Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Общенациональное движение "Юксалиш" провело опрос среди жителей Ташкента, спросив, чего они ждут от нового хокима. Ответы вполне можно было предсказать. Новый глава города должен приструнить застройщиков, заняться модернизацией коммунальной инфраструктуры и улучшить работу общественного транспорта, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
В опросе участвовали 107 общественных деятелей, политиков, инфлюенсеров, журналистов, блогеров, представителей ННО, бизнеса и академического сообщества. Среди них – политологи Фарход Толипов, Юрий Саруханян, Азамат Сеитов, Нозима Муратова, Рустам Камилов, Бахром Раджабов, юрист по правам человека Дилфуза Куролова, гражданские активисты, журналисты и блогеры Беруний Алимов, Никита Макаренко, Мухрим Аъзамхужаев, Кобил Хидиров, Акида Ханум, Барногул Санакулова, Жахонгир Азимов и другие. Отвечая на вопросы, каждый из них мог выбрать несколько позиций из представленного списка, а также имел возможность вписать свой вариант.
В первой тройке популярных ответов:
-
ввести мораторий на точечную застройку до утверждения генерального плана города – этот вариант выбрали 76 респондентов
-
модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, в том числе линий электропередач внутри кварталов, – 73 респондента
-
улучшение работы общественного транспорта – 72 респондента.
Точечная застройка
За последние пять лет в Узбекистане было построено более трехсот тысяч жилых домов (для сравнения в 2000-2014 годах построено 86 тысяч домов), при этом почти четверть из них возведена в Ташкенте. Строительный бум, с одной стороны, способствует обеспечению запросов тысяч людей на жилье, подстегивает производство строительных материалов, создает рабочие места, но с другой, существенно увеличивает нагрузку на существующие коммуникации, социальные объекты.
Ситуацию усугубляет точечная застройка, которая не подразумевает создание собственной инфраструктуры, а подключение к существующей. Такой подход вызывает недовольство жителей соседних домов, поскольку нередко появление внутри двора или квартала новостройки оборачивается урезанием границ, исчезновением детских и спортивных площадок, скверов и других зеленых зон. В Ташкенте за прошедшие несколько лет жителям не раз приходилось отстаивать свои интересы, бороться за сохранение парковых, придомовых территорий и инфраструктуры.
Опыт развитых стран показывает, что наличие и качество уплотнительной застройки зависит от градостроительной политики местной администрации. Действуют правила землепользования и застройки, условия подключения к сетям. К примеру, во Франции девелоперы оплачивают косвенные издержки от строительных проектов, которые способствуют разрастанию городов. В их числе – налог на инфраструктуру, единый налог на переустройство, который покрывает затраты на поддержку и развитие природных территорий района, финансирование общественного транспорта, и налог на низкую плотность застройки.
Коммунальная инфраструктура
Ситуация с энергокризисом в январе показала, что столичная коммунальная инфраструктура, которой уже больше полувека, нуждается в модернизации. Так, анализ деятельности Министерства жилищно-коммунального обслуживания (преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства), проведенный Министерством юстиции еще в 2018 году, показал существенный износ коммунального оборудования и инженерных коммуникаций водоснабжения. Больше одной трети водопроводов, канализационных сетей и коллекторов нуждается в ремонте, состояние около 760 котельных и 5 тысяч км теплосетей приводит к сверхнормативной потере тепловой энергии.
В этих условиях ключевое значение имеет пересмотр политики уплотнения Ташкента, переход от точечной к комплексной застройке территорий на основе генерального плана.
Общественный транспорт
Городскую транспортную сеть нередко называют кровеносной системой города, которая призвана обеспечивать бесперебойное передвижение людей по своим артериям. Но Ташкент не может похвастаться развитой системой общественного транспорта. На 3 млн населения приходится тысяча автобусов и метрополитен. Несоблюдение графика движения, перегруженность, качество и состояние общественного транспорта приводит к тому, что горожане предпочитают передвигаться на личном авто либо на такси. Это приводит к возникновению пробок, при этом не только в часы пик, увеличению загрязнения атмосферного воздуха.
В развитых странах мира в последние годы делается акцент на возрождение общественного транспорта. К примеру, Пекин, Мадрид и Москва инвестировали значительные средства в прокладку новых линий метро и железнодорожных линий, увеличили количество велосипедных дорожек и пешеходных улиц. Сеул, Шэньчжэнь и Сингапур возглавляют рейтинг финансовой доступности общественного транспорта. Их власти принимают активные меры, повышающие стоимость владения личным автотранспортом. Цель – компенсировать причиняемый вред экологии и издержки социального характера. Автомобилям, зарегистрированным за пределами Шанхая, запрещено въезжать в определенные городские районы.
Властям Ташкента необходимо пересмотреть политику в отношении общественного транспорта, считают эксперты.
Участники опроса (63 человека) также отмечали, что необходимо принять оперативные меры по улучшению экологии города. Поскольку сокращение растительного покрова, увеличение автотранспорта, строительных площадок и влияния других факторов существенно ухудшилось, к примеру, качество воздуха.
Респонденты (62) высказались и о необходимости проектирования безопасных дорог. Потому что общественность обеспокоена количеством ДТП, ориентированностью дорожной инфраструктуры под потребности водителей, а не пешеходов.
Почти треть респондентов отметили необходимость создания зеленых зон и общественных пространств (56), создание доступной среды для лиц с инвалидностью (50).
Эксперты призывают привлечь в команду хокимията профессиональных урбанистов, в том числе из-за границы, внедрить механизм обсуждения и согласования проектов новостроек с жителями многоэтажных домов внутри кварталов. Они подчеркнули необходимость налаживания открытого диалога с гражданами, обеспечения открытости и прозрачности принимаемых решений, введения в Ташкенте в порядке эксперимента практики избрания хокима.
Хаким в первую очередь должен думать о людях и любить свой город ,а не свой карман!!!!!
Так все застроили в центре что мораторий уже не поможет. Уже все что можно закатали в бетон! Как говориться - ЛЮБОЙ БИЗНЕС ХОРОШ!
Для чего статья? Скорее всего покуражиться над людьми и человеком, который сел не на своё место! И показать, что кто- то работает! Кого видение новый хоким будет реализовывать? Только умнейших, вышестоящих и богатейших: так всегда было, так и будет! Авиценны и Тимура, Улугбека и Бабура, Навои и других…Даст Аллахим и наших современников увековечим и вспомним… Ну а как по-другому только это поможет и позволит «возвысить, подънять, развить» - т.е. «Юксалиш». Памятниками будем гордиться, как всегда, в народе…, а не болтовнёй! А что пока получили? Научились… опросы проводить, и планы составлять! А работать на будущее когда и кто будет?
Согласен что ответы можно было предсказать, так как Общенациональное движение "Юксалиш «участвовавшее в опросе жителей Ташкента, задавали всем один вопрос: «Чего они ждут от нового хокима.» А что могут ждать жители от того, кто очень далеко от их нужд, так как нет у него тех проблем с которыми каждый день сталкиваются горожане. Зря так зашифровал себя один из всего 2 опубликовавших свои комментарии высказавшийся эмоционально , но близко к истине :«Хаким в первую очередь должен думать о людях и любить свой город ,….!!!!!» Тогда по-моему: между ним и горожанами будут незаметны ещё с десяток инстанций! А так удобно - во всём виноват он! Неправильно, и ерунда — это! И статья ник чёмная, не понятно для чего? А что у должности нет функциональности, а что нет намеченных планов, а замы, помы, руководители структур аппарата, специализированные управления и тресты, а люди (специалисты, патриоты, фанаты и просто честные труженики, которые чаще всего стоят рядом и помогают, и подсказывают, спорят или… как всегда только указания сверху: «Я начальник - ты дурак, Ты начальник – Я дурак!» а различные ЧП? Это разве не уроки, не помощь… Нет? Тогда надо так! Если «Юксалиш» и более 100 указанных должностных лиц не буду перечислять профессии и должности нечем заняться кроме как от работы отвлекать население пусть берут в руки мётлы, лопаты, кетмени и другие инструменты чистят улицы, и работают по всем указанным выше направлениям а то все разнаряженные в спец одежду толпы благоустроителей вместе с их начальниками тоже одетыми в спец одежду работают не по закреплённым местам а по договорам с «богатенькими» жителями, чистят только их арыки, благоустраивают только их кафе и рестораны - дожидаясь когда пойдёт слух что Шавкат Миромонович будет посещать квартала – между поездками по другим странам! НЕ хватит его, если нет соратников. Примеров как сам он видит масса. Пусть любой «БОС» зайдёт только на Ц-13, где жили первые после землетрясения 1966 года жители, которых уже погнали по городу богатеи. Что во дворах и в квартирах их творится - не ждите новых ЧП…, тогда что говорить о тех местах, которые находятся за 500 и более метров от Вашего кабинета в Центре Уважаемый Шавкат Миромонович!) Всё анализировать времени нет может на то и рассчитана статья модератора пропиариться и людям запылить мозги статистикой. Возьмём только Коммунальную инфраструктура из указанных «трёх китов». Ситуация с энергокризисом в январе показала, что столичная коммунальная инфраструктура, которой уже больше полувека, нуждается в модернизации. Так, анализ деятельности Министерства жилищно-коммунального обслуживания…, проведенный Министерством юстиции еще в 2018 году ( в чём мог разобраться Минюст, все эти данные указанного министерства и они знают как это устранять , но не смогли это сделать наверное не дали финансов и материально- технического обеспечения а что сможет Минюст кроме как только процитировать статистику). И как тут не вспомнить Крыловскую басню «Щука и кот». …Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдёт на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело всё погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Помните, такой был прекрасный опыт: «Кадры решают всё!» А у нас? А какие были кадры и где они сейчас? А чем гордимся?