Путь к большим победам не бывает абсолютно гладким. В Мининноваций ответили на статью эксперта о застое в науке Узбекистана
Общество

Путь к большим победам не бывает абсолютно гладким. В Мининноваций ответили на статью эксперта о застое в науке Узбекистана

16326

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Министерстве инновационного развития Узбекистана подготовили свою статью в ответ на мнение председателя Общества физики Узбекистана, профессора Туринского политехнического университета в Ташкенте Даврона Матрасулова, который рассуждал о застое в науке Узбекистана.

В Мининноваций отметили, что отнюдь не игнорируют критику, а наоборот, учитывая ее, применяют системные подходы к решению имеющихся проблем.

Часть первая. О проделанной за три года министерством инновационного развития Республики Узбекистан работе

В ходе реализации поставленных Президентом задач в области развития науки и инноваций в стране, Министерством инновационного развития с момента образования были получены результаты по всем направлениям своей деятельности. В данной статье постараемся кратко представить самые значимые из них.

В первую очередь, необходимо отметить что усилиями Министерства в стране принят стратегический документ, нацеленный на объединение усилий государственных органов и организаций в сфере инновационного развития – Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 гг.» №УП-5544 от 21.09.2018 г. Основной целью Стратегии является укрепление качества человеческого капитала и вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса (GII).

В направлении достижения данной цели, Министерством в прошедшем году проведена комплексная работа по включению впервые после длительного перерыва нашей страны в рейтинг Глобального инновационного индекса. Узбекистан занял 93-е место из 131 (последний раз в 2015 году Узбекистан занимал 122 место из 140). Безусловно, данное достижение стало возможным благодаря особому вниманию Главы государства, уделяемому вопросам повышения эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране, проводимых реформ и реализации политики прозрачности и открытости в инновационной сфере.

Для сведения: всего при проведении оценки инновационного потенциала и достижений стран в GII используется 80 индикаторов. Узбекистан достиг положительных результатов в таких индикаторах, как Институты (Institutions), Человеческий капитал и исследования (Human capital & research), Инфраструктура (Infrastructure), результаты экономики знаний и технологий (Knowledge & technology outputs) и Результативность творческого труда (Creative outputs).

В направлении совершенствования нормативно-правовой базы научной и инновационной деятельности в стране, также проделана масштабная работа. За прошедший период, Министерством было разработано и внедрено более 62 нормативных актов.

Знаменательным событием стало принятие двух важнейших законов Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности», которые служат сегодня прочной основой для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране, учитывая, что важным условием динамичного развития Узбекистана является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники. Главной задачей при этом является полноценное использование потенциала отечественной науки и обеспечение выхода на мировой рынок инновационных технологий, в т.ч. путем осуществления трансфера и коммерциализации научно-технических разработок.

Также, в прошлом году была принята разработанная Министерством Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года, которая определяет основы развития данной сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, Концепцией определён план поэтапного развития науки по таким показателям как:

  • увеличение доли средств, направляемых на науку (в соотношении к ВВП);

  • увеличение доли узбекистанских исследователей в общем количестве статей, опубликованных в международных научных журналах;

  • увеличение вовлеченности молодых специалистов в науку и доведение среднего возраста ученых до 39 лет;

  • обновление машин и оборудования в научно-исследовательских учреждениях и университетах, реализующих проекты научных разработок.

Для достижения вышеперечисленных целей, Концепцией предусмотрена дорожная карта, включающая в себя мероприятия по следующим направлениям:

  • совершенствование системы управления в сфере науки;

  • совершенствование системы финансирования науки и научной деятельности и диверсификация источников финансирования;

  • подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и ориентация их на научную деятельность;

  • создание современной инфраструктуры развития науки;

  • формирование современной информационной среды, способствующей развитию науки.

Наряду с Концепцией, также были разработаны Закон «О стартапах» и Стратегия развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан на 2021-2022 годы, которая является основой для формирования стартап-экосистемы, что является актуальным и перспективным направлением для нашей страны.

На данный момент специальная рабочая группа экспертов ведет работу по разработке Стратегии инновационного развития Узбекистана до 2030 года.

Значительно увеличились государственные затраты на науку и инновации. За последние годы, из государственного бюджета было выделено 950,2 млрд сум (198 млрд. сум в 2018 году, 324 млрд. сум в 2019 году, 428,2 млрд. сум в 2020 году) на выполнение программ и проектов по научной и инновационной деятельности.

Для качественного отбора научных и инновационных проектов на конкурсной основе впервые в стране внедрены новые механизмы проведения технической и научной экспертиз. При Министерстве созданы Научно-технические советы, объединяющие более 400 академиков, профессоров и докторов наук по 18 приоритетным направлениям, состав которых периодически обновляется.

В соответствии с поручениями Главы государства по повышению роли женщин и молодежи в обществе и обеспечения их занятости, в 2020 году в рамках грантовых программ, объявленных Министерством, были профинансированы 16 проектов ученых-женщин на сумму 8,5 млрд. В целях поддержки молодежных стартап-проектов в 2018-2020 гг. было организовано 7 конкурсов, реализован 81 инновационный и стартап-проект на сумму 32 млрд сум.

Реализуются адресные проекты и проекты совместно с зарубежными партнерами. В частности, реализованы 44 научно-исследовательских совместных проекта на общую сумму 17,4 млрд сум. В числе стран-партнеров по реализация совместных исследовательских проектов: Россия, Беларусь, Германия, Китай, Турция, Индия и др.

Также, планируется реализация совместных проектов с Евразийским фондом поддержки исследований (EAPI).

Запущены 35 инновационных стартапов с участием инвесторов, коммерческих банков и исследовательских институтов путем коммерциализации перспективных научных исследований.

В целях внедрения венчурного финансирования и привлечения финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов для инновационных проектов принят Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5583 от 24.11.2019 г.

Кроме того, в текущем году Министерством запланирована реализация трёх крупных инвестиционных проектов, таких как «Создание Узбекско-китайского медицинского технологического парка по синтезу лекарственных средств», «Модернизация национальной инновационной системы Узбекистана» и «Выращивание промышленного каннабиса», на общую сумму 18,5 млн долл. США.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» №ПП-3855 от 14 июля 2018 года создана новая система коммерциализации научных разработок, направленная на обеспечение ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышение вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создание эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности.

С целью коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности и обеспечения интеграции науки и отраслей, Министерством в 2020 году достигнуты договоренности с 17 соответствующими организациями по выделению 147 млрд сум, 32,2 млрд сум из которых направлены профильным научным организациям.

Для отбора научных и инновационных разработок, привлечения инвесторов для их коммерциализации запущен портал «Заказчик-исследователь-инвестор», в котором зарегистрировано порядка 530 разработок.

В 2018-2020 годах количество коммерциализированных инновационных разработок достигло 132, общая стоимость которых составляет 73,4 млрд сум. На базе инновационных компаний реализовано 51 научная разработка коммерциализирована на основании 6 лицензионных, 37 хозяйственных договоров и 8 соглашений по созданию инновационных компаний. В свою очередь, в текущем году будет осуществляться работа с вузами и научными организациями в регионах Узбекистана согласно планам по организации подготовки научных разработок, готовых к внедрению, на сумму более 240 млрд сум.

Создаются условия для создания широкомасштабной инновационной инфраструктуры.

Сегодня в Узбекистане начали свою деятельность 9 объектов инновационной инфраструктуры, среди которых технопарк «Яшнабад», Сырдарьинский бизнес-акселератор и другие. В 2021 г. ожидается запуск еще 10 объектов.

В течение 2018-2020 годов количество резидентов Инновационного технопарка «Яшнабад» достигло 35, создано 337 новых рабочих мест, произведено продукции на 147,6 млрд сум, при этом, объем экспортированной продукции в 2020 году составил 1,1 млн. долл. США. В целом резиденты Технопарка инвестировали порядка 4,6 млн. долл. США.

Центр передовых технологий создал стартап-акселератор и стартап-инкубатор для высокотехнологичных небольших компаний, предоставив существующую инфраструктуру, помещения, лаборатории и оборудование. В настоящее время статус резидентов инновационного инкубатора имеют 11 компаний.

