в Казахстан (Арысь), разницы никакой в обоих направлениях, но цена вагона в Арысь для нашего бизнесмена обойдется в три раза дороже, чем внутри Узбекистана. Железная дорога считает: вы делаете экспорт, у вас есть валюта, платите больше. Малый бизнес от этого страдает и об этом, к сожалению, нигде не говорят», – подчеркнул представитель ассоциации.
Еще одна трудность, с которой сталкивается малый бизнес – получение вагонов. «Потому что у железной дороги есть квоты. Эти квоты сначала предоставляются самым крупным компаниям. Потом эти компании перепродают эти квоты на 20-30% дороже средним компаниям, далее – они перепродают малым компаниям. В итоге малому бизнесу они обходятся дороже где-то на 60-70%», – сказал Юсупов.
Международный транспорт
В начале 90-х годов ЕС выдвинул проект ТРАСЕКА, который соединил бы Европу с Кавказом и Центральной Азией. По словам Юсупова, в начале Узбекистан принял участие в этом проекте, но «потом все было заморожено».
«Недавно президент Мирзиёев встретился с президентом Туркменистана. Одной из основных тем встречи было использование коридора из Узбекистана через Туркменистан, Каспийское море и Черное море на Европу. То есть, по существу, мы возвращаемся к этому проекту», – отметил он.
Эксперт также коснулся выдвинутой в 2011 году Каримовым в Ашхабаде инициативы создания транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман. «К сожалению, до сих пор никакой проработки не ведется», – утверждает он.
Еще одна забытая инициатива Узбекистана – строительство автомобильной дороги Термез-Кветта (Пакистан), которая может обеспечить буквально за двое суток перевозку грузов в обоих направлениях, став для Узбекистана самым коротким путем к океану.
Помимо строительства нового железнодорожного пути из Китая в Узбекистан, есть возможность использовать потенциал автомобильной дороги Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар. По подсчетам экспертов, модернизация дороги протяженностью около 1000 км может занять до двух лет. Она позволит осуществлять немалый транзит автомобильных грузов за два дня.
По мнению Юсупова, Узбекистан на сегодняшний не в полной мере использует и свои экспортные возможности. «Почему-то сложилось впечатление, что торговля с Узбекистаном и Китаем должна идти только в одностороннем порядке, то есть качество узбекских товаров невысокое и нет смысла вести их в Китай. Я привожу точку зрения узбекских чиновников. Однако из Китая к нам поступает очень много заявок на экспорт высококачественной узбекской продукции. Тоже самое мы слышим из ОАЭ, Саудовской Аравии», – подчеркнул Юсупов.
Комментарии отсутствуют