19 июля 1996 года в городе Асака Андижанской области Узбекистана состоялось торжественное открытие первого автомобильного завода в Центральной Азии. Новая отрасль позволила республике войти в число 28 стран - производителей автомобилей.
Даже кризис, произошедший с южнокорейским партнером, не отразился на деятельности автозавода. В октябре 2007 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия с «Дженерал Моторс». Поступательный рост мощностей виден и на динамике производства. Если 500 тысячный автомобиль был произведен в 2005 году (то есть за 9 лет работы предприятия), то миллионный автомобиль сошел с конвейера в 2008 году (потребовалось лишь три года). А двухмиллионного красавца «Ласетти» заводчане выдали совсем недавно – в первой декаде июля. Иными словами первый миллион автомобиль выпустили за 12 лет, а второй миллион выдали всего за пять лет.
Рост производства сопровождался появлением предприятий-смежников. В Андижанской области количество таких предприятий за последние семь лет увеличилось с 47 до 108, объем выпущенной ими продукции составил один триллион сто миллиардов сумов.
В течение 2012 года на местных предприятиях, таких как «Узавтоаустем», «Узханву» города Андижана, «УзСангву Инжиниринг» города Ферганы, «Узавтосаноатпласт» города Намангана, «Баннер принт» и ДП «Агрегатавтокомплект» города Ташкента освоено свыше 100 наименований комплектующих изделий для новых и текущих моделей. За счет этого было создано свыше 200 новых рабочих мест, достигнуто снижение себестоимости за счет локализации деталей и внедрены передовые технологии производства на вновь созданных предприятиях.
Год от года обновляется модельный ряд, расширяется география поставок, растут объемы экспорта. Востребованность продукции заводчан базируется на удачном сочетании таких определяющих характеристик как цена-качество. На предприятии последовательно осуществляются различные программы. В частности, в инвестиционную программу на 2013 год включены освоение производства модернизированной модели «Ласетти МСЕ», освоение моделей «Матиз» и «Нексия» модификации «Евро-5», модернизация и замена устаревшего оборудования и технологической оснастки. Все это ведется на плановой основе. Предусмотрена замена сварочных роботов и измерительных машин-оборудований испытательных лабораторий.
- Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан ПП-1856 «О мерах по организации производства легковых автомобилей «Дамас» в Хорезмской области» запланирован перенос производственной линии «Дамас» в ООО Хорезмское автомобильное производственное объединение в два этапа, - говорит начальник отдела ЗАО «Джи Эм Узбекистан» Фазлиддин Ахмаджанов. - Производственная мощность нового производства составляет 40 тысяч единиц продукции в год. Сейчас к нам на предприятие прибыли 80 специалистов из Хорезмской области. Они в течение двух месяцев будут проходить стажировку в учебном центре, а также знакомиться с работой на линиях. В перспективе на высвобождаемом участке линии «Дамас» можно будет осваивать новые модели автомобилей.
Заложенная основа автомобильной промышленности вызвала к жизни цельную систему подготовки кадров. В городе Асаке открыт автомобилестроительный колледж. На ряде других колледжах действуют отдельные направления подготовки специалистов. А в 2011 году Андижанский инженерно-экономический институт перепрофилирован в машиностроительный институт. Плодотворно работает и филиал Туринского института в Ташкенте.
- Пятый день как официально приняли на работу, - делится вчерашний выпускник Асакинского автомобилестроительного колледжа Сарварбек Мамиров. - Окончил направление «Механик сварочных агрегатов». Три месяца проходил практику здесь же. Сам я родом из Учкуприкского района Ферганской области. Большое желание стать автомобилестроителем привело меня в Андижан.
Комментарии отсутствуют