22 Апреля 2010, 13:23 408 ... Политика
Данный законопроект принимается для обеспечения международного признания результатов деятельности отечественных испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий, органов по сертификации, инспекций и других органов по оценке соответствия, устранения технических барьеров в международной торговле, а также ускорения процессов вступления Узбекистана во всемирную торговую организацию.

Кроме того, новый закон будет направлен повышение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественной продукции, услуг и процессов, а также защиту внутреннего рынка от опасных товаров.

За последние 5 лет на международном уровне произошли изменения к требованиям и понятиям в областях сертификации и стандартизации продукции.

В настоящее время международная организация по стандартизации ИСО, вместо международного стандарта ИСО/МЭК 2 приняла 2 новых терминологических словаря в области технического регулирования и оценки соответствия ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» и ИСО/МЭК 2:2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь», предусматривающих систему технического регулирования, включающую в себя установление технических норм, а также их оценку и подтверждение соответствия этим нормам.

В апреле 2009 года в Узбекистане был принят Закон «О техническом регулировании», который разрабатывался с учетом действующих международных требований, в том числе требований ВТО, в котором был использован термин «оценка соответствия», принятый в международной практике.

В соответствии с определением принятым международной организацией по стандартизации (ИСО), под оценкой соответствия подразумевается - доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу, выполнены.

В связи с пересмотром ряда международных стандартов в области оценки соответствия, а также подготовкой законодательных актов Узбекистана в области технического регулирования, назрела необходимость подготовки Законодательных актов в области оценки соответствия.

Планируется, что новый законопроект заложит базу для создания законодательной, технической и организационной основ Национальной системы аккредитации.

По словам экспертов, гармонизация законодательства и процедур по оценке соответствия с международными требованиями, позволит в перспективе создать в региональных рамках (МГС, MAC) региональные системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия, а также участвовать в международных системах оценки соответствия.

Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества, что соответствует Решению Совета глав государств СНГ «О завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере» принятому в сентябре 2003 года.

Предварительно проект Закона состоит из шести глав, которые охватывают 36 статей.

В первой главе «Общие положения», включающей в себя 12 статей изложены основные понятия, применяемые в процессе оценки соответствия, отражено действующее законодательство в сфере оценки соответствия, определены объекты и субъекты оценки соответствия, цели и основные принципы, определены виды оценки соответствия, атак же формы подтверждения соответствия.

Кроме того, в данную главу включена статья, раскрывающая вопросы декларирования о соответствии продукции и услуг, являющегося одним из видов оценки соответствия и не был отражён в Законе Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг».

Вторая глава раскрывает вопросы государственного регулирования и управления в области оценки соответствия. Данная глава содержит 7 статей определяющих органы, осуществляющие государственное регулирование и их полномочия. Также отражены вопросы финансирования работ по оценки соответствия и проведение инспекционного контроля в области оценки соответствия.

Третья глава полностью посвящена вопросам аккредитации, которые не были раскрыты в Законе РУз «О сертификации продукции и услуг». В данной главе определены цели, задачи и принципы аккредитации, участники системы аккредитации, организация работ, критерии и условия аккредитации, права и обязанности участников аккредитации, а также проведение процедуры по признанию документов действующих в Национальной системе аккредитации и результатов аккредитации зарубежных аккредитующих органов.

Четвертая глава посвящена вопросам ответственности всех участников оценки соответствия за нарушение законодательства Республики Узбекистан в области оценки соответствия. В данной главе изложены меры ответственности аккредитующего органа за нарушение правил аккредитации, изготовителей (предпринимателей, продавцов) за нарушение правил обязательной сертификации.

Пятая глава отражает вопросы рассмотрения споров, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности по оценке соответствия. Так, в данной главе раскрыт порядок обжалования действий участников обязательного подтверждения соответствия и рассмотрения подаваемых ими апелляций на неправомерные действия со стороны аккредитующего органа и аккредитованных органов по сертификации.

Заключительная шестая глава отражает приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом и устанавливает срок вступления в силу данного проекта Закона.

Материал подготовил:
Александр Ларин
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку