Загрузка
Загрузка
Инициатива Антимонопольного комитета приведет к разрушению отечественного сектора черной и цветной металлургии
Общество

Инициатива Антимонопольного комитета приведет к разрушению отечественного сектора черной и цветной металлургии

10920
Загрузка

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. 2 июля т.г. Антимонопольный комитет опубликовал проект Постановления Президента, в котором планируется отменить монополию АО «Узметкомбинат» и АО «Узвторцветмет» по заготовке лома и отходов черных и цветных металлов.

Необходимо отметить, что инициатива, выдвинутая под лозунгом развития конкуренции и создания условий для развития малой металлургии, приведет к разрушению отечественного сектора черной и цветной металлургии.

I. Так, проведенный анализ металлургического потенциала Республики Узбекистан показывает уязвимость и чувствительность данного сектора промышленности страны.

Республика находится в неравных конкурентных условиях по сравнению с Российской Федерацией (РФ) и Республикой Казахстан (РК), которые в СНГ являются ведущими странами в области тяжелой промышленности (металлургической отрасли).

В частности, РФ располагает огромными залежами железосодержащих руд в объеме 110,3 млрд.тн и в год перерабатывает около 100 млн.тн, которых при нынешних темпах хватит порядка на 1 103 лет, а РК имеет запас железосодержащей руды в количестве 18,6 млрд.тн. и ежегодная переработка составляет 22 млн.тн, что в состоянии обеспечить промышленность сырьем на 845 лет. В связи с наличием огромного запаса железосодержащих руд, Россия и Казахстан отменили государственную монополию на заготовку лома черных металлов.

В то же время, на территории Узбекистана имеется единственное изученное месторождение железосодержащих руд «Тебинбулак» (Каракалпакстан), объем которого равняется 0,996 млрд.тн, что составляет всего лишь 0,9% от запаса России и 5,3% от запаса Казахстана. При этом, выход железа составляет 66,4 млн.тн, что при нынешних объемах потребности отрасли республики хватит только на 30 лет (для сравнения: запасов РФ хватит на 1 103 лет, а РК на 845 лет). Более того, на данном этапе, освоение месторождения «Тебинбулак» требует крупных вложений, при этом данный проект пока только прорабатывается.

Исходя из этого, в Узбекистане ситуация с металлургическим сырьем, в отличие от России и Казахстана, находится в критическом состоянии, т.к. единственным источником является ломообразование. По оценкам специалистов, годовой объем образования лома и отходов черных металлов в республике составляет всего лишь 800 тыс.тн., основными потребителями которого являются АО «Узметкомбинат», АО «Узбекистон темир йуллари», АО «АГМК, ГП «НГМК» и др.

В настоящее время в стране выплавляется около 1,2 млн.тн. жидкого металла, 80% которого приходится на долю АО «Узметкомбинат», что в свою очередь, доказывает принадлежность комбината к числу стратегических предприятий страны. Следовательно, государство при принятии решений по реформированию металлургической отрасли, в первую очередь, должно учитывать интересы и возможные последствия для АО «Узметкомбинат», который является флагманом отечественной черной металлургии.

При этом необходимо отметить, что для предприятия стратегического значения республики в лице АО «Узметкомбинат», как и для аналогичных предприятий других стран, вопрос бесперебойного обеспечения металлургическим сырьем является ключевой составляющей стабильности и дальнейшего развития. Данный вопрос особенно чувствителен в условиях Узбекистана, где единственным источником металлургического производства является ломообразование, под которое изначально и был заточен технологический процесс АО «Узметкомбинат», с учетом отсутствия в стране залежей железосодержащих руд.

В связи с этим, учитывая высокую роль и основополагающее место комбината в металлургической отрасли, единственно правильным и вынужденным решением является централизованное направление имеющихся запасов металлолома на обеспечение бесперебойного производства АО «Узметкомбинат». Исходя из этого, в Узбекистане всегда действовала государственная монополия на заготовку вторсырья металлолома (аналогичная ситуация наблюдается в Белорусии, которая также не имеет залежей руд и поддерживает свою отрасль путем государственного регулирования заготовки лома).

Следует отметить, что АО «Узметкомбинат» даже при монопольном праве на заготовку лома, из годового объема ломообразования (800 тыс.тонн) собирает максимум 600-700 тыс.тонн, который покрывает потребности комбината всего лишь на 55-60%.