Со стороны Министерства вузам и научно-исследовательским институтам также было предоставлено более 170 видов лабораторного оборудования и устройств на общую сумму 68,8 млрд сум.

По инициативе Министерства в целях проведения полной диагностики текущего состояния научного потенциала страны и выработке конкретных рекомендаций для повышения эффективности использования ресурсов для материально-технического оснащения научных организаций, соответствующего мировым достижениям науки и технологии, а также совершенствования государственной системы управления наукой и определения стратегических направлений развития научно-исследовательской сферы, Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы проводится независимый аудит научного потенциала и экспертизы инфраструктурного обеспечения научно-исследовательских организаций

Министерство активно вовлекает в сферу науки и инноваций нашу молодежь. При Министерстве были созданы Молодежная академия и Фонд поддержки талантливой молодежи.

Число членов Молодежной академии на сегодняшний день достигло 1800 человек. В регионах страны избраны 15 руководителей, проведено более 40 мероприятий, в Фонд перечислено 3,8 млрд сум. В стадии реализации находятся 83 проекта.

Министерством регулярно проводятся соревнования по робототехнике. В 2019 году молодежная сборная страны приняла участие в Международной олимпиаде по робототехнике в Таиланде и завоевала в общей сложности 7 медалей (1 золотая, 2 серебряные и 4 бронзовые медали).

В 2018-2020 годах для 232 молодых ученых были организованы краткосрочные исследовательские стажировки в ведущих зарубежных научных организациях. Еще 118 человек ждут открытия международных транспортных авиарейсов.

Также, с целью развития предпринимательского потенциала молодежи в сентябре прошлого года был организован инновационный марафон «Technoways». В марафоне приняли участие 50 участников из 11 команд. В итоге 4 проекта профинансировали Бизнес-ангелы.

Кроме того, на 2021 год Молодежной академией запланировано проведение марафона «ХАКАТОН», направленного на развитие новых инновационных разработок. За рубежом подобные марафоны проводят практически все лидеры IT-индустрии. Их организуют такие корпорации как Facebook, Google и TechCrunch.

Также по инициативе Министерства, будет увеличено число молодежных технопарков, строительство которых начнется в 2021 году в Ташкентской, Самаркандской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан.

Отдельная работа ведется Министерством по направлению развития инновационной деятельности в регионах. В структуре областных хокимиятов создаются отделы по развитию научной и инновационной деятельности. Министерством совместно с хокимиятами будет проводиться совместные конкурсы на финансирование научных и инновационных проектов. Проекты-победители будут финансироваться в равных долях из средств республиканского бюджета – 50% и местного бюджета – 50%.

В городе Фергане создан Молодежный инновационный центр, на территории Каршинского государственного университета будет построен Молодежный технопарк с целью содействия коммерциализации работ ученых и исследователей области. Создан Инновационный учебный дата центр в Ургенче, в Сырдарьинской области Министерством инновационного развития Республики Узбекистан создан Бизнес-акселератор.

При поддержке Министерства создан Научно-технический совет для отбора научных и инновационных проектов, направленных на решение региональных проблем Республики Каракалпакстан. Разрабатывается Стратегия инновационного развития Республики Каракалпакстан на 2021-2025 гг. Прорабатывается вопрос по организации научных стажировок для 100 молодых ученых и исследователей Республики Каракалпакстан за рубежом. В сотрудничестве с Международным центром биоземледелия на засоленных почвах (ICBA) реализуются проекты по усилению роли женщин в обществе, их поддержке, включая развитие женского предпринимательства.

На основании принятого в прошлом году Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан ПКМ-№313 от 22.05.2020 г, Министерство реализует меры по созданию молодежных технопарков в регионах республики. С целью формирования команды талантливой молодёжи для работы в этих технопарках, Министерством разработана мобильная образовательная платформа «TexnoBus».

