Неработающие законы и необоснованные запреты канут в лету. Как ОРВ поможет развитию Узбекистана
Общество

Неработающие законы и необоснованные запреты канут в лету. Как ОРВ поможет развитию Узбекистана

13238

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Для нашей страны не редкость, когда принимаемые документы часто не облегчают жизнь предпринимателям, а делают ее только сложнее. После этого представители бизнес-сообщества пишут открытые письма в СМИ, жалуются в госорганы, собираются комиссии, которые разрабатывают рекомендации для пересмотра тех или иных норм. Можно ли это изменить, устранив проблемы еще при подготовке новых документов. Для этого в мире активно используется такой инструмент, как "оценка регуляторного воздействия" (ОРВ).

Данная методика постепенно внедряется и в Узбекистане. Эксперты уверены, что это позволит избежать принятия неработающих законов, которые тормозят темпы экономического роста страны. Правда, работа предстоит огромная.

Что это такое?

Методика ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 1980-90-х годах. Она представляет собой процедуру, которая позволяет повысить качество законодательных решений, исключить возможность принятия непродуманных и незаконных нормативно-правовых документов, устранить бюрократические препоны.

Ее суть состоит в том, что перед разработкой проекта нормативно-правового акта необходимо рассмотреть различные варианты достижения целей и с помощью методов анализа выбрать наилучший из них, где выгоды намного превышают издержки. Результаты анализа и обоснование лучшего варианта представляются в отчете об ОРВ. ОРВ также предполагает общественное и межведомственное обсуждение предлагаемого документа, обобщение полученных мнений, предложений и замечаний.

Главная цель всей этой процедуры – изучить возможные негативные последствия проектов нормативно-правовых актов на жизнь общества, своевременно отсеять или отправить на доработку некачественные проекты документов.

Сегодня этот инструмент широко применяется более чем в 60 государствах мира – странах Организации экономического содружества и развития (ОЭСР), большинстве постсоветских республик.

В 2007 году методика была внедрена в Кыргызстане, в 2014 году – в Казахстане, где сделали ОРВ обязательной процедурой при разработке нормативных актов, затрагивающих сферу предпринимательства. Двумя годами позже и правительство Таджикистана приступило к разработке политики умного регулирования.

Узбекский опыт

В Узбекистане система ОРВ стала зарождаться в 2008 году, именно тогда начались подготовительные работы по ее внедрению. В 2014 году на платформу regulation.gov.uz для публичного обсуждения стали выносить нормативно-правовые акты, касающиеся предпринимательской деятельности, в 2018 году – всех НПА.

Однако активное развитие институт получил недавно. В 2020 году согласно Указу президента "О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства" был определен специально уполномоченный орган в сфере ОРВ нормативно-правовых актов и их проектов. Им стало Министерство юстиции. В структуре ведомства было создано Управление оценки регуляторного воздействия.

Еще одним важным документом в сфере стало постановление главы государства от 15 марта 2021 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы оценки регуляторного воздействия". В нем прописан порядок поэтапного внедрения системы. Министерство экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольный комитет и Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды определены как надзорные органы по ОРВ.

Таким образом, согласно документу вплоть до 2023 года будет изучаться влияние разрабатываемых и уже действующих нормативно-правовых актов на бизнес, который является двигателем экономического роста государства. Это документы, связанные с введением для субъектов предпринимательства новых ограничений и требований, новых видов разрешений и лицензий, установлением льгот. Уже в следующем году система оценки охватит также документы в сфере права, свобод и законных интересов граждан, а также окружающей среды.

По итогам первого года внедрения этой системы специалисты министерства изучили 118 подпадающих под сферу действия ОРВ проектов нормативно-правовых актов, разработанных государственными органами, и поступивших для проведения правовой экспертизы. Среди них законы, указы и постановления президента, решения правительства.

Было выявлено, что только 29 из всех проектов (25%) прошли процедуру оценки регуляторного воздействия. Остальные 89 (или 75%) не имели отчетов об ОРВ и заключений о результатах проведенной процедуры от Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета.

Также по итогам проведения оценки регуляторного воздействия поступивших документов было выявлено более 400 норм, которые могли привести к необоснованным дополнительным затратам для бизнеса. Они были своевременно исключены.

Кроме того, министерства и ведомства провели ОРВ 13-ти уже действующих нормативно-правовых актов. По итогам проделанной работы были разработаны предложения по устранению из 10 законодательных актов 7 избыточных инструментов регулирования, а также по упрощению 13 процедур и снижению затрат.

Чтобы инструмент заработал так, как он должен, Министерство юстиции активно готовит специалистов в этой области. В структуре государственных органов разных уровней – от правительства до органов местной власти – сегодня функционируют специальные подразделения, работают ответственные за проведение ОРВ сотрудники.

Для них проводятся учебные курсы, конференции, семинары и вебинары, на которых с помощью международных специалистов в области ОРВ они изучают успешный опыт развитых стран. Для дальнейшей подготовки кадров в этой сфере и повышения их квалификации предполагается запуск специальной образовательной онлайн-платформы.

Эксперты отмечают, что становление ОРВ как института – достаточно длительный и сложный процесс. К примеру, США для полного внедрения этой системы понадобилось 30 лет. Узбекистан только в начале этого пути. Нашим министерствам и ведомствам предстоит поменять свой «менталитет» разработки нормативно-правовых актов, научиться прогнозировать последствия предлагаемых регуляторных мер, чтобы принимать решения, которые будут служить во благо развития нашего общества. Кроме того, крайне важно привлекать к обсуждению и бизнес-сообщество, что позволит значительно улучшить качество законов.


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+