При этом, комбинат, в целях обеспечения эффективного исполнения социально-экономических задач, поставленных Правительством, недостающую часть сырья вынужден импортировать из-за рубежа, в т.ч. перворудное сырье в виде горячебрикетированного железа (ГБЖ) для повышения качества готовой продукции.

Более того, АО «Узметкомбинат», опираясь на поддержку государства в виде предоставления монопольного права на заготовку лома черных металлов, инициировал реализацию крупного проекта «Строительство Литейно-прокатного цеха», который станет поставщиком сырья для другого масштабного проекта - «Ташкентский металлургический завод», продукция которых не только полностью покроет внутреннюю потребность, но и повысит экспортный потенциал страны.

Однако, в последнее время со стороны отдельных министерств и ведомств, прикрываясь высокими лозунгами поэтапного перехода экономики на рыночные отношения, лоббируется вопрос отмены монополии на заготовку лома черных и цветных металлов, со ссылкой на практику России и Казахстана, умалчивая при этом наличие у них огромных запасов железосодержащих руд, что стало определяющим фактором при принятии подобного решения Правительствами вышеуказанных государств.

Решение об отмене монополии на заготовку лома в Узбекистане является деструктивным и ориентировано на развал отечественной металлургии. Неясной остается истинная цель данной инициативы в силу прогнозируемых негативных последствий для всей металлургической отрасли страны. В частности, отмена монополии не решит вопрос сокращения импорта как металлургического сырья, которого и так не хватает на текущий темп развития отрасли, так и самой металлопродукции.

Конкурентная среда не будет способствовать снижению цен в силу опять же нехватки сырья и увеличения импорта, а наоборот приведет к росту минимум в два раза цен на металлолом, тем самым содействуя увеличению себестоимости готовой продукции, оттоку валютных средств и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. В результате республика потеряет экспорт металлопродукции, увеличит импорт качественного металлопроката.

Более того, если преследуется цель развития малой металлургии, то в этом случае нехватка сырья приведет к банкротству АО «Узметкомбинат», а частные литейные цеха, во-первых, не покроют того объема производства, который выполняет комбинат; во-вторых, не смогут обеспечить выпуск качественной продукцией из-за трудоемкости и капиталоемкости технологических процессов и высоких требований национальных и международных стандартов, что усилит риски обрушения зданий и сооружений.

Как следствие, отмена в Узбекистане монополии на заготовку лома черных и цветных металлов на данном этапе усугубит и без того сложную и критическую ситуацию с сырьем, что выбьет из колеи всю металлургическую промышленность и существенно повлияет на ее дальнейшее развитие, остановит реализацию крупномасштабных проектов стратегического значения. Негативные последствия данного решения усилятся на фоне планирования основными странами-импортерами (Россия, Республики Казахстан и Кыргызстан) введения запрета на экспорт металлолома в целях защиты собственных производителей. В конечном итоге, дальнейшее существование металлургической отрасли, как одной из основных столпов экономики республики останется под сомнением.

II. Социально-экономические последствия для страны из-за вышеуказанной инициативы выглядят следующим образом:

1. В настоящее время, 1 тонна металлопроката АО «Узметкомбинат» имеет ценовые конкурентные преимущества перед аналогичным продуктом из России и Казахстана, однако в случае отмены монополии на металлолом, произойдет удорожание бекабадского проката на 21% от существующей себестоимости, что сделает отечественную продукцию абсолютно не конкурентоспособной на рынке.

2. В АО «Узметкомбинат» работает около 12 тыс. чел., что по оценкам экспертов, является чересчур раздутым штатом работников. Подсчеты (в том числе, по итогам сравнительного анализа, проведенного на примере крупных российских и казахских предприятий «Новолипейский металлургический комбинат», «Магнитогорский металлургический комбинат» и «Карагандинский металлургический комбинат») показывают, что для выпуска 1 млн. тн металлопродукции необходимо не более 3 тыс. работников, что в 4 раза меньше по сравнению со штатом АО «Узметкомбинат».

 

Наименование предприятия

Количество работников (тыс.)

Объем стали в год

(млн. тонн)

Коэффициент соотношения работников к объему производства.

Чем выше показатель, тем хуже производительность

Новолипецкий металлургический комбинат

30

12

2,5

Магнитогорский металлургический комбинат

18,6

12,2

1,5

Карагандинский металлургический комбинат

17,3

6

2,8

АО «Узметкомбинат»

12

1,06

11,3

В случае отмены монополии, для оптимизации себестоимости, комбинат будет вынужден сократить излишние людские ресурсы в порядке 9 тыс. чел., в целях выживания на рынке, что приведет к усилению социальной напряженности и крайнему росту протестного настроя населения г.Бекабада.

