Загрузка
Загрузка
В Узбекистане отрегулируют рынок рекламы
Экономика

В Узбекистане отрегулируют рынок рекламы

4887
Загрузка
Госкомдемонополизации подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Закон «О рекламе», а также в Положение о размещении рекламы. Данные предложения были представлены субъектам рекламного рынка для обсуждения и получения замечаний и предложений для окончательной доработки.

По оценкам экспертов, обсуждение этих вопросов на самом раннем этапе разработки проекта очень важно. Это хорошая возможность наиболее полно учесть и урегулировать вопросы, вызывающие у них разночтение, неоднозначное толкование.

Рекламный рынок республики сегодня динамично развивается. А это своего рода индикатор развития экономики. В стране создана законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности, которая является основой рыночных отношений.

Каковы ключевые моменты предложений по дополнению и изменению Закона, подготовленных Госкомдемонополизации? Об этом рассказывает Дильшод Азимов - начальник управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомдемонополизации.

Вывеска или реклама?

Распространители рекламы отмечают, что один из пробелов законодательства - отсутствие четкого регламента, связанного с вывесками на фасадах зданий. В результате под видом вывески может идти самовольная незаконная реклама. Иногда здание пестрит брендами различных компаний, что портит архитектурный облик и не способствует развитию цивилизованной рекламы. Во-первых, это уход от официально разрешенной рекламы, во-вторых, уклонение от уплаты налогов.

Многие участники рекламного рынка допускают различное толкование норм, касающихся размещения вывесок и указателей. Статья 5 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Эта информация должна размещаться на вывеске и не является рекламой. В предложениях по внесению дополнений и изменений в Закон (статья 2) мы предлагаем уточнить эту норму: …если вывески и указатели не содержат сведений рекламного характера. Предлагаем установить, что рекламой не являются также объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; информация о товаре, его изготовителе, об импорте или экспорте, размещенная на товаре или его упаковке. Информация на товаре у нас также не является рекламой, но иногда возникают вопросы по поводу этикетки: реклама это или нет. Статья 6 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых товарах (работах, услугах). А этикетка - одна из форм информирования о товаре.

Еще один момент связан с понятиями непристойной, ненадлежащей рекламы. Предлагается ввести в Закон четкую трактовку этих понятий (статья 4), а также две статьи, запрещающие распространение такой рекламы (статьи 13-1 и 13-2).

Согласно законодательству РУз на территории республики реклама распространяется на государственном языке или, по желанию рекламодателя, на других языках (статья 5 Закона). Но в соответствии с Законом «О государственном языке», принятом в 1989 году, предлагается распространение рекламы на государственном языке и, по желанию рекламодателя, дополнительно на других языках.

Чтобы максимально расставить все точки над «i», предложили в статью 16 Закона и пункт 10 Положения ввести дополнение: в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти и органах государственной власти на местах и о спонсорах.

Еще одно существенное дополнение - усиление требований к качеству рекламируемой продукции. Это продиктовано заботой о защите прав потребителей. Для ее размещения, согласно действующему законодательству (статья 8 Закона), рекламодатель должен по требованию производителя или распространителя рекламы представлять документы, подтверждающие достоверность рекламной информации, лицензию (если деятельность подлежит лицензированию). Мы предложили также расширить обязанности рекламодателя: при рекламе продукции он должен представлять соответствующий сертификат (если продукция подлежит обязательной сертификации).

Чтобы детям не навредить

Ряд новаций продиктован заботой о несовершеннолетних - защитой от злоупотребления их доверием и недостаточным опытом. Реклама для детей может влиять на их психику, формировать неверную мотивацию, навредить здоровью. Под влиянием рекламы могут меняться потребности детей, которые не всегда способны обеспечивать родители. Реклама шоколадных батончиков, жвачки, чипсов, газировки, кондитерских изделий и прочего способна формировать привычку детей к нездоровой еде. Поэтому в Закон (статья 7) и Положение (пункт 16) предлагается ввести ряд требований запретительного характера. В частности, наложить вето на рекламу, использующую детскую природную доверчивость или отсутствие опыта у детей; создающую у несовершеннолетних нереальное (искаженное) представление о стоимости (цене) товара, в частности, путем применения слов «только», «всего лишь» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета. Запрещается также поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов рекламируемой пищи в день или заменять основное питание легкой пищей (кондитерскими изделиями и т.д.).

Чтобы оградить детей от игрушек не по возрасту, способных навредить их здоровью, предлагается запретить рекламу без соответствующей информации о том, что игрушка предназначена для детей определенного возраста, в связи с чем имеются предостережения в использовании детьми данной игрушки. Здесь мы учли тот факт, что иногда рекламируемый продукт (товар) содержит внутри предметы, в частности, игрушки, которые не рекомендованы детям до определенного возраста. Даже если к таким игрушкам есть инструкция по применению, их рекламу следует сопровождать предупредительной надписью (в телевизионной рекламе время ее трансляции должно быть достаточным для восприятия). Можно привести в качестве примера «Киндер-сюрприз», отдельные части которого при неосторожном обращении могут навредить здоровью ребенка (например, попасть в дыхательные пути). На упаковке или в инструкции, вложенной внутрь, указано, что игрушка не предназначена для детей до 3-летнего возраста. Но в ее рекламе об этом не упоминается.

Среди других предложений - запрет рекламы товаров на страницах школьных учебников, тетрадей, дневников; демонстрация несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; распространение информации о том, что детское питание является полноценной заменой грудному вскармливанию (статья 6 Закона; пункт 16 Положения).

Услуги спонсоров

В создании телерадиопередач, подготовке материалов для других средств массовой информации, организации театрально-концертных, спортивных и иных мероприятий могут участвовать спонсоры. Несмотря на то, что статья 12 Закона регламентирует, как должны отражаться спонсорские услуги в подготовке теле-, радиопередач, на встречах с распространителями рекламы неизменно возникают вопросы об этом. Главным образом, они касаются продолжительности такой рекламы, возможности использования логотипа, товаров спонсора, товарного знака и прочего, что не прописано в Законе. Поэтому предлагаем более четкий регламент, в котором учтены нюансы, вызывающие разночтения, двоякое толкование (статья 12 Закона). В частности, спонсорские и партнерские обозначения (спонсорские заставки или устные объявления) должны размещаться исключительно по одному разу в начале и конце телерадиопередачи. Хронометраж спонсорской рекламы на телеканалах не должен превышать 5 секунд, на радиоканалах - 20 секунд.

Запрещаются:

высказывание благодарности или упоминание о спонсорах данной телепередачи дикторами или другими участниками телепередачи;

целенаправленное размещение какой-либо рекламы (плакатов, баннеров, панно и пр.) в качестве декораций, реквизитов программ, при изготовлении телевизионной продукции в соответствующих помещениях;

использование вещей (футболки, фартуки, кепки и т.п.) с изображением товарного знака или самого продукта спонсора.

Данный запрет не относится к телевизионной продукции, предоставляемой сторонними организациями, вручению победителям призов с логотипом спонсора, а также изготовлению телевизионной продукции, носящей характер освещения политических, экономических, социальных и культурных событий внутри страны и за ее пределами.