Наконец, Министерством ведется активная работа по совершенствованию государственной системы научно-технической информации. Данная работа крайне важна как для обеспечения необходимыми, достоверными и полными данными процессов принятия оперативных и стратегических управленческих решений по развитию науки и инноваций, так и для качественного информационно-аналитического обслуживания всех субъектов национальной инновационной системы.

В этих целях, в конце 2019 года была запущена деятельность Центра научно-технической информации. За первый год своего существования, Центром достигнуты следующие результаты.

Сформирована база данных электронных версий отчетной документации по научным и инновационным проектам, профинансированным из государственного бюджета за период с 2017 по 2019 гг. (в количестве более 4500 отчетов по более 1500 проектам). По собранным отчетам проведён анализ результативности, выявлены результаты научно-технической деятельности, имеющие потенциал коммерциализации.

Также, Центр принимает активное участие в работе Министерства по мониторингу реализуемых научных и инновационных проектов: проводит анализ соответствия выполненных работ календарным планам, публикаций, представленных в отчетной документации на предмет соответствия их тематикам проектов и наличия в базе данных Scopus и др.; и технической экспертизе поступающих заявок на финансирование научных и инновационных проектов.

Ведется работа по информационно-аналитическому обслуживанию отраслей науки, в т.ч. подготовка дайджестов и бюллетеней по новейшим инновационным технологиям и научным разработкам в стране и в мире, а также Национального доклада о науке Республики Узбекистан за 2017-2020 гг.

На ежедневной основе подготавливаются и публикуются дайджесты по разработкам вакцин против COVID-19.

Обеспечивается доступ научных организаций к ведущим базам данных научно-технической информации, таким как SpringerLink (Springer Nature), Clinical Key (Elsevier), Wiley (John Wiley & Sons, Inc.) и др., проводятся обучающие вебинары, оказывается техническая поддержка.

Начата работа по усилению работы Офиса национального координатора в Узбекистане в части оказания помощи научному и инновационному сообществу в участии в конкурсах и мероприятиях 9-ой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт Европа».

Заключен контракт на оказание услуг для Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане на сумму 37 тыс. долл. США на проведение работ по анализу научно-технического и инновационного потенциала регионов Узбекистана в рамках проекта UNESCO IsDB project "UNESCO Global Observatory of Science, Technology and Innovation Policy Instruments towards strengthening inclusive Science, Technology, Innovation Systems for the Sustainable Development Goals".

Впервые в республике, запущен проект «English for Science», в рамках которого организованы бесплатные обучающие курсы, направленные на совершенствование знаний и навыков отечественных ученых исследователей по английскому языку.

В целом, данный Центр уже сегодня имеет все предпосылки стать лидирующим в Центрально-Азиатском регионе интеллектуальным агентством в сфере науки и инноваций, и способен предоставлять полный комплекс информационно-аналитических услуг на международном уровне.

Часть вторая. О критике приведенной Матрасуловым

Приводя все вышеуказанные достижения, необходимо отметить, что путь к большим победам не бывает абсолютно гладким.

В ходе реализации своей деятельности Министерство, время от времени, сталкивается с критикой со стороны представителей научного сообщества. К большому сожалению, такая критика зачастую основана лишь на поверхностных взглядах на проблемы, которые по сути своей имеют куда более глубинные причины. Впрочем, Министерство отнюдь не игнорирует критику, а наоборот, учитывая ее применяет системные подходы к решению имеющихся проблем.

Так, недавно Председатель Общества физики Узбекистана, профессор Туринского политехнического университета в Ташкенте Даврон Матрасулов довольно подробно рассказал о причинах препятствующих, по его мнению, развитию науки Узбекистана.

В частности, посреди ряда доводов о причинах, неэффективности Министерства, господином Матрасуловым высказано мнение о «неспособности» сформулировать приоритеты развития науки, а также критика относительно критериев конкурентоспособности и уровня научных исследований, применяемых в рамках экспертизы научных проектов и отчетов по ним.

В своем Послании Олий Мажлису 25 января прошлого года, Президент указал на необходимость определения конкретных приоритетов в сфере науки, отметив при этом что ни одно государство не способно развивать все отрасли науки одновременно. В связи с чем, было принято решение каждый год уделять внимание развитию нескольких важных направлений. Так, в 2020 году приоритетными направлениями науки были определены математика, химия и биология, геология. На текущий год – физика и иностранные языки.