3. В рамках инвестпроектов, направленных на импортозамещение в АО «Узметкомбинат» строится новый литейно-прокатный комплекс (ЛПК), стоимостью 613 млн.долл., который к 2025 г. принесет выручку в размере 16 488 млрд.сум., с ежегодным увеличением.

В увязке с указанным объектом, в г.Ташкенте реализуется другой крупный проект по строительству «Ташкентского металлургического завода» (ТМЗ) по производству холоднокатаного листа на сумму свыше 300 млн.евро. Оба этих проекта создадут металлургический кластер и дадут старт для реализации проектов по производству сварных труб, плоского проката, штрипса, проката с покрытиями, различных металлоконструкций, просечно-вытяжного листа и других производств в республике.

В этой связи, инициатива по демонополизации сферы заготовки лома ставит под реальную угрозу реализацию данных проектов, и при самом благополучном сценарии приведет к недополученным отчислениям в бюджет после реализации ЛПК и ТМЗ в совокупности на сумму 152 млн.долл., экспортной выручки на сумму 329 млн.долл. ежегодно.

4. Отмена монополии на заготовку черного лома приведет к увеличению комбинатом:

  • импорта сырья на 186% в год,

  • затраты вырастут со 197 до 367 млн.долл.

  • произойдет потеря отчислений в бюджет на 100%, взамен нынешних 77,991 млрд.сум.

  • чистая прибыль в размере 189,944 млрд.сум перейдет в убыток в объеме 566,003 млрд.сум.

  • Произойдет падение рентабельности комбината с 5,1 % до -12,0%.

  • Таким образом, инициатива по отмене монополии приведет к банкротству комбината, что станет коллапсом для г.Бекабада, где проживает более 120 тыс.человек.

 

III. Аналогичные негативные последствия отразятся на деятельности АО ИИ «Узвторцветмет». В частности, ожидается снижение объема производства на 75%, полное прекращение экспорта на сумму в среднем 26 млн.долл. в год., увеличение себестоимости продукции на 12%, сокращение рабочих мест в 3 раза (с 700 до 200 чел). Также будет приостановлена реализация единственного в ЦА инвестиционного проекта «Организация производства гелевых аккумуляторов», что приведет к потере более 100 новых рабочих мест, недополучению ежегодной валютной выручки минимум на 3 млн.долл., увеличению импорта гелевых батарей на 10 млн.долл.

IV. Кроме того, инициатива по отмене монополии на заготовку лома приведет к следующим проблемам республиканского масштаба:

а) прекратится сдача госорганизациями лома черных металлов (около 500 тыс.тн) и цветных металлов (около 5 тыс.тн) в год под предлогом использования для собственных нужд. Указанный объем с большой вероятностью будет перенаправлен 1) в качестве контрабанды за рубеж; 2) на «черный рынок», что усилит теневой сектор экономики; 3) в частные индукционные печи для выпуска некачественного строительного металлопроката, что приведет к риску обрушения зданий и сооружений.

б) увеличение объема импорта сплава алюминия и свинца для нужд автомобильной промышленности в среднем на сумму более 10 млн.долл. в год, что приведет к росту цен на отечественные автомобили;

в) усиление тенденции использования радиоактивного лома в производстве готовой продукции (из черных металлов арматуры, угольник, швеллер, квадрат, а из цветных металлов – окна, профили, двери, фитинги, смесители, аккумуляторы и т.д.) по причине дороговизны оборудования по радиоанализу, выявляющему радиоактивность, а также низкой квалификации работников на малых и частных предприятиях;

г) рост объема некачественной продукции из металлолома, т.к. частные литейные цеха не будут покупать лабораторию, стоимость которой составляет более 1 млн.долл.;

д) ухудшение экологической ситуации в результате выброса в атмосферу вредных веществ из-за экономии частными литейками систем фильтрации и гаозоочистки.

Таким образом, непродуманная и поспешная инициатива Антимонопольного комитета разрушит отечественную металлургию, принесет ущерб республике в размере нескольких миллиардов долларов, в том числе потраченных впустую на строительство ЛПК и ТМЗ, лишению работы для 8-12 тыс. рабочих, увеличению импорта металлопродукции минимум в два раза, нанеся громадные потери в социально-экономической сфере Республики Узбекистан.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+