4 Мая 2016, 22:04 1284 ... Общество
Узбекистан в преддверии выборов в махаллинские комитеты

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Махалля – уникальный социальный институт. По логике и по академическому (словарному) определению, это местное выборное самоуправление. На деле же махаллинские комитеты не только решают проблемы узко местного характера. Сходы граждан не есть продукт чисто узбекский или даже не центральноазиатский. Такие институты в разное время существовали если не во всех, то во многих цивилизациях и культурах человечества. Навскидку можно вспомнить российские земства, куренные собрания у казаков, советы старейшин у древних даков (нынешние Румыния, Прикарпатье и Карпаты)... Но только в Узбекистане, смею вас заверить, эта организация доведена до логического конца.

Махалля – это не только третейский судья в семейных ссорах или же неурядицах между соседями. Не только выдавальщик справок о проживании, составе семьи, характеристик. Это – связующая нить между собственно социумом, народом и местной властью. Более того, махаллинские комитеты это и есть полноценная власть на местах. Однако эта власть в шаговой, так сказать, доступности: большинство бытовых, социальных, культурных, организационных проблем в современном Узбекистане решается именно здесь!

В состав махаллинских комитетов входят: председатель, секретарь, члены махаллинского комитета, а также ответственные за работу с детьми, за работу с родителями, за семейные проблемы, домкомы (в многоквартирных домах) или так называемые «старшие по улице». Так как эта организация выборная, то и выборы в махаллинские комитеты проходят раз в два – два с половиной года. Это очень удобно, так как за это время можно оценить работу органов самоуправления граждан по существу, а не по бумагам или отчётам.

Радиус ответственности махаллинских комитетов широк: кроме вышеназванных функций, это и благоустройство территорий, организация досуга жителей, воспитательная работа – с детьми, молодожёнами, соседями. По сути, за это время (более двадцати лет), как был вновь реформирован институт схода граждан, махаллинские комитеты показали себя неплохо. По большому счёту, они стали ближайшими советчиками, друзьями жителей.

Выборы в сходы граждан махаллей, кишлаков – важное событие. Не столько политическое, сколько общественное. Самое главное – выборы являются поистине демократическими, так как на них выбираются люди не по половому признаку, социальному происхождению, по ораторским качествам, а именно по деловым. Как правило, жители хорошо знают кандидатов (те постоянно проживают в этой же махалле, ауле, кишлаке или же, в крайнем случае, поблизости). Население не обмануть – народ знает, кто чего стоит!

Тем более, что сходы граждан – организация некоммерческая и негосударственная, то есть вполне самостоятельная. По закону, ни местный хокимият, ни кто бы там ни было не имеет права указывать комитету, вмешиваться в его дела, а также диктовать свои условия.

Если бы этот постулат выполнялся повсеместно, то Узбекистан сделал бы огромный шаг к правовому государству и гражданскому обществу. Ждём выборов!

Постскриптум. Разумеется, эта моя статья получилась несколько по-академически суховатой, ведь «Суха теория, мой друг; А древо жизни вечно зеленеет...» (из «Фауста» Гете). Однако она, я искренне надеюсь, отражает реальное положение вещей в нашем обществе. И тот факт, что выборы в сходы самоуправления граждан (а их на территории Республики Узбекистан около 10 тысяч) всегда почти проходят активно – только подтверждает мои слова!

Материал подготовил:
Алимардон Салимбеков
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку