Загрузка
Загрузка
Почему социальная норма будет такой, и как власти обосновывают повышение цен на электроэнергию и газ. Объясняют эксперты
Общество

Почему социальная норма будет такой, и как власти обосновывают повышение цен на электроэнергию и газ. Объясняют эксперты

18186
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня власти Узбекистана официально объявили о планируемом повышении тарифов на электричество и газ. С 1 июля цены на ресурсы для населения предполагается увеличить на 30 сумов: с 295 до 325 сумов за электроэнергию, с 380 до 410 сумов – за газ. При этом, чтобы защитить потребителей с низкими доходами вводится понятие "социальной нормы". Эксперты рассказали корреспонденту Podrobno.uz, почему необходимо повышение цен и как формировалась норма среднемесячного потребления.

Данные меры, как отмечают специалисты, первый шаг на пути к реформированию энергетического сектора и переходу на рыночные отношения в сфере энергоносителей. Работа по тарифной политике в энергетической отрасли ведется уже полгода. За основу был взят опыт Казахстана, Беларуси, России, Турции, Украины.

"Себестоимость вырабатываемой и поставляемой электроэнергии в нашей стране гораздо выше. Специалисты Всемирного банка подсчитали, что текущие тарифы покрывают затраты только на 66%. Грубо говоря, компания тратит на производство и поставку ресурса 100 сумов, а получает от потребителя всего 66. Разницу приходится покрывать за счет государственных субсидий", – рассказал Podrobno.uz начальник отдела трансформации электроэнергетической отрасли Министерства финансов Баходир Джураев.

Кроме того, энергосеть требует постоянной модернизации и нового строительства, чтобы покрывать потребности населения в ресурсах в необходимом объеме, подчеркивает специалист.

По его словам, за последние пять лет было обновлено и построено 40 тысяч километров низковольтных электросетей и 12 тысяч трансформаторов. Для сравнения, за 25 лет - в период c 1991 по 2016 год – были произведены работы на 9300 км электросетей и 4800 трансформаторах.

"За последние три года произошло пять повышений минимальной оплаты труда. Однако тарифы на энергетические ресурсы не повышались за это время. Сейчас кредиты на развитие энергетических компаний выдают международные финансовые институты под государственные гарантии. Мы не можем дальше работать по такому механизму, он уже почти исчерпан. Это негативно влияет на международный кредитный рейтинг Узбекистана и рост общего государственного долга. Энергетические компании должны работать максимально самостоятельно от государства. Чтобы привлекать международных инвесторов без государственных гарантий нужно, чтобы тарифы на энергоресурсы были рентабельными. Инвестор не будет вкладывать свои средства в убыточное предприятие. А привлекательных для инвесторов тарифов можно добиться только с помощью рыночных механизмов", – отметил он.

В последующие годы тарифы на топливно-энергетические ресурсы будут корректироваться с учетом инфляции. С 2026 года Узбекистан перейдет к рыночным отношениям – государство не будет устанавливать цены на ресурсы, их будет диктовать рынок. Эти сроки установлены, чтобы переход был планомерным, без резких колебаний.

Кроме того, учитывая интересы населения с низкими доходами, в республике будет внедрена система "социальной нормы". Для определения ее размеров было проведено выборочное исследование абонентов Ташкентской и Наманганской областей, а также города Ташкента.

Для справки:

Социальная норма – это минимальный и достаточный для жизнеобеспечения объем потребления ресурсов, который оплачивается по сниженному тарифу. Каждый киловатт электроэнергии и кубометр газа, потребленные сверх этой нормы, будут оплачиваться по более высокой стоимости.

"В основу исследования легли показания счетчиков абонентов этих регионов. Ташкент и столичная область, где проживает большое количество населения и расположено множество промышленных предприятий, потребляет больше всего энергии и природного газа. Особое внимание при выборе объектов эксперимента уделялось бесперебойности обеспечения ресурсами, поскольку невозможно определить реальные размеры среднемесячного потребления при частых отключениях. Учитывалось также географическое расположение региона. Были исследованы данные о потреблении ресурсов в жилых домах разного типа – многоэтажках старого образца с централизованной отопительной системой, новостройках и частных домохозяйствах", – рассказал начальник управления развития топливно-энергетической и химической промышленности Министерства экономического развития и сокращения бедности Кувончбек Мустафоев.

Исходя из результатов исследования, социальная норма потребления составит:

  • для электроэнергии – до 250 киловатт в месяц;

  • для природного газа – до 200 кубометров в месяц (в период с апреля по сентябрь) и до 700 кубометров в месяц (в период с октября по март).

Таким образом, используя до 250 кВт электроэнергии, а также до 200 и 700 (в зависимости от сезона – отопительный/не отопительный) куб. м газа в месяц, потребитель будет платить по льготному тарифу – по 325 и 410 сумов соответственно. За каждый же киловатт и кубометр сверх этого лимита – по приближенному к рыночному тарифу: 650 сумов за 1 кВт в час электроэнергии и 1200 сумов за 1 куб. м газа.

Специалисты отмечают, что процесс расчета оплаты за ресурсы будет происходить автоматизировано, исключая человеческий фактор.

"У каждого жителя нашей страны сегодня установлены умные счетчики. На привязанный к лицевому счету телефонный номер им будет приходить SMS-уведомление с указанием объема потребленных за месяц ресурсов. Данные о потреблении электроэнергии и газа также можно узнать в персональном кабинете на специальном сайте", – отметил представитель Минфина Баходир Джураев.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....