5 Сентября 2017, 14:29 13543 ... Технологии
Ох, нелегкая это работа – Из болота тащить бегемота! Или зачем нам нужен Единый системный интегратор?

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uzВ стихотворной сказке «Телефон» детский поэт Корней Иванович Чуковский когда-то написал крылатую фразу, которую мы вынесли в заголовок статьи. И вот почему…

Что ждет ИТ–отрасль Узбекистана, в свете недавно подписанного Постановления Президента Республики Узбекистан от 29.08.17 года №ПП-3245 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий»?

Давайте разбираться вместе. В этой статье приведено независимое мнение эксперта Ахадбека Далимова - более 20 лет работы на рынке ИТ, работал в компаниях Teknisis Info, NURON, AMP, Microsoft, Sharifa и Expert Pro, в настоящее время независимый консультант по ИТ и информационной безопасности.

Кардинально изменен подход к реализации государственных информационных систем. А что это вообще означает - «простым языком»?

Давайте проведем аналогию с симфоническим оркестром. Оркестр может играть музыкальные произведения различной сложности, но для этого оркестру нужен Дирижер. Не имея дирижера, мы с достаточно низкой вероятностью услышим гармонию в звуках, которые воспроизводит оркестр, с гораздо большей вероятностью мы услышим набор не связанных звуков – какафонию. Постановлением президента, на Единого интегратора  «Узинфоком», возлагается роль Дирижера. Дирижера ИТ систем государственных органов. Таким образом, предполагается гармонизировать работу ИТ систем государственных органов и систему электронного правительства в целом для достижения следующих результатов:

1) Экономии государственных средств, через стандартизацию и оптимизацию ИТ решений применяемых в государственных органах;

2) Повысить качество и доступность предоставляемых государственных услуг через любые каналы связи, которые выберут физические и юридические лица;

3) Осуществлять постоянный мониторинг и анализ за востребованностью предоставляемых государственных услуг, создать систему оценки качества предоставляемых услуг через каналы обратной связи с пользователями и осуществлять на регулярной основе ревизию процесса предоставления услуг на основе данного анализа.

Предлагаемая в постановлении модель, это модель ИТ как сервис – государственные органы будут выполнять свои прямые должностные обязанности, определенные законодательством, а ИТ системы, призванные автоматизировать и повысить эффективность работы государственных органов будут переданы на управление специалистам по ИТ – единому Интегратору. При этом имеется понимание, что не все задачи будут выполняться собственно силами единого Интегратора. «Узинфоком»  будет иметь право привлекать ресурсы на субподрядной основе, и контролировать качество оказываемых субподрядчиком услуг.

Государственные органы будут определять бизнес - требования к работе и доступности необходимых им ИТ сервисов, необходимых для оказания услуг, а «Узинфоком» будет предоставлять запрошенные ИТ сервисы и обеспечивать соблюдение договоренностей по доступности данных.

Многочисленные обзоры по внедрению ИТ решений в государственных органах и электронного правительства в целом, даже в странах, добившихся наиболее значимых результатов (например Сингапур, Южная Корея, Прибалтийские страны, США, а из стран ближнего зарубежья Казахстан и Россия), показывают, что путь создания системы электронного правительства – это длительный и непрерывный процесс, требующий стратегического подхода, непрерывного внимания первых лиц государства и инвестиций. При этом, даже наличие всех вышеуказанных мер и ресурсов не гарантирует Правительство, как заказчика, от ошибок и сопротивления при внедрении ИТ решений. Даже в вышеуказанных странах, создание системы электронного правительства заняло порядка 20 лет, и так как это непрерывный процесс совершенствования и адаптации, процесс и системы не считаются законченными.

Для нашей страны, создание единого Интегратора будет вызовом времени. И пройти данный путь необходимо за возможно короткое время, применяя наилучший накопленный опыт в мире, передовые методики и стараясь избегать известных ошибок при внедрении.

Давайте рассмотрим: почему речь идет о кардинальном пересмотре, а не о косметических изменениях?

До настоящего времени, системы в государственных органах реализовывались разными компаниями-разработчиками, при этом, используя различные подходы. Это делало сложным или даже иногда почти невозможным их интеграцию между собой. Фактически мы имели «зоопарк» из разных систем в разных государственных органах, «разговаривающих» на разных языках. Часто, из-за нехватки собственных специалистов, привлекались иностранные компании, и при этом, не было полноценной команды со стороны заказчика, которая участвовала бы при внедрении ИТ решений, что приводило к проблемам с постоянной поддержкой и развитием проектов. И это, еще не говоря об общей стоимости реализации проектов. Для успешного развития и сопровождения ИТ решений как в государственных органах, так и в частном секторе нужны грамотные специалисты, в том числе, и со стороны заказчика.

Теперь, Постановлением образован Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем. Необходимо признать, это не наше изобретение. Во многих зарубежных странах имеется такой подход. К примеру, у соседнего Казахстана, имеющего более высокий рейтинг по внедрению электронного правительства, такой интегратор имеет очень большие ресурсы и полномочия (www.zerde.gov.kz).

Что это дает всем участникам?

Во-первых, все информационные системы госорганов будут проектироваться и строиться на единых принципах, что облегчает их интеграцию для последующего более эффективного предоставления комплексных услуг населению, предпринимателям и собственно государству.

Во-вторых, раньше каждый государственный орган, реализуя собственную систему, имел возможность, так или иначе, вмешиваться в работу системы с целью возможного искажения отчетности. Например, опыт работы Виртуальной приемной Президента показал, что как только такая возможность исчезает, государственным органам и ответственным лицам приходится менять свой подход и реально выполнять поставленные задачи в срок, так как руководитель любого ведомства, не имеющий возможности влиять на отчетность в централизованной системе, понимает, что будет контроль со стороны Руководства.

В-третьих, решается вопрос постоянной поддержки информационных систем, а также обеспечения информационной безопасности, путем внедрения единой системы идентификации и аутентификации, создание безопасных и контролируемых каналов связи, создания общих систем по архивированию и востановлению информации а также сокращения возможностей распространения конфиденциальной информации третьим сторонам, что непосредственно влияет, в том числе, и на вопросы государственной безопасности.

Важнейшим моментом является то, что в постановлении прямо указан и порядок финансирования: 70% из поступлений в ФРИКТ будут направленны на внедрение ИТ решений в государственный сектор. До настоящего момента, практически ни у одного государственного органа не было выделенного бюджета на ИТ. Соответственно, не было и выделенного бюджета на систему Электронного правительства. Я полагаю, что это являлось одним из самых больших сдерживающих факторов.

Кроме того, Постановлением установлено, что Единый интегратор на системной основе передает не менее 30 процентов всех работ по разработке программных продуктов, внедрению и интеграции информационных систем и ресурсов отечественным предприятиям и организациям в области информационно-коммуникационных технологий и разработки программных продуктов. Это, однозначно, будет способствовать развитию отечественного рынка ИКТ, так как практически во всех странах внедрение ИТ решений в государственном секторе является локомотивом, движущей силой для остальных секторов экономики.

Создание информационных систем можно сравнить со строительством. Если мы хотим реализовать комплексные информационные системы, по аналогии со строительством, вряд ли такой проект можно доверить мелкой строительной компании или мастерам-одиночкам (фрилансерам). Необходима крупная компания - генподрядчик, который с привлечением различных субподрядчиков сможет организовать работы и построить объект. При возникновении любых проблем в здании (например, протекла крыша, лифт не заработал и т.д.) государству не надо искать одного из тех тысяч субподрядчиков или мастеров, а достаточно генерального подрядчика, который решит все проблемы в рамках договора. Раньше такие крупные проекты неохотно доверяли местным строительным и девелоперским компаниям, а привлекали иностранные компании. В настоящее время с учетом накопленного опыта и знаний, местные компании готовы реализовывать и уже реализуют практически все проекты по строительству любой сложности. Такого же результата, я полагаю, стоит ожидать и от Единого интегратора в деле построения системы Электронного правительства и внедрения ИТ решений в государственном секторе.

Для успешного внедрения и использования системы электронного правительства, следует также предусмотреть систему непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников государственных органов по используемым ИТ решениям. То же касается и обучения, и повышения квалификации сотрудников единого Интегратора.

Совокупность всех вышеуказанных действий, я полагаю, позволит с гораздо большей вероятностью ожидать положительного эффекта для всей ИТ сферы Узбекистана, а также для такого важного инструмента по управлению страной, как система Электронного правительства Республики Узбекистан.

Подписывайтесь на канал АН Podrobno.uz в Telegram и будьте в курсе самых последних новостей и событий.

Материал подготовил(а):
  • | 5 Сентября 2017, 15:05 | #

    Ахадбека - Привет! что за туфту ты тут написал про монополию? Я тебя не узнаю.

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку