Загрузка
Загрузка
Долг внешний – проблемы внутренние. Эксперт о проблеме увеличения госдолга Узбекистана
Экономика

Долг внешний – проблемы внутренние. Эксперт о проблеме увеличения госдолга Узбекистана

11088
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Главная проблема Узбекистана не в размерах внешнего долга, а в необходимости внесения корректив в ход экономических реформ в части оптимизации налоговой системы и пересмотра денежно-кредитной политики, считает эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев.

В своей статье он рассуждает о том, что происходит с внешним долгом страны и стоит ли бояться его роста.

– В условиях активных мер по реформированию экономики для модернизации базовых отраслей, реализации инвестиционных проектов, решения социальных вопросов, нашей стране потребовались финансовые ресурсы, основным источником которых стали внешние займы. Мобилизация внутренних источников могла привести к сокращению внутреннего потребления с риском социальных проблем и отрицательного влияния на уровень жизни. Как следствие – значительный рост внешнего долга страны.

По ряду критериев: (1) процентному отношению к ВВП, (2) в сравнении с объемом золотовалютных резервов, (3) срокам привлечения, (4) затратам на обслуживание, (5) в сравнении с другими странами – размер внешнего долга нашей страны не вызывает опасений. Проценты низкие, срок погашения 73,5% долга – более 10 лет.

По заключению ВБ и МВФ приемлемый для Узбекистана верхний уровень государственного внешнего долга составляет 50 % к ВВП при нынешних 27,7 %.

На мой взгляд, учитывая, что, реформы в экономике еще не завершены, а также трудности, обусловленные с пандемией коронавируса, и тенденцию ускорения роста внешнего долга за последний год, слишком успокаиваться в вопросе внешнего долга страны все же не следует.

Вопрос необходимо обсуждать конструктивно, во взаимосвязи и в единстве с внутриэкономическими проблемами, решаемыми в ходе проводимых правительством реформ. Нельзя согласиться с авторами, которые пытаются сформировать нездоровые настроения расчетами типа, сколько приходится внешнего долга на душу населения, сколько лет налогоплательщикам и бизнесу придется выплачивать внешний долг и т.п. В условиях, когда требуется понимание общественностью объективных сложностей реформ, общественное согласие и спокойствие, подходы этих авторов неконструктивны.

Общество едино – в нем (1) есть налогоплательщики (бизнес, занятое население) и (2) есть государство. У каждой стороны единства свои задачи, свой долг. Платить налоги – конституционная обязанность бизнеса и граждан. Обязанность и функция государства – распоряжаться бюджетом страны, при необходимости привлекать займы в интересах общества в целом.

Да, у обеих сторон единства есть проблемы с выполнением своих обязанностей: как бизнес и налогоплательщики выполняют свой конституционный долг – платить налоги, если до сих пор признается, что 48% экономики страны находится в тени? Как государственные органы и их служащие выполняют свои функции, если в стране остро стоит, к примеру, вопрос преодоления коррупции?

Важно осознать, что эти проблемы невозможно решить, противопоставляя друг к другу стороны единства.

По большому счету вопрос не в том, много или мало государство заняло, а в том, насколько эффективно используются средства внешнего долга. Если, к примеру, заняли бы лишь $1 млрд и бесполезно растратили, то это тоже большая потеря для экономики! Большая часть внешних займов – это инвестиционные проекты в базовых отраслях. У каждого проекта есть инициатор и исполнитель в лице соответствующих государственных органов, с которых должен быть строгий спрос. Если проекты дадут задекларированный инициаторами эффект – какие проблемы!?

При обсуждении вопросов внешнего долга страны недостаточно учитывается их взаимосвязь с внутриэкономическими проблемами страны. На наш взгляд, сегодня, хотя уже четвертый год реформ, в стране еще не создан достаточно благоприятный бизнес-климат – легальное, созидательное, социально-ответственное предпринимательство развито недостаточно. Несмотря на серьезные изменения в налоговой системе, оптимизации данной системы как в части видов и ставок налогов, так в части налогового администрирования не произошло.

Экономика нашей страны с высоким удельным весом теневого сектора не выдерживает 15%-ный НДС; низкая плоская шкала подоходного налога неэффективна с общеэкономической точки зрения; налоговое администрирование в части налоговых проверок запуталось – в условиях электронных счетов-фактур, онлайн кассовых аппаратов, электронных трудовых книжек в новый Налоговый кодекс заложены устаревшие, присущие прошлому веку – эпохе до цифровой экономики принципы "проверять-не проверять", хотя все основные показатели хозяйственной деятельности предприятия высвечиваются на мониторе компьютера инспектора ГНИ.

Высшие экономические органы (Минфин, ЦБ, Минэкономики) по-прежнему находятся в плену ошибочных представлений относительно инфляции и в проведении денежно-кредитной политики. Инфляция ошибочно оценивается как однозначное экономическое зло, высокая основная ставка ЦБ в 14-16% в сочетании с сохранением индивидуальных льгот в форме погашения бюджетом и внебюджетными фондами части процентов ставит бизнес в реальном секторе в "полуголодное" в денежно-кредитном отношении состояние, сохраняя привилегии отдельным ее представителям.

В этих условиях главная проблема не в размерах внешнего долга, а в необходимости внесения корректив в ход экономических реформ в части оптимизации налоговой системы и пересмотра денежно-кредитной политики с тем, чтобы создать реальный здоровый благоприятный бизнес-климат с равными для всех условиями, чтобы внешние займы "легли в здоровую экономическую почву" и служили ускоренному прогрессу и достижению целей, поставленных президентом и правительством нашей страны.

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+