Загрузка
Загрузка
Мирякуб Хайдаров: налогоплательщики должны чувствовать, что они участвуют в управлении государством
Экономика

Мирякуб Хайдаров: налогоплательщики должны чувствовать, что они участвуют в управлении государством

3196
Загрузка

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Официальная презентация Концепции реформирования налоговой системы, прошедшая 29 марта в "Узэкспоцентре", вызвала бурную реакцию общественности.

В интернете, страницах социальных сетей были опубликованы множество комментариев. После многоплановых обсуждений Концепция реформирования налоговой политики была принята Указом Президента от 29.06.2018 года. Согласно этому документу, в налоговой системе, то есть в формировании доходной части Государственного бюджета страны будут осуществлены значительные изменения, включающие изменение структуры облагаемых налогов и улучшение налогового администрирования.

Вместе с тем, для повышения добровольности налоговых сборов, налогоплательщики должны чувствовать, что они участвуют в управлении государством – то есть через налоги, которые они платят, вносят свой вклад в развитие своей страны. Таким образом, реформы доходной части бюджета должны бы сопровождаться совершенствованием исполнения её расходной части и повышением её прозрачности, считает экономист Мирякуб Хайдаров.

Время считать расходы

Как обстоят дела с расходами государственного бюджета? Бюджетная система страны всемерно развивается. Так, внедрив казначейскую систему исполнения бюджета, финансовые власти практически решили проблему целевого использования бюджетных средств. Принимаемые сегодня меры по совершенствованию системы государственных закупок также снижают бюджетные расходы, и повышают расходную эффективность. Остаются вопросы, связанные с отдачей от использования бюджетных денег.

Каковы результаты от бюджетных расходов: получают ли, например, учащиеся, финансируемые из государственного бюджета, знания, соответствующие государственным образовательным стандартам? Обычно мы интересуемся результатами тестов лишь тех абитуриентов, поступающих в вузы, которые набрали высокие балы. Но никто не анализирует результаты лиц, набравших 5 – 10 баллов из 210 возможных.

Почему так мало набрали? Кто их учил? Как их учили? Куда делись бюджетные деньги, направленные на их обучение? Или, еще пример, – осуществляет ли здравоохранение, финансируемое из бюджета, должные меры по профилактике заболеваний, или большая – (подавляющая) часть выделенных ей средств идет лишь на лечение заболевших? Можно поставить и другие вопросы по результатам расходов бюджетных средств.

На сегодняшний день реформы в бюджетной сфере направленны на переход на его среднесрочное планирование. Но мне, например, как обывателю, все равно – на сколько лет планируется бюджет.

Больший интерес вызывает вопрос, а какова отдача от потраченных денег. Если школы не дают должного образования, и родители должны нанимать репетитора; если колледжи не дают профессии в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками, если лечащего врача – бюджетника нужно "отблагодарить" – заинтересован ли налогоплательщик добросовестно платить налоги?

Выход из ситуации 

Для решения этой проблемы во всех развитых, да уже и не совсем развитых, внедряется система Бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Такая система прозрачно показывает, сколько государственных (или местных) денег, на что потрачены и какой получен результат. У нас эта система дальше обсуждений не продвигается уже много лет.

В стране развернута программа внедрения в министерствах и ведомствах проектного управления, всемерно продвигаемая НАПУ. Оценочно, от внедрения проектного управления во всех государственных учреждениях ожидается экономия до 20% бюджетных средств. Это только прямая экономия. Если считать по достижению результатов проектного управления от каждой единицы потраченных бюджетных средств – её эффективность будет гораздо выше. Это объясняется тем, что при формировании любого проекта исходят из достижения конечного результата (выходные данные), на которые ориентирован проект.

Вместе с тем, многие текущие "рутинные" операционные работы министерств, ведомств, организаций и учреждений не имеют дискретный характер, и, соответственно, не могут быть переведены на принципы проектного управления. Однако это не должно означать их освобождение от отчетности по результатам. То есть операционная деятельность общественных учреждений также должна оцениваться по отдаче от затраченных финансовых средств, точно также, как и каждого отдельного проекта.

Поскольку объем операционных и текущих работ государственных учреждений не меньше, чем проектов, значимость разработки и внедрения системы Бюджетирования, ориентированного на результат, не менее важна, чем повсеместное внедрение проектного управления.

Вместе с тем, трудоемкость внедрения БОР очень высокая. Требуется разработать систему индикаторов (показателей) оценивающих результат работы каждой организации, финансируемой из государственного бюджета, по каждому направлению её деятельности. Затем, обучить оценке результатов бюджетного финансирования персонал исполнителей, финансовых органов и профильных министерств, представителей общественных органов (депутатов, сенаторов).… Однако отдача от её внедрения обязательно окупит все усилия сторицей.

Такой опыт есть во многих странах. Но такой международный опыт необходимо внедрять, учитывая специфику каждой страны. Хотя общие принципы БОР везде одинаковые, контрольные функции парламентов стран и местных советов по исполнению законодательств и соответственно исполнения государственного бюджета имеют свою специфику.

Вопрос: а как у нас выполняются парламентские контрольные функции и контрольные функции местных органов власти, если БОР (система оценки результатов исполнения законодательства) отсутствует? Если отсутствует система оценки результатов потраченных денег налогоплательщиков, и они не знают каков результат от их расходов, можно ли рассчитывать на добровольность платежей в бюджет?

При таком положение дел, можно рассчитывать лишь на усилия налоговых органов. При этом расходы на бюджетное администрирование существенно выше, чем при добровольности налогоплательщиков. Так стоит ли форсировать разработку и внедрение Бюджетирования, ориентированного на результат?

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz  

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....