Таким образом в стране ведется поэтапная работа по определению приоритетных направлений науки исходя из твердо обоснованных фактов о ее текущем состоянии и тенденций развития в стране и в мире.

Теперь, давайте, рассмотрим критерии отбора проектов.

Для научных проектов: актуальность и научная новизна проекта, ресурсные возможности (наличие научного потенциала, оборудования, материалов, устройств, необходимых для реализации проекта в организации-исполнителе, планируемые выполнения исследований и обоснованность запрашиваемых средств), наличие объектов авторского права (монографии, статьи, учебники, учебные пособия и т.д.), соответствующих тематике проекта за последние 3 года, значимость ожидаемых научных результатов и потребность в них отраслей экономики и социальный сферы.

Для инновационных проектов: актуальность и научная новизна проекта наличие потребности в объекте инновации, научно-техническая документация инновационного объекта (наличие охранных документов, научно-технической документации, актов проведения испытаний и т.д.), степень готовности инновационного объекта, технологическое и сырьевое обеспечение объекта инновации.

В обоих случаях, по каждому критерию эксперт приводит обоснованные выводы к своей оценке. Экспертизу проектов проводят отечественные ученые в своих отраслях. При отборе ученых, прежде всего, уделяется внимание их компетентности. Кроме того, принимается во внимание их публикационная активность и степень соответствия их исследований современным требованиям. Если на момент создания научно-технических советов собралось 230 ученых, то сегодня эта цифра достигла 410 человек. Среди них академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты.

Следует также отметить, что за три года более 1000 ученых были вовлечены в деятельность научно-технических советов. 

Что касается предложений по привлечению зарубежных экспертов в процессы проведения научно-технической экспертизы, очевидно, что данная мера является целесообразной и в определенной мере усилит процессы отбора проектов. Вместе с тем, как указывает сам автор статьи, найм зарубежных экспертов для проведения научной экспертизы потребует значительных расходов, целесообразность которых вопреки мнению господина Матрасулова на данном этапе под большим вопросом. И вот почему.

Первое. Необходимо обратить внимание на качество подготовки нашими учеными проектных заявок. К сожалению, на сегодняшний день оно остается низким. К примеру, из 465 заявок поданных на конкурс фундаментальных научных проектов в конце прошлого года, уже на этапе технической экспертизы (оценка соответствия заявки формальным требованиям конкурсной документации) 327 или 70% были отсеяны, т.е. не прошли на следующий этап.

Второе. Проведение научной экспертизы с привлечением зарубежных экспертов потребует от ученых подготовки заявок на английском языке. Какова доля ученых, владеющих на сегодняшний день английским языком? При том, что уровень владения языком должен быть довольно высоким, достаточным для того, чтобы в полной мере раскрыть суть предлагаемого научного проекта.

То же касается и русского языка. Стоит хотя бы обратить внимание на наличие грамматических ошибок, допущенных господином Матрасуловым чуть ли не в каждом предложении его статьи.

Поэтому, необходимо комплексно подходить к доведению в первую очередь качества подготовки проектных заявок учеными до международного уровня. Что для этого Министерство начало делать задолго до критики уважаемого господина Матрасулова и какую работу ведет на данный момент?

Как вы знаете, прошлой осенью Министерство совместно со Всемирным банком приступило к реализации проекта по модернизации инновационной системы в Узбекистане. На эти цели, в результате достигнутых договоренностей, Всемирный банк выделяет 50 млн. долл. США. Главная цель – способствовать проведению исследований международного класса в государственных НИУ и ВУЗах Узбекистана.

Как раз в рамках данного проекта решения по вопросам предоставления финансирования и отбору соответствующих исследовательских предложений будет принимать международный экспертный совет, состоящий из иностранных ученых, венчурных инвесторов и экспертов в области науки, техники и инноваций. Таким образом в нашей стране будет применен лучший мировой опыт отбора проектных заявок, который будет базироваться на основе критериев, отражающих научную ценность, инновационный потенциал или социально-экономическую значимость предложенных исследований. В последующем, данная практика с учетом ее успешной реализации в надлежащем качестве будет имплементирована в работу Министерства.

Помимо этого, средства Проекта будут использованы для подготовки правовой базы для регулирования вопросов коммерциализации НИОКР и инноваций в Узбекистане, а также проведения институциональных реформ в этих областях.

Также, как уже ранее было указано, на данный момент международными экспертами проводится независимый аудит науки. В рамках данной работы, предусмотрен анализ мирового опыта и лучших практик управления, развития и научно-исследовательской̆ сферы по направлениям:

  • господдержки научно- исследовательской̆ сферы;

  • оценки качества проводимых исследований;

  • эффективных внутренних процессов управления научно-исследовательской̆ деятельностью;

  • содействия установлению партнерства между странами и регионами в сфере научного сотрудничества;

При этом изучаются практики механизмов господдержки научно-исследовательской сферы в числе государств, позволяющих дальнейшую интеграцию международного опыта исходя из экономического, геополитического, научного развития нашей страны.

В целях совершенствования знаний и навыков отечественных ученых исследователей по английскому языку, с октября прошлого года Министерством запущен пилотный проект «English for Science», в рамках которого организованы бесплатные обучающие курсы для наших ученых. В текущем году мы продолжем эту работу с проработкой его масштабирования.

Касательно «непонятного» для господина Матрасулова мониторинга текущих проектов и некомпетентности экспертов, заслушивающих презентации промежуточных результатов. Данное заявление является абсолютно необоснованным.

Цель мониторинга – выявить соответствие хода реализации проекта, утвержденному календарному плану работ и целевого расходования выделенных бюджетных средств. Также, проводится анализ публикаций, представленных в отчетной документации на предмет соответствия их тематикам проектов и наличия в базах ведущих базах данных научно-технической информации Web of Science и Scopus. Мониторинг проводится раз в год и присутствие руководителя проекта является необходимым. Так как именно руководитель несет персональную ответственность за реализацию проекта.

По приему отчетов, действительно, на сегодняшний день они принимаются в бумажном виде. Полностью исключить бумажные варианты на сегодняшний день мы не можем. Окончательно это станет возможным с широким распространением электронной цифровой подписи среди населения. Тем не менее, Министерством на текущий год запланирована разработка специальной электронной платформы, обеспечивающей онлайн прием и регистрацию электронных версий отчетной документации по научным и инновационным проектам. На данный момент мы тщательно изучаем зарубежный опыт.

По работе проректоров вузов (по науке и инноваций) и вопросу о том, что дала совместная с ними работа.

Должность проректора по научной работе и инновациям была введена Постановлением Президента Республики Узбекистан в соответствии с согласованным предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан для повышения активности взаимодействия науки, образования и производства.

Главная цель – подготовка высококвалифицированных кадров для решения проблем отраслей экономики научно-обоснованными идеями и технологиями, ускорение внедрения инновационных разработок отечественных учёных в социальную сферу, сферу услуг, материального производства.

На данный момент Министерство ведёт координацию и активно взаимодействует с 112 проректорами вузов по научной работе и инновациям. Благодаря данному взаимодействию в структуре каждого вуза созданы инновационные фонды и подразделения по коммерциализации научных и инновационных разработок и заключены 2 243 хозяйственных договора с предприятиями различных секторов экономики.  

В инновационные фонды вузов в 2018 году поступило 4,5 млрд сум, в 2019 году – 20 млрд сумов, в 2020 году – 22 млрд сум. Данные средства направляются на стимулирование профессорско-преподавательского состава, создание инновационной инфраструктуры, укрепление научно-технической базы.

В качестве примеров можно привести создание бизнес-инкубатора в Ташкентском государственном экономическом университете, создание бизнес-акселератора в Бухарском государственном университете и др.

В целом, в 2020 году в рамках государственных программ по научной деятельности 57 вузов страны реализует 426 проектов на общую сумму 93,9 млрд. сум.

По поводу заявления господина Матрасуловым об отсутствии специального конкурса научных проектов по COVID-19.

С момента объявления ВОЗ о начале пандемии COVID-19, Министерство инновационного развития незамедлительно (12 марта 2020 года) инициировало 21-тур конкурса прикладных проектов по борьбе с коронавирусом, и предотвращению проникновения заболевания на территорию республики. (https://mininnovation.uz/uz/competitions/1857)

19 марта 2020 года объявлен конкурс инновационных проектов по экспресс-тестированию существующих препаратов против ОРВИ с целью отбора их для использования в лечении коронавируса COVID-19 (23-тур) (https://mininnovation.uz/uz/competitions/1872).

На данный момент принимаются заявки на 32-тур конкурса, в рамках которого также идёт приём проектных заявок по тематикам, направленным на борьбу с COVID-19 (https://mininnovation.uz/uz/competitions/2706).

Более того, в декабре прошлого года Министерство инновационного развития и Министерство здравоохранения приступили к третьему этапу клинических испытаний вакцины против коронавируса, разработанной компанией Zhifei Longcom Biopharmaceutical Co., Ltd. на основе разработки Института микробиологии Китайской академии наук. Церемония, посвященная началу данной работы была открыта Заместителем премьер-министра Республики Узбекистан – Бехзодом Мусаевым.

По поводу исключения из перечня приоритетных направлений для фундаментальных проектов таких научных дисциплин как физика, математика и химия.

По итогам приема заявок, поданных на конкурс фундаментальных исследований, по математике, физике и механике принято: 75 проектов (рекомендовано 49, не рекомендовано 26); по химии: 59 проектов (рекомендовано 25, не рекомендовано 34).

По поводу непонимания Министерством содержания «сухих остатков» от выполнения фундаментальных прикладных, инновационных проектов.

Действующим Законом о науке и научной деятельности Республики Узбекистан четко закреплены требования к результатам таких проектов. Во-вторых, с июля прошлого года Министерством ведется работа по анализу результативности всех проектов, которые были профинансированы из средств государственного бюджета с 2017 года. Их порядка 1500 тысячи. Отчетов по ним представлено более 4500. Каждый представленный отчет проходит специализированную проверку. При этом специалисты применяют международные методики, и опыт зарубежных стран.

В целом, по всей статье автора, как уже ранее было отмечено, многие выводы построены на его сугубо субъективном поверхностном понимании происходящего. Спешим заверить господина Матрасулова о том, что Министерство отнюдь не прибывает в состоянии застоя. Все предложенные им идеи и предложения приняты нами во внимание, а те из них что действительно несут в себе смысл и рациональность, будут учтены при разработке Стратегии инновационного развития Узбекистана до 2030 года.

Во избежание таких недоразумений, Министерством на постоянной основе проводятся различного рода мероприятия, в т.ч. семинары, вебинары, форумы и выставки. Также, Министерство активно освещает свою деятельность во всех СМИ, включая республиканские телеканалы, газеты, официальные страницы в социальных сетях и новостные каналы в популярных мессенджерах. В конце концов – двери Министерства всегда открыты, и мы всегда рады принимать гостей и в подробностях рассказывать о нашей работе на местах и обсудить любые рациональные предложения по развитию научной и инновационной деятельности в стране.

В завершение хотелось бы сказать, что за последние три года, научная и инновационная деятельность Узбекистана, благодаря четким указаниям Главы государства и огромному вкладу наших ученых получила новый импульс своего развития.

Многое сделано, куда больше еще предстоит сделать.

Под руководством Президента Ш.М. Мирзиеева мы четко видим наши цели на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу и знаем, как их достичь. Считаем, что в свете вышеуказанного всем нам следует объединить нашу энергию и направить усилия на единственное верное направление – развитие отечественной науки и вывод ее на международный уровень.

Все необходимые условия для этого созданы, учтены все актуальные проблемы сферы науки и инноваций, создана прочная нормативно-правовая база, разработаны четкие планы по выработке действенных механизмов внедрения инновационных решений в экономику и дальнейшему повышению интеллектуального и технологического потенциала страны.

Пресс-служба Министерства инновационного развития

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+