Ассоциация операторов мобильной связи GSMA считает, что ситуация вокруг «дочки» ОАО «МТС» - «Уздунробита» может оказать негативное влияние на репутацию и инвестиционный климат Узбекистана. Что по этому поводу думают в руководстве ОАО «ВымпелКом», владеющего другим GSM-оператором в республике – ИП ООО Unitel? Как у него складываются дела с местными регуляторами? На вопросы ответил вице-президент «ВымпелКома» по развитию бизнеса в странах СНГ Дмитрий Кромский.
Предвидите ли Вы для себя какие-то риски на данном рынке?
Мы видим, что риски в Узбекистане не выше, чем в других странах. Основной риск сейчас вовсе не в проблемах регуляторного характера, а в том, чтобы обеспечить необходимый уровень качества сервиса для такого потока клиентов. В нашей истории еще не было такого, чтобы база другого оператора – лидера рынка – перераспределялась между двумя другими операторами. Это большая нагрузка и на сеть, и на сотрудников. Есть очевидный плюс – развитая и прочная законодательная база: руководство республики уделяет особое внимание телекому, и помимо законов "О связи", "О радиочастотном спектре" и "О телекоммуникациях" есть еще целый перечень иных нормативных актов, детально регламентирующих деятельность операторов. Так что по нашим оценкам риски там ничуть не выше, чем где-либо еще на постсоветском пространстве.
Приток абонентов большой?
Свою абонентскую базу в Узбекистане мы увеличили примерно в полтора раза. Пока прогнозов по revenue в регионе мы не делаем, но ожидаем, что рост будет достаточно существенным. Но я напомню, мы не одни сейчас в такой ситуации: Telia Sonera также вынуждена принимать абонентов из другой сети.
Мы стараемся обеспечить качество связи и обслуживания достаточного уровня для всех абонентов – в том числе и тех, которые пришли к нам из другой сети. Активно работаем над оптимизацией сетевых и IT-ресурсов.
У вас когда-либо возникали проблемы с узбекскими регуляторами? Например, с налогами.
Да, не далее как в прошлом году. В ходе плановой проверки со стороны налоговых органов были выдвинуты претензии о доначислении налогов с 2009 по 2011 годы. В основном это касалось налога на доход, и общая сумма претензий превысила 10 миллиардов сумов (5,2 миллиона долларов по курсу ЦБ Узбекистана). В ходе разбирательства в городском хозяйственном суде, инициированного компанией, нам в целом удалось доказать свою правоту, так что доначисления составили около 500 миллионов сумов, с чем мы согласились. Серьезных претензий с тех пор не было.
А какие у вас отношения с местным регулятором связи?
Ответ: Работа с регулирующим ведомством безоблачной не бывает нигде и никогда, на то она, собственно, и работа. Скажем так: интересы бизнеса в части развития сети могут иногда опережать стандартные процедуры. Понятно, что оператору хорошо бы иметь покрытие здесь и сейчас, но не всегда это возможно. В Узбекистане правила понятны и определены временами строго, но четко. Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что в прошлом году инвестиции в наш узбекский бизнес были особенно масштабны: только капитальные затраты составили 219 миллионов долларов. Одно то, что за 2011 год мы увеличили количество городов, покрытых сетью 3G, с 7 до 130, говорит о многом. Столь масштабный ролл-аут не обошелся без проблем с легализацией сайтов прошлым летом. Вышло так, что у значительной части позиций срок действия временных разрешений истек до получения постоянных разрешений. Можно долго рассуждать о сроках выдачи документов, но факт остается фактом: базовые станции не были своевременно отключены, и компания сделала это по требованию УзАСИ. Отключение затронуло порядка 170 базовых станций в разных регионах республики, и вызвало понятное недовольство большой части абонентов. Но это, пожалуй, единственный серьезный инцидент такого рода, поскольку в целом нам удалось выстроить прозрачное и конструктивное взаимодействие с УзАСИ и Государственной инспекцией связи.
И что, все обошлось без угроз, лишения лицензии?
Нет, никаких угроз. Мы это предписание выполнили, а спустя несколько дней получили необходимые разрешения, осуществили коммерческий старт оборудования, и со своей стороны постарались компенсировать клиентам временные неудобства дополнительными бонусами.
И каковы же Вам видятся перспективы своего бизнеса в Узбекистане?
Если говорить о бизнес-единице СНГ, то это второе место. Но волноваться инвесторам не о чем. Мы проинформировали их обо всем во время последнего конференц-колла. Прежде всего, инвесторы не впервые акцентируют свое внимание на Узбекистане: это происходит уже более года – с тех пор, как обновленная управленческая команда Unitel вернула второе место по доле выручки на рынке, чего раньше, кстати, не удавалось сделать ни одной компании под брендом «Билайн». Было и еще одно уникальное для глобального «ВымпелКома» и для рынка вообще достижение, когда по итогам 2011 года «Билайн» в Узбекистане обеспечил прирост маржинальности EBITDA выше темпов роста выручки. Могу сказать, что инвесторы были весьма воодушевлены данным фактом, который по нынешним временам в мире встретишь не часто. Так что – да, мы высоко оцениваем потенциал данного рынка.
В феврале 2006 года ОАО «ВымпелКом» завершил сделку по приобретению ООО Unitel, второго крупнейшего оператора сотовой связи в Узбекистане (GSM-900-1800), у международного консорциума во главе с греческой Germanos S.A. , а также четвертого по количеству абонентов узбекского GSM-оператора ИП ООО «Бакри Узбекистан Телеком» («Бузтел»). Общая сумма сделок составила 260 миллионов долларов.
В июле 2006 года «ВымпелКом» завершил процесс объединения двух компаний на базе ООО Unitel, а в сентябре 2006 года начал предоставлять услуги под брендом Beeline.
В декабре 2008 года Unitel запустил в Ташкенте в коммерческую эксплуатацию услуг на базе первой в Узбекистане мобильной сети 3G, поддерживающей протокол HSPA (High Speed Packet Access – высокоскоростная пакетная передача данных). В настоящий момент данная сеть развернута во всех регионах республики.
В марте 2009 года ООО Unitel и СП «Бузтон» («дочка» Golden Telecom), оператор фиксированной сети в Узбекистане, приступили к оказанию коммерческих услуг под единым брендом «Билайн Бизнес» в республике.
По данным оператора, чистая выручка «Unitel» во втором квартале 2012 года увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составила 89 миллионов долларов.
Количество абонентов компании в Узбекистане по итогам января-июня составило 7,031 миллиона пользователей (+10,5% по сравнению с итогами 2011 года) при 29-миллионном населении.
Комментарии отсутствуют