На острие архитектурного прогресса. Как миллионы добровольцев со всего Союза восстанавливали Ташкент после землетрясения
Общество

На острие архитектурного прогресса. Как миллионы добровольцев со всего Союза восстанавливали Ташкент после землетрясения

18812

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня сложно отрицать тот факт, что Ташкент получил свой уникальный архитектурный облик благодаря советским градостроителям и миллионам добровольцев, которые приехали со всех уголков Союза восстанавливать наш солнечный город после землетрясения 1966 года.

Тогда столица Узбекистана получила уникальный шанс: именно здесь внедрялись самые передовые задумки архитекторов и градостроителей того времени. При этом особое внимание уделялось созданию комфортной городской среды для жителей, специалисты закладывали на годы вперед решения по формированию доступной и удобной планировки площадей, парков, коммуникаций и, что важно для региона Центральной Азии, озеленению и оводнению городских пространств.

Сегодня эти страницы истории до сих пор хранят построенные после землетрясения здания. В Ташкенте десятки жилых домов содержат надписи "от Украины, Белоруссии, Латвии, Армении, России" и других стран Советского Союза, откуда приехали добровольцы. Жильцы берегут их порой даже ценой скандалов со службами благоустройства, периодически стремящимися замазать или закрасить уникальные мозаичные панно и исторические надписи.

Известный историк, краевед и писатель Борис Голендер рассказал корреспонденту Podrobno.uz, как вмешательство Шарафа Рашидова позволило сделать строящиеся после землетрясения дома непохожими на подобные объекты в других советских республиках, какие уникальные здания были возведены в то время и чем Ташкент отличается от многих городов, строившихся в советскую эпоху.

"Самый пик восстановления города пришелся на первые четыре года после землетрясения. В Ташкент прибывали целые строительные поезда со своей техникой, материалами и рабочими. Поскольку жить было негде, им ставили вагончики в разных частях города. К примеру, на 6-м квартале Чиланзара располагались вагончики ленинградского строительного поезда", – рассказал собеседник.


По его словам, эта помощь была своеобразным ответным шагом граждан СССР, ведь во времена Великой Отечественной войны Ташкент был столицей тыла, город принял почти один миллион эвакуированных детей, женщин и стариков. И этого никто не забыл.

"Толчки продолжались еще полгода, среди них были и семибалльные. Люди жили в палатках. Союзпечать, почта и поликлиники также работали в палатках. Тем не менее люди не боялись, они приезжали в Ташкент и с энтузиазмом брались за дело в таких сложных условиях. У поэта Мухаммада Куддуса есть даже стихотворение: "Не нужно бояться толчков, у нашей земли всегда был такой характер". Ехали сюда в основном молодые люди, помимо домов и зданий они строили здесь свои семьи, играли межнациональные свадьбы", – вспоминает Борис Анатольевич.



С одной стороны, добавил он, это было тревожное время, с другой – героическое. В городе снизилась преступность, по ночам не разрешалось ездить легковым машинам, чтобы не поднималась пыль, студенты и школьники помогали строителям разбирать завалы, совсем маленьких детей бесплатно отправили в здравницы и пионерские лагеря по всему Союзу.

"Жертв было не так много, поскольку это было вертикальное землетрясение. Во время толчков дома просто подпрыгнули и встали на свое место. Больших завалов, как это бывает при горизонтальных толчках, не произошло. Поэтому особого страха землетрясение не вызвало. Были, конечно, и паникеры. С перепуга они уехали из Ташкента к родственникам в разные части Советского Союза. Однако, по моим наблюдениям, позже все они вернулись", – отметил Голендер.



Сам он, ставший очевидцем этих событий, также рассказал, что город удалось восстановить за четыре года. За это время было построено не только много квадратных метров жилья, но и лучшего качества: ведь большинство разрушенных зданий было возведено без соблюдения строительных норм и правил. В основном это была послевоенная одноэтажная застройка.

"Антисейсмическая архитектура зародилась в столице задолго до советского периода. В начале 20-го века ташкентские архитекторы изучали разрушения европейских зданий во время андижанского землетрясения в 1902 году, чтобы выработать нормы строительства в Туркестанском крае. Они стали применять эти наработки при строительстве, благодаря этому, здания, построенные по плану, выдержали все толчки того землетрясения. Сегодня они называются памятниками архитектуры. Так, например, в 1966 году в Ташкенте было всего два девятиэтажных жилых дома, и они стоят до сих пор, там живут люди. Кинотеатр "Панорамный", построенный до землетрясения, внесен чуть ли не во все учебники по архитектуре", – подчеркнул собеседник.



Дома, возведенные в период восстановления Ташкента, заметил он, были построены по всем правилам строительного искусства с учетом уже имеющегося опыта и новых наработок. Это позволяет нам жить без страха в этих зданиях.

По словам Голендера, вначале спешно строили кварталы в Сергели: приближались осень и дожди, поэтому нужно было быстро заселить людей. Возводились, как правило, стандартные дома, однако разные отряды строили их по нормам, принятым у них в республиках. Капитальное строительство зданий и жилых кварталов в центре города шло медленней.

"В первое время каких-либо изменений в архитектуре не было заметно. Однако наше руководство быстро спохватилось, нужно отдать должное Шарафу Рашидовичу Рашидову. Он поддержал возведение массы домостроительных комбинатов, которые стали возводить и оформлять торцы домов майоликой. Этот способ украшения зданий зародился и стал традиционным еще во времена Амира Темура. Этими уникальными домами Ташкент сегодня может гордиться. Среди них нет ни одного похожего", – подчеркнул Голендер.

Кроме того, появились панджары – солнцезащитные бетонные решетки, которые стали еще одной особенностью архитектуры: они не только спасали от зноя, но и придавали особый облик даже стандартным жилым районам. Интересно, что они строились в Узбекистане еще в средневековье.

"Этим Ташкент очень сильно отличается от многих городов, строившихся в это же самое время. Наш город очень многое выиграл, именно здесь стали применять все новые передовые строительные приемы. Таким образом, архитекторы и строители, восстанавливающие столицу Узбекистана, с помощью новизны сумели создать уникальный облик нового Ташкента, который при этом базировался на функциональной железобетонной архитектуре. Иностранные специалисты из разных уголков мира отмечают эту особенность города. Этим нужно гордиться!", – сказал он.



К сожалению, по словам собеседника, сегодня этот колорит немного теряется, строятся совершенно одинаковые небоскребы, которые есть и в Сингапуре, и в Лос-Анджелесе, и в Сиднее. Все это не создает облик города.

"Ташкент в 60-е годы прошлого века оказался на самом острие архитектурного прогресса в большой стране. Уже после землетрясения появились такие уникальные объекты, как телебашня, Дворец дружбы народов, гостиница "Узбекистан". Их строительством занимались специальные инженеры. К слову, телебашня вообще проектировалась для Ирака. Однако Рашидов уговорил руководство страны поставить ее в Ташкенте, в зоне сейсмической активности. Благодаря особой конструкции, она выстояла уже несколько семибалльных землетрясений", – рассказал специалист.



Дворец дружбы народов оказался даже лучше Кремлевского дворца съездов благодаря технике, которая пошла вперед. Второй этаж этого дворца был шикарно украшен майоликой и выглядел весьма достойно. Долгое время здесь проходили дипломатические акты с участием первого президента.

"А наше метро? Оно шикарно построено. Благодаря прогрессу метростроя первые станции были лучше московских. Ни одна станция непохожа на другую, поскольку на каждой из них работали разные архитекторы, оформители, художники. Это целые подземные дворцы. Ташкентские архитекторы получили государственную премию за ансамбль в районе проспекта Шарафа Рашидова и улицы Буюк Турон. Этот комплекс из площади "Мустакиллик", музея истории и издательства "Шарк" получили эту премию вполне заслуженно. В современном городе очень сложно создавать ансамбли. Очень часто возводятся здания, которые напоминают "слона в посудной лавке", – заключил Борис Голендер.







Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

12 комментариев

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+