06.03.2017 17:00 3622 ...

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Сказать, что у нас в стране нет почвы для создания частных музеев — значит согрешить против истины. Отечественный парламент еще девять лет назад все-таки решился прорубить окно, предусмотрев в законодательстве частную форму собственности на музейные предметы и коллекции, и негосударственную часть национального музейного фонда. Но, видимо, всего этого сегодня явно недостаточно.

Любая дискуссия по этому поводу начинается с дефиниций. Специалистам сложно разделить выставочный зал и музей со своей экспозицией. Музей отличается от зала, – а у нас последних, достаточно хороших, за последние два столетия, слава Богу, появилось немало, – своим относительным постоянством, определенным кодом, заглавной идеей. Оба, как показывает опыт, должны, могут и способны по определению равноправно конкурировать друг с другом.

И еще эксперты, с которыми мы постоянно беседуем, говорят о качественных частных музеях, чтобы эта, относительно модная для постсоветских республик идея не превратилась в самоцель. Эффективный приватный музей, на наш взгляд, – это когда хозяин толковый и нежадный, где цены демократичные, много свободного пространства, есть удобная навигация, наконец. В таком заведении нашего будущего не будет навязчивого сервиса, тошнотворного совкового пафоса, гидовского словоблудия. 

Ныне образец для нас, - к сожалению, пока государственные музеи, они задают тон, тянут лямку привлечения внутреннего и иностранного туриста. Между тем, по всему миру именно частники составляют крупные музейные проекты, повышающие планку, до которой затем поднимаются государственные музеи.

Возьмем, например, два, близких нам по приобщенности к восточной культуре образца. Частный музей«Бейт эз-Зубайр» в Маскате известен всему миру экзотическими артефактами, богатой библиотекой, бутиками тканей и сувениров, кафе национальных блюд... Тоже частный Музей Роберта Муавада в Бейруте своей старинной мебелью, изумительной керамикой, уникальной посудой создает атмосферу прошлого и также привлекает людей со всего света.

Из редких, очень редких отечественных попыток создания подобия частных экспозиционных структур нам известны Этнографический музей «Чадира Ховли», Двор ремесленников «Нуруллобой», Культурный комплекс «Богишамол» (все - в Хорезме). Но все эти объекты содержат, к сожалению, пока преобладающей долю государства.

А какие музеи вообще нам еще нужны? Где сейчас было бы актуальным доля частника? Мы бы выделили, к примеру, детские музеи, музеи виртуальные, интерактивные художественные, музеи фотографических коллекций… Перечислять можно много.

Музейные заведения просто обязаны смелее переходить на коммерческую основу, как это уже происходит с дошкольным образованием, медициной.  И потому, что ссылки на недостаток бюджетных средств на содержание и открытие новых музеев всегда были, есть и будут. Ну и потому, что планы привлечения иностранных инвестиций, кредитов и грантов стран-доноров, международных организаций должны быть реальными и выполнимыми. 

Материал подготовил: Назар ШОХИН (Мнение редакции может отличаться от мнения автора)

Подписывайтесь на канал АН Podrobno.uz в Telegram и будьте в курсе самых последних новостей и событий.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку