16 Июня 2015, 09:09 475 ... Общество
Минюст опроверг информацию об ужесточении условий деятельности ННО в Узбекистане
Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Приказом министра юстиции Узбекистана утверждено Положение о порядке согласования мероприятий негосударственных некоммерческих организаций. В некоторых Интернет-СМИ данный факт был подан в качестве ужесточения условий для деятельности ННО. В этой связи мы обратились с рядом вопросов в Министерство юстиции. Ситуацию нам прокомментировал начальник управления общественных, негосударственных некоммерческих и религиозных организаций Министерства юстиции Худояр Мелиев.

С какой целью было разработано и утверждено положение о порядке согласования мероприятий?

Во-первых, как известно, обязанность ННО согласовывать мероприятия не является новым требованием законодательства. ННО и ранее должны были согласовывать мероприятия с органами юстиции по месту регистрации. Это вытекает из статьи 8 Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях», в соответствии с которой ННО обязаны обеспечивать доступ регистрирующему органу на проводимые мероприятия. Согласно же части пятой статьи 239 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности проведение ННО мероприятий без согласования с регистрирующим органом, а равно отказ в доступе представителю регистрирующего органа на проводимые ими мероприятия влечет наложение штрафа на должностных лиц ННО.

Т.е. практика согласования мероприятий ННО с регистрирующим органом существует с 2005 года, и это нисколько не ограничивает свободу деятельности ННО, которые работают открыто, гласно и в рамках действующего законодательства в соответствии с заявленными уставными целями и задачами. Свидетельством этому является и то, что на сегодняшний день количество ННО превысило 8 200, что в 1,6 раза больше, чем 2010 году. 

Сегодня общественные объединения, фонды, общественные массовые движения, негосударственные некоммерческие организации образуют основу гражданского общества и определяют его содержание. И государство оказывает всемерную поддержку ННО как важному фактору демократического обновления и модернизации страны.

В частности, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» усовершенствованы и упрощены организационно-правовые механизмы и процедуры, связанные с созданием и организацией деятельности ННО, что также явилось стимулом их дальнейшего широкого развития. Так, в пять раз были снижены размеры госпошлины за регистрацию ННО, и их символик, сокращен перечень и отменено требование о нотариальном заверении документов, представляемых для их государственной регистрации, уменьшен срок рассмотрения заявлений о регистрации ННО от двух до одного месяца. Более того, установлено, что общественные объединения инвалидов, ветеранов, женщин и детей уплачивают государственную пошлина за государственную регистрацию вдвое меньше чем другие ННО. 

Кроме того, отменена государственная пошлина за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительств и филиалов), в том числе наделенных правами юридического лица, установлено, что неосуществление ННО финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев не является основанием для их ликвидации в качестве юридических лиц, как это было ранее согласно статье 53 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, введен ряд других дополнительных льгот, упрощающих создание и организацию деятельности ННО. 

10 марта 2014 года за № 57 принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, которым было утверждено в новой редакции Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций. Настоящее положение отменило предыдущее требование о необходимости ежеквартального представления в регистрирующий орган информации о запланированных мероприятиях. Было установлено, что достаточно заблаговременно представлять для согласования информацию о запланированных мероприятиях или перечень запланированных мероприятий, т.е. ННО отныне вправе сами по своему усмотрению решать в какие сроки представлять информацию о запланированных мероприятиях. 
Вместе с этим, в законодательстве отсутствовало определение понятия мероприятия, не было правовой определенности в том, в какие сроки необходимо согласовывать отдельные мероприятия, какие для этого нужно представлять документы, не было ясности в условиях отказа в проведении мероприятия, порядке выдачи разрешения на проведение мероприятий и т.д.

Это приводило к проблемам в правоприменительной практике, связанным с разночтениями при толковании понятия мероприятия, создавало условия для возможных злоупотреблений при рассмотрении вопросов проведения мероприятий, в целом сдерживало активность ННО.

