Необычные проекты. Как прошла Ташкентская международная биеннале современного искусства. Фото

Необычные проекты.

Как прошла Ташкентская международная биеннале современного искусства. Фото

Ташкентская международная биеннале современного искусства, которая прошла в столице уже в девятый раз, объединила арт-творцов из 35 стран. Главная тема – "Художник и общество: концепции искусства будущего". Корреспондент Podrobno.uz рассказывает о самых необычных экспонатах.

Страшный дивный новый мир

Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана был наполнен инсталляциями и произведениями отечественных и зарубежных художников современного искусства. Экспозиции, расположенные в зале, заставляли задуматься над вопросом: что такое современное искусство? Через работы многих мастеров, которые отражали их уникальный взгляд на мир, приходило осознание сложности и многогранности происходящего на нашей планете.


Биеннале выражала амбиции молодой быстроразвивающейся страны, которая смело смотрит в будущее и заявляет о себе как развитое индустриальное и социальное государство. Это не только искусство, которое опирается на традицию, но и на новейшую технологию, охватывает молодое поколение и взаимодействует с научным знанием. Еще одна особенность мероприятия – это принципиальный плюрализм, то есть отсутствие жесткого отбора. Оно объединило всех и вся, показывая своеобразие искусства огромного азиатского региона.


Помимо прочих чувств, биеннале дало странное ощущение растерянности, будто бы на тебя выплескивают все самое странное, плохое, злое и опасное, что есть в этом непредсказуемом мире. А надежда не рядом, а где-то далеко…

Надежда - спасение человеческой души

В ярко освещенном зале перед зрителями предстал арт-объект скульптора Юнуса Сафардиара "Новая надежда", который привлек внимание своей зрелищностью и структурой.

Черные угольки, которые свисали с потолка, напоминали дождь. Каждая капля означала людские сердца, потерявшиеся в страхе новостей. Но свет, пробивающийся из центра, давал надежду на мир.

Арт-объект представлял собой обуглившиеся деревянные предметы быта человека, элементы резьбы по дереву, которые олицетворяли знакомые узоры, изображенные на знаменитых колоннах исторических памятников.

По словам автора, несмотря на обилие разных пугающих элементов – катаклизмы, войны, новости о СOVID– всегда есть новая надежда.

Путeшествие в неизвестность - фрагмент шелкового пути

В выставочном зале в нос сразу ударяет насыщенный запах 2 тысяч ароматических кубиков. Перед нами простирается длинная черная полоса и песчаная дорога. Необычная инсталляция художника Тамары Репетто рассказывает о путешествии в неизвестность среди специй, дерева и амбры. На вопрос – "почему использованы ароматические кубики" – автор говорит, что обоняние – это одно из самых инстинктивных чувств, оно рисует бесконечную гармонию и видения в пространстве. 

Свобода в Искусстве

По словам художника Жавлона Умарова, нынешнее творчество – это не только кисточка и холст с маслом, а предметы, через которые показывают свою душу и взгляд на происходящее.


"10 лет назад это было редкостью, сейчас инсталляции начали набирать обороты. Художники не ограничиваются картинами, а самые простые предметы помогают выразить внутреннее состояние: сломанные игрушки, высохшие розы, калоши. В последнее время исчезают картины, которые передают чувство радости и яркости, а наоборот появляются грусть, печаль, страх. Потому что уже нельзя убедить зрителей позитивом. Многие показывают негатив, а иногда искусство вплетается в политику. Думаю, еще придет время, когда яркость и красота выйдет на главное место", – отметил он.


По словам художника, на биеннале он представил триптих "Вчера", "Сегодня", "Завтра". Работа рассказывает, как Бог сначала создал Землю во всей красоте, а затем чучело – свидетеля всех войн и других катаклизмов. Завершает триптих картина "Завтра" – от нас останется только горизонт.

Увидеть своими глазами

Тетрис и Засохшие цветы

На выставке все воспринимали арт-объекты по-разному: кому-то нравился новый подход, а кто-то совсем не понимал этого. Но, так или иначе, художники пытались передать окружающим всю боль, грусть и печаль, которая нас окружает.

 
"Мы застряли в социальных рамках, которые были установлены нашим же обществом, и это хорошо видно по работам" – отметила посетительница выставки Гуляра Уринбоева.

 
"Сегодня прийти на выставку и посмотреть картины – уже не роскошь определенных слоев интеллигенции, как это было в XV веке. Благодаря современным технологиям, мы можем знакомиться с картинами великих художников, а также работами современных авторов, которых, к слову, в настоящее время становится все больше и больше. Из-за такой "легкодоступности" появилась проблема: к искусству многие относятся как к чему-то обыденному. Важно даже в век технологий уметь каждую встречу с прекрасным считать праздником. Я получаю удовольствие, потому что каждый мастер не только тратил свое время, но и вкладывал всю душу", – поделилась своим мнением студентка Рузанна Курбанбаева.  

Главной темой работы художницы Марии Ли-Сафи "Тетрис" стали вырубка деревьев, серые будни и реконструкция. Она не дает оценку происходящему, а лишь фиксирует неизбежность бесконечных перемен.

Песок, а на нем посажены белые розы, но уже давно высохшие…Так воспринимает автор идеи Фарангиз Ра, происходящие события в мире.

Семь миниатюр

"Миниатюра плохо развита в Малайзии. Ее можно увидеть только в одном музее в Куала-Лумпуре. Для Ташкентской биеннале я выбрал жанр миниатюры, потому что зритель в этом случае детально обращает внимание на картину. В Узбекистане этот жанр развит. В настоящее время миниатюры в Малайзии получают позитивный отклик", – рассказывает художник Леон Леонг. 

В его работах отражены инфраструктурные проблемы, где землевладельцы сопротивляются попыткам перестроить регион, чтобы сохранить культурное наследие и уникальность села. Этот проект выносит на поверхность глобальные социальные проблемы и побуждает задуматься о связи настоящего и прошлого, будущего и настоящего и вообще всего, что связано друг с другом. 

Художник Санжар Джаббаров показал боль своего сердца, которая касается пограничных проблем. Вечные конфликты берут за душу каждого, а это в свою очередь вызывает проблемы с сердцем. Бумажки – кардиограммы – являются логическим продолжением картины в форме сердца, на котором изображены реальные границы Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана.

  Цифровое будущее Гайрата Ибрагимова 

Среди картин и других инсталляций внимание посетителей привлек проект "Социальная аннигиляция". Надевая специальные очки, и управляя джойстиком, можно попасть в метавселенную и встретить художника в его оцифрованном обличии. 

Такая вселенная упрощает жизнь, то есть не выходя из дома, человек открывает для себя произведения искусства, кино и музыки. Как говорит автор проекта, скоро можно будет создать свой аватар, наделяя его своими чертами внешности. Игровой виртуальный мир станет нашей реальностью. Аватары могут находиться рядом, а физически человек – далеко. 

Автор - Лаура Жуманиязова