13 Июня 2018, 06:29 1985 ... Общество
Эксперт: какое будущее ждет инновации в Узбекистане

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В настоящее время слово «инновация» стало частью повседневной жизни. Если объединить ряд понятий, то получится что инновация (от англ. innovation) это новшество, обеспечивающее рост эффективности процессов или продукции, продиктованное рыночной экономикой. Как и любая наука, инноватика имеет два направления развития: теоретическое и прикладное, каждая из которых состоит из формирования новых знаний, идей, новых технологий, изобретений и открытий.

Учитывая, что каждое научное направление имеет определенную специфику, в системе образования, данные процессы предполагают совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. 

В Узбекистане по итогам «Года диалога с народом и интересов человека», в соответствии с предложениями многих родителей, учителей и учащихся, широкой общественности было восстановлено 11-летнее общее образование.

Вместе с тем, продление школьного образования ставит новые задачи перед государством, такие как обновление материально-технической базы, подготовка и переподготовка кадров, создание новых учебных программ. Появление новых учебных дисциплин требует пополнения информационных ресурсов в целях постоянного поиска новых форм обучения.

В подобных условиях высоко ценится не только внедрение новых педагогических технологий (что, по своей сути является новацией), но прежде всего повышение роли и авторитета самих преподавателей, их знаний и навыков. Предоставление учащимся самостоятельного выбора приемов и способов, использование сети Интернета, информационно-коммуникационных технологий, аудио и видео носителей является более эффективным, чем ранее использованные традиционные методы.

Электронные библиотеки, практикумы, консультации, конкурсы и олимпиады позволяют работать с персональными образовательными программами учащимся с высоким и низким уровнем общей подготовки, позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения. Актуальным направлением в системе образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

По инициативе Шавката Мирзиёева 2018 год в нашей стране был объявлен «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В связи с этим, было создано Министерство инновационного развития, перед которым стоят задачи по реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего общества.

Основным курсом развития государства становится переход на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, современных подходов, передовых технологий и методов управления. Особое внимание в Государственной программе уделяется созданию необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, а также поддержке прогрессивно мыслящих, инициативных и ответственных работников.

Важно отметить что, в системе образования, несмотря на позитивные сдвиги, остается ряд нерешенных задач.

Например, обновление материально-технической базы идет медленными темпами, ощущается нехватка современных дидактических и учебно-методических материалов, в том числе и в электронном виде. В школьных библиотеках недостаточно художественной литературы, в то время как растёт спрос не только на национальную, но и на мировую классическую литературу.

В некоторых школах не хватает современного учебного оборудования (программное обеспечение, электронные и мультимедийные средства обучения и наглядные пособия), особенно по изучению таких предметов, как информатика, физика, химия, биология, иностранные языки, а в ряде учебных заведений отсутствуют специально оборудованные кабинеты.

Всем известно, что знания, усвоенные учениками с использованием ИКТ, помогают впоследствии более результативно изучать другие школьные предметы и позволяют им в будущем стать квалифицированными и востребованными специалистами. Определенные сложности в школьном образовании имеются и в обеспечении педагогическими кадрами, в особенности в регионах.

В связи с этим, в 2017 году по республике в 15 высших образовательных учреждениях были открыты заочные отделения, где более 5 тысяч педагогов, окончивших колледжи, смогут получить высшее образование. На основе инновационного и креативного подходов в стране созданы специализированные школы по углубленному изучению точных наук, носящие имена Мухаммада Хорезми и Мирзо Улугбека.

В настоящее время для успешной реализации инновационных методов обучения, современный педагог обязан: в совершенстве владеть информационно-коммуникационными знаниями, технологиями и методикой их применения; урок должен планироваться с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной). Особое место занимают диалогические и проектно-исследовательские методы, способствующие связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

Каждая учебная дисциплина имеет определенную систему, однако для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, преподаватель вправе больше внимания уделять креативным темам, фактам, понятиям и интересам учащихся, естественно в рамках предмета. Предмет, в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем и задач имеет различный уровень сложности. Зачастую, данный показатель обусловлен возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Результативность урока достигается тогда, когда обеспечено полное включение учащихся в познавательную деятельность, где ученики не только получают и анализируют результаты, но и чувствуют положительный эмоциональный настрой на содержание урока и достижение успеха. Роль преподавателя в данном процессе состоит из координации, где наряду со знаниями учитываются индивидуальные потребности, характер и интересы ученика.

За последние годы в нашей стране проделана широкомасштабная работа по возрождению, изучению и пропаганде национального культурного наследия, в том числе доброго имени наших великих предков. Так, изданы книги, проведены международные научные конференции, посвященные жизни и деятельности гениальных ученых-энциклопедистов Востока.

Логическим продолжением этой благородной работы было принятое в 2017 году Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения». Согласно которому, наряду с другими мерами особое внимание направлено на организацию производства электронных учебных устройств, дающих возможность поиска и приобретения необходимой литературы через Интернет, размещение в информационной базе учебников, учебных пособий, учебно-методических, научно-теоретических источников для общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, высших учебных заведений.

Безусловно, проводимые реформы играют важную роль не только в воспитании подрастающего поколения, но и привлекают их к научно-инновационной деятельности, способствуя дальнейшему совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым стандартам, для ведущих отраслей экономики нашей страны.

Гульшана ХУДОЯРОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член фракции УзЛиДеП

Присоединяйтесь к группе "Новости Узбекистана" в Telegram"Одноклассниках", и Facebook. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку