1 Октября 2013, 09:01 224 ... Общество
В атмосфере заинтересованного участия экспертов в дискуссиях, живого обмена мнениями по основным принципам, задачам, субъектам, формам и механизмам проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов в Самарканде состоялся международный научно-практический семинар «Гражданские институты и общественная экспертиза нормативно-правовых актов: вопросы демократизации законодательства».

Для участия в мероприятии, организованном Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Министерством юстиции, Законодательной палатой Олий Мажлиса при содействии Координатора проектов ОБСЕ в нашей стране, представительства Фонда имени Ф.Эберта, представительства ПРООН в Узбекистане и других организаций, также были приглашены представители ЮНЕСКО, Фонда имени К.Аденауэра, НПО «Национальный демократический институт» (США), эксперты из Бельгии, Болгарии, Германии, Южной Кореи, России, представители государственных и общественных структур Узбекистана, журналисты.

В ходе международного семинара было отмечено, что с провозглашением независимости Узбекистан поставил перед собой цель построить демократическое правовое государство, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы. Основой осуществляемых преобразований стало формирование прочной правовой базы, совершенствование законотворческого процесса, повышение качества и эффективности принимаемых законов, призванных обеспечить всесторонний учет интересов всех слоев общества. Сегодня на основе верховенства закона в нашей стране осуществляется масштабная работа по демократизации государственного и общественного управления, либерализации судебного законодательства, приняты меры по усилению роли и значения органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества в управлении делами государства. В результате в обществе растет правосознание, понимание сути реформ, значения участия в них каждого, кому небезразлично будущее родной страны.

В ходе мероприятия отмечалось, что расширение участия граждан в управлении делами государства, формировании правовой базы реформ, действенность и поступательность осуществляемых в Узбекистане масштабных демократических преобразований во многом зависит не только от всесторонней поддержки и развития устойчивых демократических институтов, органов самоуправления граждан, но и от последовательного повышения уровня политико-правовой культуры и общественно-политической активности граждан. В данной сфере в Узбекистане проводится большая работа, направленная на кардинальное улучшение правового образования и просвещения, формирование у населения уважительного отношения к правам и свободам человека, обеспечение верховенства закона, неукоснительного исполнения Конституции. Данный положительный опыт Узбекистана по взаимодействию гражданских институтов с органами государственной власти и управления, общественному контролю за ходом их реализации был отмечен участниками. Эксперты признали, что республика в последнее время демонстрирует стремление по построению сильного гражданского общества, развитию гражданских институтов и активизации их участия в управлении государством.

В частности, сенатор Бельгии, член Реформаторского движения Доминик Тилманс отметила, что в настоящее время для большинства стран Запада стало ясным стремление Узбекистана сформировать основы сильного гражданского общества. Об этом свидетельствуют принимаемые руководством страны эффективные меры по дальнейшему развитию гражданского общества, благодаря чему в ближайшем будущем страна сможет войти в число лидеров в этой области. В частности, это меры по стимулированию расширения сети ННО, повышению их статуса и роли в решении актуальных вопросов государственного и общественного строительства. В этом смысле правовой эксперимент, проводимый в двух областях Узбекистана, является прогрессивным для развития страны. При этом сенатор подчеркнула, что не существует единой модели гражданского общества, и оно проходит эволюционный путь развития в каждой стране по-своему. Д.Тилманс особо отметила о том, что наблюдаемая зарубежными экспертами практика Узбекистана по активному привлечению гражданских институтов в процесс общественной экспертизы нормативно-правовых актов будет положительно сказываться на отражении в принимаемых законах интересов различных слоев населения, особенно наиболее уязвимых. 

Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Дьердь Сабо особо отметил важность принятых государственных мер по активизации деятельности институтов гражданского общества, особенно, принятия соответствующих законов, которые позволили гражданским институтам участвовать в решении актуальных вопросов развития страны. Д.Сабо отметил, что в Узбекистане работа в данном направлении осуществляется достаточно активно, при этом решение аналогичных вопросов во многих развитых странах пока еще не регламентирована на законодательном уровне. Отмечая, что за годы независимости в Узбекистане в результате системных, поэтапных и последовательных реформ и преобразований в области нормотворчества достигнуты определенные успехи в области демократизации законодательного процесса, координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане высоко оценил Концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, подчеркнув, что она стала новым витком в процессе демократизации многих сфер общественно-политической жизни страны. При этом он особо отметил, что в Узбекистане для создания развитой законодательной базы, необходимой для реализации демократических принципов понадобилось намного меньше времени, чем странам Евросоюза.

Директор представительства Фонда им.Ф.Эберта Н.Резяпова отметила общие тенденции в развитии институтов гражданского общества в Узбекистане и Германии, подчеркнув, что Узбекистан сумел создать собственную модель формирования основ гражданского общества, которая вобрала в себя лучший опыт многих передовых государств в области общественного строительства, тем самым позволив избежать многих катаклизмов, общественных потрясений, необоснованных экспериментов при переходе от одной общественно-политической формации к другой.

В ходе семинара эксперты отмечали, что политический курс Узбекистана, направленный на активизацию роли институтов гражданского общества, укрепление их социального партнерства с государственными структурами путем укрепления правового статуса института общественного контроля, в том числе общественная экспертиза нормативно-правовых актов - показатель качественно нового этапа демократизации страны, уникального для всего постсоветского пространства.

В целом участниками мероприятия отмечено - организация семинара является ярким свидетельством заинтересованности руководства Узбекистана в развитии институтов гражданского общества и поддержке инициативы по широкому вовлечению гражданских институтов в процесс законотворчества. Подчеркнуто, что западными специалистами с интересом изучаются инициативы Президента Узбекистана, особенно касающиеся усиления института общественного контроля, а также и опыт республики и практика законотворчества, что говорит об успешном, даже прогрессивном опыте страны в сфере построения сильного правового государства с развитым гражданским обществом.
Материал подготовил:
Акром Рахимов
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку