Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Шестой саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане можно считать продолжением тренда по смещению глобальной экономической и интеллектуальной активности в сторону Азии, что наглядно демонстрирует статистика и прогнозы политиков и экспертов.
По оценкам Bloomberg, до 2030 г. в страну среднего класса готово будет войти дополнительно более 1 млрд. жителей Азии. Рост численности среднего класса –своеобразный индикатор уровня урбанизации в стране и регионе, объемов и качества потребления, в том числе и двигающих технологический прогресс инновационных продуктов, инвестиций в образование и НИОКР.
Как заявил председательствовавший на саммите глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в Азии уже расположен 21 из 30 крупнейших городов мира, и из всего объема предполагаемого роста потребления глобального среднего класса в 30 трлн. долл. к 2030 г. на западные экономики придется всего лишь 1 трлн. Азия обладает большим демографическим потенциалом для дальнейшего экономического и потребительского роста. На конец 2021 г. совокупное население стран Азии оценивалось в 4,72 млрд. человек, увеличившись за год еще на 50,3 млн. человек.
По данным Всемирного банка, в 2021 г. пять из 7 крупнейших мировых экономик по показателю ВВП ППС находились в Азии. На первом месте расположился Китай, на третьем – Индия, на 4 – Япония, на шестом – Россия (77% этой страны расположено в Азии) и на седьмом – Индонезия. В Азии находятся ведущие военные державы мира, как по численности армий, так и по размерам военных бюджетов. Учитывая быстрые темпы роста и потенциальные нереализованные возможности для него, многие эксперты все громче заявляют о том, что XXI век станет «веком Азии».
Очевидно, что повышение экономического веса Азии должно вызвать и изменение сформировавшейся за последние три столетия структуры распределения сил и влияния в мире. Это не простой и не линейный процесс, который сопровождается периодическими вспышками экономической и геополитической нестабильности, что в свою очередь ставит перед азиатскими странами вопрос о поисках новых механизмов и моделей регулирования региональных процессов.
Узбекистан выступает активным участником процесса укрепления стабильности и безопасности в Азии, а также обеспечения условий для экономического развития, занимая проактивную позицию. Наглядным подтверждением этого является успешная организация саммита ШОС в Самарканде, проведение ряда международных конференций по установлению мира в Афганистане и построению взаимосвязанного торгово-экономического, транспортного и культурного пространства между Центральной и Южной Азией. Также можно отметить инициативу Узбекистана по созданию формата Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, участие страны в Организации тюркских государств и Организации исламского сотрудничества.
К числу организаций, где Узбекистан вносит значимый вклад в формирование новой реальности, можно отнести СВМДА. Наша страна является одним из тех участников, которые поддержали Астанинское заявление по трансформации СВМДА, в котором идет речь о запуске структурированного, всеобъемлющего и транспарентного переговорного процесса о трансформации СВМДА в полноценную международную организацию. Изменение статуса и формата СВМДА должны стимулировать сотрудничество государств-членов, мирного урегулирования споров, динамичного и сбалансированного экономического роста, взаимосвязанности, социального и культурного развития.
На саммите Узбекистан обозначил ряд актуальных целей и задач, которые должны наполнить процесс запущенной трансформации СВМДА практическим содержанием в долгосрочной перспективе. В своем выступлении Президент Шавкат Мирзиёев акцентировал внимание на адаптации экономик государств СВМДА к нарастающим негативным последствиям глобального кризиса, недопущении усиления протекционизма и ввода новых ограничений, способных дестабилизировать глобальные рынки. Вместо этого, он предложил продолжить усилия по продвижению процессов взаимосвязанности в регионе за счет новых производственно-логистических цепочек и транспортных коридоров.
Кроме того, приоритетной задачей было обозначено обеспечение азиатской продовольственной безопасности и продвижение «экономики знаний», как основы перехода на новый этап глобальной промышленной революции и совместного достижения глобального лидерства Азии по ряду таких направлений, как цифровизация, облачные технологии, искусственный интеллект и Интернет вещей.
В области безопасности Президентом Узбекистана вновь было привлечено внимание к проблеме урегулирования афганского кризиса. Был озвучен призыв разработать общие и скоординированные подходы к взаимодействию с временным правительством Афганистана, а также «рассмотреть возможность совместного обращения стран Азии к Генеральной Ассамблее ООН с инициативой о формировании международной переговорной группы высокого уровня для подготовки и согласования с властями Афганистана алгоритма поэтапного выполнения обязательств сторон».
То, что участники азиатских региональных форматов, например, из стран Персидского залива или Юго-Восточной Азии, все чаще становятся участниками или наблюдателями в организациях, связанных с Центральной Азии, можно оценить, как позитивный тренд, вносящим заметный вклад в появление и укрепление феномена Большой Азии. Показательными в этой связи являются поддержка заявки Кувейта на присоединение к СВМДА в качестве государств-члена на саммите в Астане, или предоставление Египту и Катару статуса партнеров по диалогу ШОС на саммите в Самарканде.
Усложнение и диверсификация связей внутри пространства Большой Азии, на наш взгляд, приводят к возникновению на стыке различных экономических, торговых, технологических и культурных пространств новых источников получения дивидендов, и нужно отметить, что Центральная Азия и Узбекистан уже становятся их бенефициарами. Учитывая все это, можно сказать, что создание новых форматов в Азии более чем оправдано, поскольку они дают, прежде всего, бесценный опыт восприятия азиатскими странами себя через сотрудничество друг с другом не как периферии, а центра нового формирующего мира.
Рустам Махмудов, Доцент Университета мировой экономики и дипломатии
Смотрел, по Раша ТВ как РФ перетягивает пальму первенства на территорию Казахстана с этим СВМДА. Вот она зависть, от того что ШОС в Самарканде, прошел лучше чем СВМДА в Казахстане. Но наш президент прав, Афганистан нужно поддержать для стабильности в регионе. И коль Таджикистан сетует, что ему не дают провести никаких серьёзных мероприятий, нужно ему предложить поучаствовать в налаживании соседских и партнерских соглашений, между Афганистаном и Таджикистаном они вроде граничат больше, а разговаривать с соседями не хотят. Да и самой РФ, было бы экономически выгодно, ускоренное строительство железной дороги с Узбекистана, до Ирана, ну как минимум, чтоб завозить дроны, а значит как ни крути все равно нужно искать партнёрских отношений с Афганистаном.