Регламент для радио и ТВ

Очень важный момент - требования к рекламе на телевидении и радио. Несмотря на то, что они отражены в действующем законодательстве, по-прежнему возникает много вопросов. Большинство из них связаны с продолжительностью рекламы на радио и ТВ (статья 17 Закона). Чтобы исключить разночтения и неясности, предлагаются существенные дополнения в Закон и Положение (пункты 11-1, 14). Законодательством установлено, что время вещания, отведенное на рекламу для телерадиоорганизаций, не может превышать 10% на каждый час вещания. В эту норму предлагается ввести уточнение, как определять час рекламного вещания: исходя из астрономического часа вещания (например, с 9 часов 00 минут до 10 часов 00 минут - 1 час и т.д.). Но бывает, что начало (окончание) времени вещания не совпадает с началом (окончанием) астрономического часа. Предлагаемые дополнения в Закон и в Положение уточняют, как определяется в таких случаях объем рекламы; размещаются рекламные блоки и их хронометраж; порядок размещения рекламы во время трансляции в прямом эфире или записи спортивных соревнований зарубежных каналов и так далее. В телерадиопрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленного Республикой Узбекистан. Эти ограничения не касаются рекламы, распространяемой по каналам кабельного телевидения. Реклама, распространяемая (транслируемая) из иностранного государства в республику, противоречащая законодательству страны, должна быть пресечена в соответствии с международными нормами и законодательством Узбекистана.

Рекламу - из мобильных телефонов

До сегодняшнего дня также неурегулированным остается вопрос с рекламой в мобильных телефонах. Операторы сотовой связи навязывают абонентам огромное количество рассылок рекламного характера, не считаясь с тем, хотят они этого или нет. У многих потребителей это справедливо вызывает недовольство. Иногда количество рекламных сообщений в день превышает число звонков абоненту. Были случаи, когда после шквала рекламных сообщений потребитель с удивлением констатировал, что в результате такой услуги уменьшился его счет. Это является грубым нарушением законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе». Поэтому настала необходимость четко определиться с рекламой в мобильных телефонах.

Мы предлагаем регламентировать рассылку рекламных сообщений по каналам электросвязи, чего не предусматривает действующее законодательство. В статью 19 Закона и пункт 22 Положения предлагается ввести дополнение о том, что реклама по сетям мобильной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Здесь же уточнен механизм рекламы справочных служб. Предлагается, что она должна распространяться после предоставления необходимой справочной информации абоненту. Иногда бывает наоборот. Вначале реклама - потом информация.

Реклама на транспорте

Стремительно набирает обороты и популярность рекламы на транспорте. Параллельно возникает много вопросов, связанных с ее распространением. В нынешнем Законе требования к ней прописаны фрагментарно. Когда он принимался, реклама на транспорте только брезжила на горизонте. Сегодня уже наработаны опыт, практика, а вместе с ними стало ясно, что многие моменты в законодательстве прописаны недостаточно четко, требуют детализации и уточнения, они должны быть понятны и трактоваться однозначно. Проблема в том, что многие водители становятся распространителями рекламы на своих авто, не владея при этом основными знаниями о требованиях к ней, заложенных в действующем законодательстве. В результате у них возникают проблемы. Поэтому появилась необходимость четко определиться и в этом отношении. Мы предложили ввести в статью 21 Закона ряд серьезных дополнений. В частности, норму, устанавливающую, что реклама может размещаться на транспортных средствах на основании договора, заключаемого рекламодателем с владельцами или собственниками транспортных средств и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения. Исключение составляют транспортные средства, являющиеся собственностью компаний, находящиеся у них на балансе. Для размещения рекламы на таких автомобилях договора и разрешения второй стороны не требуется.

Еще одна предлагаемая новация заключается в том, что порядок размещения рекламы на транспорте устанавливается органами внутренних дел в пределах их компетенции. Речь идет о согласовании ее размещения с органами ГСБДД. Необходимость этого мы обосновали тем, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозы безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технического регламента. Здесь же несколько запретительных норм: не допускается распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств. Запрещается также использовать транспортные средства исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

Еще один важный момент, о котором не должны забывать водители, одновременно совмещающие статус распространителей рекламы на своих авто. От распространения рекламы они получают прибыль (доход) и являются налогоплательщиками. Значит, в установленном порядке должны получить патент и платить налоги.

