Загрузка
Загрузка
Туризм

Не меркнущие идеи великого философа-теолога

3768
Загрузка
Имена наших великих предков часто упоминаются в мировой науке. Их уникальные произведения до сих пор служат основой для новых открытий, создания многочисленных научных и духовно-просветительских произведений, служащих цивилизации человечества. Всему прогрессивному миру известны работы таких наших предков, как Имам Аль-Бухари, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сино (Авиценна), Накшбанди, Гиждувани, Аль-Замахшари, Аль-Хорезми (Алгебра), Абу Наср Фараби, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, Бабур и многих других. А философские и теологические труды выдающегося исламского правоведа имама Абу Иса Ат-Термизи считаются наиболее значимым в мировом мусульманском вероучении.

Мухаммад ибн Исо ибн Савра ибн Мусо ибн Заххок Сулламий Бутий Ат-Термизий родился в кишлаке Буг, что в Шерабадском районе Сурхандарьинской области, неподалеку от реки Жайхун (Амударья) в 824 году.

Любовь к знаниям и наукам привели юношу в город Термез. Здесь, а впоследствии в Хорасане и Бухаре, он обучался основам исламской религии от известных тому времени богословов, таких как Имам Аль-Бухари, Мухаммад Ибн Абдуллах, Али Ибн Хаджар, имам Муслим, Кутайба Ибн Сайд, Сувейд Ибн Наср и многих других. Благодаря хорошей памяти и любознательности, а также исключительной одаренности Мухаммад Ибн Исо с ранних лет выучил наизусть десятки тысяч хадисов.

После завершения учебы, Мухаммад Ибн Исо совершил путешествия по многим мусульманским городам в поисках хадисов - описания деяний и жизни Пророка Мухаммеда. Он побывал в таких крупнейших городах исламского мира как Мекка, Медина, Дамаск, где встречался с известными людьми того времени, такими как Ахмад Ибн Ханбал, Абу Дауд, Суфён Ибн Ваки и др.

Огромный багаж знаний, обретенный во время учебы и путешествий, Имам Ат-Термизий использовал для усовершенствования религиозных наук: «аль-кироат» (ораторство), «аль-баён» (письменность), «фикх» (право), история, «фалакият» (прикладная астрономия) и ряда других. В результате его имя вошло в религиозную науку ислама как великого энциклопедиста, собравшего воедино и систематизировавшего «хадисы». До Абу Исы Ат-Термизий хадисы разделялись, в основном, на достоверные - «сахих» и небесспорные - «заиф». Занимаясь хадисоведением, Имам Ат-Термизий впервые сформулировал и развил понятия «хасан» (хороший «хадис») и «гариб» («хадисы», которые передавались не сподвижниками Пророка Мухаммеда, а другими лицами).

Знаменитые религиозные деятели того времени считали за честь беседовать с ним, вести дискуссии на теологические темы, узнавать все новые и новые стороны жизнеописания Пророка Мухаммеда от одаренного молодого ученого Ат-Термизий. Сам великий Имам Аль-Бухарий заявил однажды Имаму Ат-Термизий: «Я извлек выгоду из общения с тобой больше, чем ты извлек выгоду при обучении со мной», что было большой оценкой трудов Термизий.

Известна история, приключившаяся с ним во время путешествия, которую описывает сам Ат-Термизий: «Во время паломничества в Мекку, я встретился с одним Шейхом, который рассказал хадисы, известные ему. Завершив свой рассказ, Шейх обратился ко мне с вопросом, почему я не записал поведанные им хадисы. Он укорил меня в том, что я неуважительно отнесся к хадисам. И тогда я слово в слово рассказал наизусть все хадисы, только что услышанные от него. Шейх с удивлением взглянул на меня и заметил: «Такого как ты, я еще не встречал».

Истории известен также рассказ знаменитого арабского летописца Шамсиддина Аль-Захаби (1274-1347), который в своей книге «Тазкират ул-Хуффоз» приводит такой эпизод из жизни Имама Ат-Термизий: «Духовная близость и дружба Имама Ат-Термизий со своим наставником Имамом Аль-Бухарий была настолько тесной, что известие о смерти Имама Аль-Бухарий повергла его ученика и друга в глубокую печаль. Имам Ат-Термизий настолько сильно переживал и предался скорби, что даже ослеп от горя и слез».

За долгую творческую деятельность Имам Ат-Термизий создал множество уникальных произведений по богословию и «хадисам». Его труды - сборник «хадисов» «Аль-жомеъ Ас Сахих», произведения «Аш-шамоил ан-Набавийя», «Аль жомеъ ал-Кабийр», «Китоб ат-Тарих», «Китоб аз-Зухд», «Рисола фил хилоф вал жадал», «Асмо ас-Сахрбо» стали жемчужинами исламской, в т.ч. и мировой науки. В частности, сборник хадисов «Аль-Джам Аль-жомеъ Ас Сахих» или «Сунан Ат-Термизий» считается одним из шести самых авторитетных суннитских сборников «хадисов» мира. Все 3962 хадисов, содержащихся в «Сунане Ат-Термизий», систематизированы по главам и разделяются на «сахих», «хасан» и «заиф».

Память о великом предке узбекского народа бережно хранится в современном Узбекистане. В частности, на его родине в Шерабаде мавзолей, где покоится прах знаменитого богослова и духовного деятеля Имама Ат-Термизий, полностью отреставрирован. Мавзолейный комплекс и близлежащая территория благоустроена, обустроен красивейший сад, периодически здесь проводятся собрания с участием общественности и занимаются благотворительностью. Проводятся также множество научно-практических конференций и исследований, посвященных духовному наследию Имама Ат-Термизий.

До сих пор актуальны идеи, изложенные великим хадисоведом и ученым-богословом Имамом Ат-Термизмй в своих трудах. Доброта и терпимость, гуманность и нравственность, справедливость и честность, праведность и беспорочность, а также другие общечеловеческие ценности, восхваленные им, служат укреплению дружбы между народами, обеспечению мирным и созидательным отношениям среди людей всего мира.
Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+