Раскрывая возможности экономических коридоров Центральной Азии
Экономика

Раскрывая возможности экономических коридоров Центральной Азии

2042

Потенциал экономических коридоров в Центральной Азии предстоит развить в ближайшем будущем. Благодаря им страны соединены не только посредством транспорта, но в целом укрепляется строительство инфраструктуры за счет создания промышленных кластеров, что в свою очередь привлекает инвестиции в развитие региональной экономики. Для успешной работы экономических коридоров странам Центральной Азии надо действовать сообща и экономически более активно взаимодействовать между собой. 

Теме экономических коридоров был посвящен 5-й Форум развития аналитических центров Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), прошедший онлайн с 23 по 24 ноября этого года. Двухдневный форум был организован совместными усилиями Института ЦАРЭС в партнерстве с Региональной инициативой по обмену знаниями Азиатского банка развития (АБР) и Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. 

Выгодные преимущества экономических коридоров

Привлечение прямых иностранных инвестиций и международных туристов, развитие городских агломераций, производство, сектор услуг и диверсификация структуры экспорта за пределами сырьевых товаров – все это и многое другое будет возможным в рамках действия экономических коридоров. Как считают эксперты, страны – члены ЦАРЭС (к которым относятся 11 государств – Афганистан, Азербайджан, Китайская Народная Республика (КНР), Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) только выиграют от экономических коридоров с отличным соединением, включая транспортное и цифровое, беспрепятственным перемещением людей и товаров через границы, обширными трансграничными торговыми и инвестиционными потоками, а также трансграничными цепочками создания стоимости и кластерами экономической деятельности. 

В своем выступлении Ханс Хольцхаккер, главный экономист Института ЦАРЭС отметил, что в современных условиях для успешного развития странам Центральной Азии необходимы срочные изменения, ускорение цифровизации, а для решения проблемы уменьшения выбросов углекислого газа нужно масштабное озеленение. Хольцхаккер также подчеркнул необходимость сотрудничества для стран региона ЦАРЭС в целях увеличения размера рынка и веса региона, достижения эффекта масштаба и развития экономических коридоров. 

Евгений Винокуров, главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в своем докладе отметил, что Центральная Азия обладает всеми возможностями для становления Евразийским транспортно-логистическим перекрестком и ограничения, связанные с отсутствием доступа к морю, могут быть успешно преодолены. Винокуров отмечает, что при политической ответственности, международной экономической координации, регуляторной политике и других факторах, можно получить такие результаты как эффект масштаба за счет выхода на новые рынки, развитие агропромышленного сектора, содействие торговле, туризму, цифровой̆ экономике, развитию умных городов и т. д. 

Региональный пример успеха

Пример успешного экономического коридора – Шымкент – Ташкент – Худжанд представляет большой интерес для развития региона. Баходир Ганиев, старший советник по экономическим вопросам Центра экономического развития (Ташкент) подчеркнул большой потенциал для расширения торговли, разработку новых экспортных продуктов, расширение транзитной торговли и другое. Три года назад для развития коридора странами-участницами (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) была одобрена дорожная карта с начальным объемом технической помощи $800 тыс, профинансированных АБР. В рамках экономического коридора – Шымкент – Ташкент – Худжанд Ганиев отметил такие ожидаемые результаты как экономическое сотрудничество между тремя странами, превосходную транспортную доступность, беспрепятственное перемещение транспортных средств, товаров и людей̆ через границы. Обширные трансграничные торговые и инвестиционные потоки в рамках коридора, высокий̆ уровень торговли с остальным миром и увеличение доли продукции обрабатывающей̆ промышленности и услуг в экспорте были приравнены к другим преимуществам. 

Другим региональным экономическим коридором является Алматы – Бишкек (АБЭК). Его анализ представила Ксинглан Ху, главный специалист по региональному сотрудничеству Департамента Центральной и Западной Азии, АБР. Данный экономический коридор покрывает такие перспективные направления как агробизнес, региональный туризм, транспорт, образование и здравоохранение, учитывает качество воздуха в городских условиях. С 2014 года проект АБЭК реализуется под контролем казахстанско-кыргызского межправительственного совета при поддержке Азиатского банка развития, который в рамках технической помощи выделил около $5 млн. 

Перспективы развития экономических коридоров в Центральной Азии

Фокус на сильную инфраструктуру и транспорт сделал доктор Ян Гринвуд в своем выступлении являющиеся ключами к сильной экономике страны. Доктор Гринвуд не обошел стороной и глобальное изменение климата, который затрагивает практически все страны ЦАРЭС. Выбросы парниковых газов присутствуют во всей транспортной системе, и для минимизации воздействия необходим межгосударственный комплексный подход, учитывающий местные особенности, а не следование международным тенденциям. При этом отделение экономического роста от роста транспорта и роста выбросов имеет важное значение для выполнения глобальных обязательств в области изменения климата. 

Экономическое восстановление и подъем в постковидный период для стран ЦАРЭС могут быть достигнуты благодаря экономическим коридорам. Реальные успешные кейсы существующих международных и региональных коридоров доказывают их целесообразность и устойчивость. 5-й Форум развития аналитических центров Института ЦАРЭС представил среднесрочные перспективы развития и роста от экономических коридоров в регионе и представил возможные сценарии развития на ближайшее будущее.

Об институте ЦАРЭС 

CAREC Institute - Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) – это межправительственная организация, совместно управляемая 11 странами-членами – Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики (КНР), Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – со статусом международной организации в КНР, занимающаяся продвижением экономического сотрудничества между членами ЦАРЭС посредством исследований, наращивания потенциала, информационно-разъяснительной работой и партнерства.


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+