Реклама лекарственных препаратов

Изучения распространения рекламы лекарственных препаратов, проводимые Комитетом и его территориальными управлениями, свидетельствуют о том, что эта сфера также требует корректив. Жизнь не стоит на месте. И даже самый идеальный закон со временем требует совершенствования. Недобросовестная или недостоверная реклама лекарственных препаратов, которой чаще всего грешат ее распространители, может серьезно навредить здоровью потребителя. Поэтому чтобы минимизировать риски, Комитет тесно работает в этом направлении с Министерством здравоохранения.

Рынок фармпрепаратов развивается сегодня очень динамично. То же самое можно сказать о рынке медицинских услуг, витаминных и биологически активных добавок, реклама которых не прописана подробно в действующем законодательстве. Возникла необходимость ликвидировать эти «белые пятна». Исходя из реалий и требований времени мы предложили расширить действие статьи 22 Закона. Кроме рекламы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств косметики и бытовой химии, в название статьи включили рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также витаминных и биологически активных пищевых добавок.

Еще одно серьезное дополнение - запрет на распространение любой рекламы лекарственных средств без разрешения Министерства здравоохранения. Мы сочли важным также усилить требования к этическим критериям. Часто бывает так, что при рекламе лекарственных средств преувеличиваются их положительные качества и в то же время умалчиваются побочные эффекты. Это - недобросовестная реклама, которая вводит потребителя в заблуждение, ставит под сомнение безопасность и эффективность применения препарата, может нанести ущерб здоровью.

Предложили исключить из действующего законодательства рекламу лечебных сеансов, других аналогичных мероприятий, связанных с использованием гипноза и иных методов психического или биоэнергетического воздействия. У нас эта деятельность нелицензируемая. Среди экстрасенсов, целителей, табибов, манипулирующих сознанием обращающихся к ним граждан, много шарлатанов, мошенников, не имеющих медицинского образования. Чтобы оградить от них потребителей, надо наложить запрет на рекламу такой деятельности.

Полномочия госкомдемонополизации

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на Госкомдемонополизации. Для того чтобы наиболее четко разграничить и обобщить его полномочия, предлагается ввести в Закон отдельную статью 26-1, которая подробно регламентирует, что является прерогативой контролирующего органа в сфере рекламы.

Реклама у нас распространяется не только в СМИ, но и с помощью средств внешней рекламы. Поэтому если и в них прошла недостоверная реклама, контрреклама должна осуществляется в тех же рекламных средствах, с использованием тех же продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.

Предлагаем также усилить ответственность за повторное нарушение законодательства о рекламе в течение года. Поэтому предлагаем усилить ответственность, предусмотренную статьей 29 Закона, дополнив ее нормой о том, что за… повторное нарушение законодательства о рекламе в течении одного года со дня выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, за несоблюдение порядка размещения внешней рекламы рекламодатели, производители и распространители рекламы могут быть подвергнуты уполномоченным государственным органом штрафу в следующих размерах: от 30- до 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Следует отметить также дополнение в статью 25 Закона, регулирующую рекламу ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения. В нем говорится, что реклама финансовых услуг должна представляться потребителям в ясной и легко понимаемой форме, как и полные условия услуг, в частности, месячные и годовые процентные ставки и другая информация, при которых потребитель имеет возможность владеть полной информацией об оказываемых услугах. Это предложение вводится в целях защиты потребителей, а также в соответствии с распространением антимонопольного регулирования на рынок финансовых услуг, что предусмотрено принятым в этом году Законом «О конкуренции».

Госкомдемонополизации.открыт для обсуждения проекта предложений по совершенствованию законодательства о рекламе. Мы готовы к диалогу с субъектами рекламного рынка, а также потребителями, к которым апеллирует реклама. Вовлечение рекламодателей, распространителей рекламы, ее производителей в обсуждение на уровне формирования проекта позволит наиболее полно учесть их мнения, ликвидировать пробелы в законодательстве, повысить его эффективность.
Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+