Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Экспертное сообщество страны продолжает настаивать на необходимости пересмотра политики властей по строительству широких автомагистралей и путепроводов в Ташкенте. Позиция о том, что эти градостроительные решения позволят разгрузить пробки, – в корне ошибочная, так как они лишь перенесут их из одного места в другое, при этом убивая все вокруг себя и создавая новые трудности для пешеходов, которые и так уже давно находятся на последних ролях в столице. Прислушаются ли власти ко мнению горожан и экспертов, или в очередной раз покивают головой и будут делать то, что считают нужным, покажет время. Мы же попробуем разобраться, в чем же заключаются главные ошибки отечественных строителей.
Напомним, что на совещании по автодорогам, которое прошло 12 сентября, президент озвучил предложение о строительстве "безсветофорных эстакад", которое вызвало много вопросов в СМИ и соцсетях.
Министр транспорта Ильхом Махкамов позже разъяснил журналистам, что путепровод – это не обязательно мост, а инженерное решение, при котором избавляются от поворота налево. Чиновник заявил, что, скорее всего, развязки будут строиться не в городе, а на окраинах, например, на круге Рохат. Сейчас разрабатываются критерии необходимости строительства путепроводов.
Раз уж идет разработка критериев, то мы воспользуемся случаем и изложим некоторые соображения с надеждой, что они будут услышаны властями и учтены.
1. Очевидный факт, но вновь приходится повторять. Город – для людей, в первую очередь здесь должно быть удобно жителям. Каждая автострада понемногу убивает город: школьники, отрезанные автострадой, не пойдут в близлежащую школу, жители – в гости или в торговый центр. Самый яркий пример пренебрежения правилами – мертвый город Детройт, его сделали удобным для автомобилей, и жители постепенно покинули его. Каждый путепровод делает город втройне плохим по сравнению с автострадой, пересечение пешеходами автострады по надземным мостам неудобно, особенно для маломобильных граждан, многие отменяют прогулки только из-за нежелания подниматься на пешеходный мост. Это нарушает связанность города, разделяет его на части, что делает проживание некомфортным. Все это в свою очередь плодит социальные, психологические, медицинские, экономические и другие проблемы.
2. Яркий пример – автострада от Ипподрома до Юнусабада по проспектам Бунедкор, Себзар и Ахмад Дониш. На трассе несколько путепроводов, позволяющих быстро проехать через город. Но, во-первых, каждый путепровод труднопроходим пешеходами. И, во-вторых, урбанисты указывают на парадокс: быстрая езда по эстакаде компенсируется пробками на перекрестках со светофорами, так как пропускная способность перекрестков на порядок ниже, что мы и видим на перекрестке на Тахтапуле: поток машин, "успешно пролетевших" в туннеле под цирком и "над Гангой", потом стоит в длинной пробке.
Недавно была озвучена идея строить путепровод на перекрестке возле управления Государственного таможенного комитета по Ташкенту (пересечение проспекта Бунедкор и улицы Катартал-2). Согласно постановлению президента, объект должен быть построен в течение 2024-2025 годов. Нам кажется, это странная идея, перекресток снижает скорость движения автомобилей, выравнивает ее, что приводит к сокращению пробки на том же Тахтапуле.
И, опять же, жителям здесь трудно будет переходить, они все равно будут просить переход со светофором. Как просили жители четвертого и шестого кварталов Чиланзара после постройки путепровода на пересечении улиц Чопоната и Бунедкор, где невозможно было попасть в Аквапарк.
3. Особую озабоченность у ташкентцев вызвало предложение президента построить путепровод на пересечении проспекта Навои и улицы Батыра Закирова (Абая). Урбанисты утверждают, что это не решит проблему с автомобилями, а перенесет пробки на соседние перекрестки. Тем более, что проспект Навои недавно реконструирован, появились островки для пешеходов, "канализированы" потоки автомобилей, что сделало движение удобным и снизило заторы.
Также путепровод нарушит связанность для пешеходов, им будет неудобно переходить, это один из главных минусов путепроводов. И еще важно, что на трех сторонах перекрестка находятся уникальные исторические здания и путепровод просто "убьет" их величие и красоту, а также возможность их рассмотреть. Это Молодежный театр Узбекистана и Музей литературы имени Сулейманова (год постройки 1930). Рядом – жилые дома 1952 и 1940 года, скверик с памятником Алишеру Навои и здание Узгидроэнерго, бывшее Управление треста Чирчикстрой (год постройки 1950). Рядом, на углу, расположен жилой дом 1952 года, и бывший жилой дом, ставший офисом завода (год постройки 1950) с пешеходным туннелем. Чуть далее уникальное здание Центрального телеграфа 1937 года. Будем надеяться, что путепровода здесь не будет.
4. Знаменитый долгострой – трехэтажная развязка – хороша только для тех, кто едет прямо по улице Махтумкули в сторону Янги Узбекистана или от Паркентского по Ахангаранскому шоссе. Попасть, например, при движении от Паркентского базара на дорогу в сторону Янги Узбекистан непростая задача и небыстрая, усугубляющаяся отсутствием указателей. Для пешеходов, как обычно, перейти куда-то – сплошная проблема.
5. Мучение для пешеходов и перекресток Мукими и Шота Руставели – неудобный пешеходный мост с одной стороны и непонятный переход под мостом со стороны Кушбеги. Как всегда, при строительстве о пешеходах думали в последнюю очередь. И сама развязка, на которой, чтобы попасть с Мукими на Шота Руставели в сторону Аскии, надо ехать довольно долго в сторону Южного вокзала для разворота вызывает вопрос – почему не сделали поворот без пересечения?
6. Пример удачного на наш взгляд путепровода – продолжение улицы Чопонота и дорога в Сергели до улицы Кипчак. Путепровод проходит над малой кольцевой автодорогой (со съездами на нее), над каналом Салар и над железнодорожными путями и разгружает перегруженную дорогу в Сергели через Узгарыш. И путепровод не мешает пешеходам, так как жилые дома только в одной четверти перекрестка.
7. Путепровод на Куйлюке неудобен для пешеходов несмотря на наличие подземного перехода к метро, поток пешеходов связан с наличием базара и пятака машин для поездок в Ферганскую долину, толпы пересекают дороги в неположенном месте, хорошо бы учесть потоки и потребности пешеходов.
8. С планом строительства путепровода на круге Рохат можно согласиться, если будут учтены интересы пешеходов планируемого к строительству жилого комплекса "Бахт".
Надеемся, все-таки, что путепроводов и автострад будет меньше и приоритет будет за пешеходами и общественным транспортом.
Предлагаю пригласить в Ташкент главным тренером ( архитектором ) градостроительства Собянин С. С.
Лишь бы пополоскать власти. Человечество не придумала ничего лучшего мегаполисах чем надземные эстакады. Пример – Токио, где уже есть четырёх этажные эстакады. А там и машин и пешеходов не сравнимо больше чем в Ташкенте. Просто надо внимательно и грамотно все продумывать. И не приглашать кого попало. Вижу что россияне оставшиеся у себя без дела нагнетают обстановку в наших СМИ, а потом предлагают свои услуги по решению проблемы. Чем это закончилось на бывшей улице Энгельса мы все помним. Получили миллионы долларов, но толком ничего не изменилось. Передвинуть остановку, расширить тротуар и я могу. Причём сделаю это бесплатно.