В этой связи, вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан Министерству юстиции было поручено разработать и утвердить Порядок согласования мероприятий ННО.

Что теперь следует понимать под мероприятием и все ли мероприятия ННО подлежат согласованию?

Это действительно важный вопрос и надо отметить, что раньше в органы юстиции представляли для согласования информацию обо всех мероприятиях, в том числе внутренних и тех, которые включены в государственные программы, национальные планы и другие нормативно-правовые акты, утвержденные вышестоящими органами государственной власти и управления, или ранее согласованных в порядке, утвержденными другими актами законодательства. Имели место случаи, когда ННО согласовывали участие в мерроприятиях других организаций. 

С учетом изложенного, обязанность согласования мероприятий исключено в отношении следующих мероприятий:

- собрания уставных органов ННО за исключением случаев участия в них третьих лиц (кроме местных журналистов);
- мероприятия ННО, проведение которых предусмотрено в нормативно-правовых актах, государственных программах и национальных планах, а также в документах палат Олий Мажлиса, аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, органов государственной власти на местах;
- массовые физкультурные и спортивные мероприятия ННО, которые осуществляются, согласно планам, утвержденным либо согласованным с Министерством по делам культуры и спорта и его территориальными управлениями;
- массовые мероприятия ННО, проводимые согласно Правилам проведения массовых мероприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 29 июля 2014 года № 205;
- участия представителя ННО в мероприятиях, проводимых другими организациями на территории Республики Узбекистан.

При этом в качестве мероприятия определен сбор лиц как на территории Республики Узбекистан, так и иностранного государства, организованный непосредственно ННО в открытых и закрытых сооружениях, площадях, зданиях и других местах в форме семинаров, конференций, «круглых столов», симпозиумов, акций, тренингов, встреч и других формах для достижения целей, определенных в их уставах (положениях).

Что необходимо представить для согласования мероприятия, и в каких случаях может быть отказано в проведении мероприятия?

Для согласования мероприятия ННО должны не менее чем за 20 дней до даты проведения мероприятия представить повестку дня предстоящего мероприятия, дату и место его проведения, список участников, копии раздаточных печатных, аудиовизуальных и других материалов, а также сведения об источниках финансирования мероприятия.

Основанием для отказа в проведении мероприятия может послужить, если оно направлено на насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, ущемление конституционных прав и свобод граждан, пропаганду войны, социальной, национальной, расовой и религиозной вражды, посягательство на здоровье и нравственность граждан. 

Важно отметить, что органы юстиции должны в установленные сроки рассмотреть обращение ННО и не позднее чем за 5 дней до проведения мероприятия дать письменный ответ. 

При этом не допускается препятствование представителем регистрирующего органа в проведении мероприятия, проводимого в соответствии с актами законодательства и целями, определенным в уставе (положении) ННО.

Мы уверены, что внесение ясности в порядок согласования мероприятий ННО, установление четких правил их проведения создаст правовую определенность и дополнительные благоприятные условия для более активной деятельности ННО.

Мы исходим из того, что открытие ННО не должно являться самоцелью. В основе создания таких организаций должно быть, прежде всего, стремление граждан быть полезными обществу. Они призваны стоять на защите прав и интересов общества, способствовать росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитывать в них чувство собственного достоинства, независимое мышление, поддерживать желание реализовать свой потенциал, строить свое будущее своими руками.

Наряду с полной реализацией предоставленных прав и свобод ННО должны обеспечивать и соблюдение своих обязанностей, содействовать укреплению многовековых духовно-нравственных устоев, идей толерантности и межконфессионального согласия, защите демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. При этом негосударственные некоммерческие организации должны, прежде всего, выражать чаяния и потребности различных социальных групп населения, продвигать их законные интересы, опираясь на поддержку и доверие широких слоев населения.

Снискать доверие населения, заручиться его поддержкой ННО могут только в том случае, если их деятельность будет осуществляться открыто, гласно и прозрачно в рамках действующего законодательства, уставных целей и задач. 


Материал подготовил:
Темир Исаев
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку