13 Июня 2013, 10:42 595 ... Туризм
Сделать туризм активным отдыхом
В каждом из нас скрывается как минимум Афанасий Никитин и как максимум – Марко Поло. Что там, за синей далью? И хотим мы это знать не понаслышке, а увидеть собственными глазами, прикоснуться к вечному, перенестись в далекое прошлое, которое на генетическом уровне не отпускает нас и отправляет из зоны привычного комфорта порой в очень далекие странствия. Мы все кочевали, мигрировали, переселялись с места на место иногда целыми этносами. Объективные причины массовости этого явления утратились, а желание хоть изредка менять обстановку и отправляться в путешествия осталось. Незаметно это перестало быть частной проблемой, получило красивое название из французского - туризм, что означает «поездка», «путешествие» и стало важной составляющей общества и значительно расширило свою семантику. 

Экономика, культура, укрепление международных связей – малая часть смежных отраслей, к которым туризм имеет прямое отношение, не говоря о познании и авторитете, который получает страна, умеющая чтить свою историю, традиции, культуру и готовая поделиться этим, гостеприимно распахивая двери перед любознательными туристами. Одним словом, туризм давно вышел на уровень государственности, в том числе и в Узбекистане. Подтверждением внимания к отрасли стала принятая в марте этого года комплексная программа развития туризма в Хорезмской области. 

С целью реализации Постановления Президента РУз И.А. Каримова «О программе развития сферы туризма в Хорезмской области на 2013-2015 гг.» 7 июня был проведен первый региональный туристский форум «Uzbekistan Travel Workshop-2013». Он совпал с проведением в Ичан-Кале ежегодного фестиваля «Дни культуры Хорезма». Оба события – звенья одной цепи – великолепно сочетались и обогатили участников форума не только впечатлениями, но и новыми идеями в плане развития туризма в регионе. 

На торжественной церемонии открытия мероприятия, организаторы которого НК «Узбектуризм», рекламное агентство «Великий шелковый путь» при поддержке хокимията Хорезмской области и Хорезмского регионального отделения «Узбектуризм», выступили председатель НК «Узбектуризм» Ф.Ризаев, раскрывший основополагающие проблемы развития туризма в регионе и наметивший ключевые способы их решения, руководитель отдела по «Узбектуризму» в Хорезмской области О.Рахимов с программой развития туризма в этом регионе, а также первый заместитель хокима области Ш.Ходжаниязова. 

Участники форума, в том числе все областные подразделения, обсудили проблемы туристской отрасли, на развитие которой планируется направить значительные средства. К примеру, в ходе реставрации и реконструкции туристских объектов будет освоено $2,7 млн. грантовых средств, $4,2 млн. –госбюджетных. На гостиничную и другую инфраструктуру области направят $6,7 млн. от инициаторов, $7,7 млн. – кредиты коммерческих банков, $2,5 млн. иностранных инвестиций. Адресный список только по реставрации включает 39 объектов. Уже закуплено 25 автобусов, в будущем году приобретут столько же. 

Не надо забывать, что туризм – это активный отдых, и сводить его только к познавательному, по крайней мере, недальновидно. Поэтому планируется проделать в районе живописного озера Гоуккул благоустроительные работы, построить аквапарк, лодочную станцию, конечно же, торговые площадки и другое, освоив в общей сложности $25 млн. Вокруг озера Эшон Рават в Хивинском районе будет построен комплекс для пляжного туризма. Отдых на воде, причем активный, привлечет еще большее количество как внешних, так и внутренних туристов. С этой же целью канал «Шават» разбит на участки, и каждому району предстоит реконструировать отведенную ему часть. Все перечисленные меры не только сделают отдых активным, но решат еще одну важную задачу, о которой на форуме говорили все региональные представители – позволят увеличить пребывание туристов в регионе с одних суток до двух-трех. Излишне говорить, сколько положительных последствий это будет иметь. 

Знаковым является то, что главная тема всех выступлений, обсуждений, обмена мнениями – развитие внутреннего туризма наряду с внешним, которому в последнее время в силу понятных причин отдавалось предпочтение, хотя, судя по статистике, в середине 70-х годов прошлого века было наоборот. Насчитывалось примерно 700-800 млн. туристов в мире, 75-80% из которых приходилось на внутренний туризм. Конечно, достичь таких показателей по внутреннему туризму пока сложно, но стремиться к ним вполне реально. Многие это хорошо понимают и, уже давно работают и в этом направлении тоже. К примеру, генеральный директор сети отелей «Азия» Санджар Машарипов не только мечтает о том, чтобы поток местных туристов был таким же плотным, как и иностранный, но и делает конкретные шаги в этом направлении. Особо актуально это в межсезонье, когда в силу климатических условий наблюдается спад туристов. Один из действенных методов – гибкие цены. Он уже проверен и дает свои результаты. 

Конкуренция в этом секторе рынка большая. Все региональные представители это понимают и стараются привлечь туристов разными способами. Одни, как «Азия-Хива», делают ставку на вышколенную, идеально экипированную обслугу. Кстати, униформу здесь меняют два раза в год. А еще вегетарианская кухня, для которой девушки в поле собирают молодые листочки ведомых только им трав. Или самаркандский отель «Фуркат», расположенный в Регистане, имеет два зимних ресторана – дело обычное, но наверху имеется смотровая площадка с обзором всего Самарканда. А по двору ходят диковинные птицы и тут же стоят три казана, так что туристы имеют возможность не только наблюдать за приготовлением плова, но и участвовать в процессе. 

Хошимжон Гайбуллаев, представитель бюро туризма по Наманганской области, делает ставку на особенности региона. Пять здравниц по уровню выходящих далеко за пределы области – уникальная возможность для развития экологического и лечебного туризма. Хорошая задумка замкнуть в единую цепь познавательный туризм Хорезма с лечебным отдыхом на горячих источниках, что, кстати, было очень популярно в прошлых столетиях, когда на воды отправлялась вся Европа. Планируется строительство кемпингов, бунгало, чтобы туризм стал еще и семейным. В планах и разработка тематическо-приключенческого туризма. 

Судя по презентациям, которые представили участники форума, стартовые позиции у всех разные. Собир Хасанов один из первых стал развивать в Хорезме гостиничный бизнес еще 10 лет назад, и теперь он стал семейным. Отели «Азии-Хивы», Намангана рассчитаны для приема 150 туристов, «Фуркат» – на 56 мест, а вот Ниёзжан Эгамбердиева начала свой «Уютный дом» с трех мест. Но главное, что ее отличает – никаких отступлений от национального стиля в оформлении интерьера и кухни. 

Очень важно, что все структуры тесно сотрудничают с колледжами, которые готовят кадры для отрасли. Учащимся есть, где проходить практику, да и с трудоустройством нет проблем. 

Трудно переоценить тот факт, что туризм – это сфера, которая дает большое количество рабочих мест. К примеру, только «Азия-Хива» предоставляет их 90, и в основном для молодежи. 

Форум закончился. Обмен опытом состоялся. Планы намечены. Дело за малым – воплотить их в жизнь.

Материал подготовил:
Галина Иванушкина

Читайте также

Назад к рубрике

Разработан специальный план развития туризма Самаркандской области

28 Августа 2015, 07:35

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. На днях в Самарканде прошёл брифинг с участием сотрудников регионального отделения национальной компании «Узбектуризм»....

Сделать туризм активным отдыхом

13 Июня 2013, 10:42
В каждом из нас скрывается как минимум Афанасий Никитин и как максимум – Марко Поло. Что там, за синей далью? И хотим мы это знать не понаслышке,...

В Узбекистане будет запущен новый скоростной поезд по маршруту «Мароканд-Навои»

12 Июня 2012, 12:20
Правительство Узбекистана приняло решение о запуске нового скоростного поезда по маршруту «Мароканд-Навои». Об этом было заявлено в ходе...
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку