В Узбекистане нужно вводить необлагаемый минимум и прогрессивную шкалу подоходного налога – эксперт
Экономика

В Узбекистане нужно вводить необлагаемый минимум и прогрессивную шкалу подоходного налога – эксперт

3963

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистану уже в этом году нужно вводить необлагаемый минимум и прогрессивную шкалу подоходного налога считает эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев. И делать это нужно чем раньше, тем лучше – пока не сложилась невыгодная для бюджета государства и несправедливая к низкооплачиваемым трудящимся устойчивая традиция низкой плоской шкалы, пишет он в своей авторской статье.

– В предновогоднем послании президента Узбекистана Олий Мажлису было отмечено, что с 1 марта 2021 года будут объявлены минимальные потребительские расходы населения, правительству поручено в 2-х месячный срок систематизировать социальные гарантии и разработать программу мер по их поэтапному обеспечению на уровне минимальных потребительских расходов.

Уместно вспомнить, что еще три года назад руководитель страны ставил конкретную задачу: закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия "потребительская корзина". Однако эта задача не была выполнена. Причина, на мой взгляд, в том, что высшие экономические органы страны – Минэкономики, Министерство финансов и Центральный банк недостаточно ответственно отнеслись к решению данной задачи и в целом, как ранее отмечалось, деятельность этих органов не в полной мере отвечает требованиям нынешних реформ.

Поставленная президентом страны задача по социальной гарантии минимальных потребительских расходов повышает актуальность вопроса совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

До 2018 года включительно в нашей стране действовал довольно высокий налог на труд. Он имел три составляющие: (1) подоходный налог с максимальной ставкой в 22,5%, (2) единый социальный платеж (ЕСП) в размере 15% для малых, и 25% – для крупных предприятий, (3) страховые взносы граждан в Пенсионный фонд в размере 8%.

При этом на тысячу сумов, получаемых на руки, приходилось: в малых предприятиях от 385 до 655 сумов налога, а в крупных предприятиях от 505 до 799 сумов. Такое положение все больше и больше загоняло бизнес в тень. В настоящее время установлена плоская 12%-ная ставка подоходного налога и такая же ставка социального налога. Страховые взносы в Пенсионный фонд отменены. При этом на 1000 получаемых на руки сумов приходится лишь 273 сума налогов.

Тем не менее, на наш взгляд, действующая система подоходного налога не является оптимальной. Во-первых, в ней отсутствует необлагаемый минимум, приближенный к стоимости минимальной потребительской корзины (прожиточному минимуму). Во-вторых, низкая плоская ставка является нецелесообразной с социальной точки зрения, ибо ставит высокооплачиваемую категорию работников в еще более привилегированное положение в сравнении с низкооплачиваемой частью работающих.

Не случайно, в подавляющем большинстве стран применяются прогрессивное налогобложение зарплаты, при котором по мере роста зарплаты растет и ставка налога. В тех немногих странах, где действует плоская шкала (Казахстан, Россия) вопрос перехода на прогрессивную шкалу широко дискутируется, даже строятся планы по переходу к ней.

В нашей стране проблема оптимизации налогов на труд должна быть решена путем введения необлагаемого прожиточного минимума с одновременным восстановлением прогрессивной шкалы. И чем раньше, тем лучше и легче – пока не сложилась невыгодная для бюджета государства и несправедливая к низкооплачиваемым трудящимся устойчивая традиция низкой плоской шкалы. В качестве варианта можно рассмотреть следующую шкалу: до 800 000 сумов – 0%; от 800 001 до 2 000 000 сумов – 7,5 %; от 2 000 001 до 4 000 000 сумов – 15 %; свыше 4 000 000 – 25 %.

Расчеты показывают преимущества предлагаемого порядка по сравнению с действующим. К примеру, если доход равен 4 млн сумов, то налог составит 390 тыс. сумов (9,75%) вместо 480 тысяч сумов при нынешней 12%-ной плоской шкале. Т.е. выигрыш составит 90 тыс. сумов, а для получающих зарплату меньше 4 млн сумов выигрыш будет еще более значительным: тот кто получает, к примеру, 2 млн сумов заплатит 90 тыс. сумов налога, вместо нынешних 240 тыс. сумов.

При среднемесячной зарплате в 5 млн сумов за счет уплаты 25% с 5-го миллиона в предложенном варианте налоговая нагрузка будет незначительно выше нынешней – на 0,8%, а сумма составит 640 тыс. сумов вместо нынешних 600 тыс. сумов, т.е. увеличится не существенно.

По данным Министерства финансов в июле-августе 2020 года 45,5% налогоплательщиков имели зарплату до 1 млн сумов в месяц, а зарплата 89,3% лиц была ниже 4 млн сумов в месяц. В такой реальной экономической ситуации установление 25-процентного подоходного налога на ту часть заплаты, которая превышает 5 млн сумов, представляется справедливой с социальной точки зрения.

Для сравнения: максимальная ставка подоходного налога составляет в Германии 45, Японии – 50, США – 39,6, Китае – 45, Индии – 31,5, Австралии – 47, Иране – 35 процентов и т.д. (данные из Интернет).

В нашей стране по сложившейся практике налоговые ставки устанавливаются до начала года. Но в период активных реформ бывают и исключения. Как мы помним, в 2019 году по указанию президента страны ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20 до 15 процентов с 1 октября.

Текущий год только начался. Прогноз бюджета страны утвержден законом совсем недавно. Тем не менее, учитывая вышеизложенное, для выполнения задачи, поставленной президентом нашей страны, в программе мер по поэтапному обеспечению социальных гарантий на уровне минимальных потребительских расходов целесообразно предусмотреть установление в текущем году, необлагаемого минимума и прогрессивной шкалы подоходного налога.



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



4 комментария

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+