Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Известный узбекский экономист Юлий Юсупов опубликовал у себя на странице в Facebook пост, посвященный проблемам высшего образования в Узбекистане, а также прокомментировал появившийся недавно "крик души" выпускника Ташкентского фармацевтического института Жамшида Зияханова.
По словам экономиста, система высшего образования страны находится в глубоком кризисе. Это происходит из-за:
– низкого качества преподавания, отсутствия должных мотивации студентов и контроля их знаний и навыков;
– неэффективной структуры предметов, чрезмерной загрузки аудиторной работой, отсутствия сил, времени и мотивации на самообразование;
– отрыва образования от практических нужд, отсутствия у выпускников необходимых навыков и опыта,
– отсутствия у преподавателей должной мотивации, их загруженность бессмысленной бюрократической отчетностью.
Обо всем этом со знанием дела и болью за свою страну и потерянные поколения говорит в видео выпускник Ташкентского фармацевтического института Жамшид Зияханов.
"Мы живем в XXI веке, в период величайшей в истории человечества научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу. К обществу, где самым главными ресурсами являются не земля, не полезные ископаемые, не накопленный физический капитал, а инновации, информация, знания и навыки. Без должного образования людям в этом обществе делать нечего. Лишая нашу молодежь качественного образования, мы лишаем их будущего. Стыд и позор", – пишет Юлий Юсупов.
По его словам, существуют две ключевые причины провала нашей системы образования. Это:
1. Застой и загнивание нашей экономики, обусловленный экономической моделью, возникшей после 1996 года. Если нет должного спроса на образование, то и качество услуг образовательной системы не имеет значения.
2. Порочная, неэффективная система высшего образования, возникшая в нашей стране в начале 1990-х годов, предполагающая:
– жесткоцентрализованную бюрократическую систему управления высшими учебными заведениями, нацеленную не на подготовку хороших специалистов, свободно мыслящих и активных граждан страны, а на выращивание лояльных власти, послушно исполняющих любые решения начальства манкуртов;
– отсутствие академической и финансовой самостоятельности вузов и конкуренции между ними.
"На решение этих проблем и должна быть, в первую очередь, нацелена реформа высшего образования. Вузы должны получить самостоятельность, в том числе экономическую, а также возможность самим решать, сколько студентов они готовы обучать. Нужно снять неоправданные барьеры на пути появления новых учебных заведений", – отметил экономист.
По его мнению, необходимо переходить на ваучерную систему финансирования высшего образования, когда успешно сдавший вступительные экзамены абитуриент, сам выбирает вуз, в котором он сможет бесплатно учиться (или доплачивая, если размер гранта не позволяет покрыть всю стоимость обучения в данном учебном заведении), неважно, государственный это вуз и или частный.
"Все это позволит создать конкуренцию между вузами и преподавателями, обеспечит должную мотивацию по предоставлению качественных услуг образования и финансовые возможности для их предоставления. Ну а мотивацию в получении этих услуг может дать только развивающаяся экономика. Будем надеяться на продолжение экономических реформ", – заключил Юсупов.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
А поскольку отличных преподавателей не так много, нужно поощрять преподавателей, к которым на лекцию идут с радостью все, которых все студенты уважают и лекции которого отличаются широким кругозором во всех областях и слушаются на одном дыхании.
Раньше в 70-е до 80-х годах у нас в ВУЗах были очень компетентные преподаватели, которые требовали от студентов знания и только знания. Со временем старые кадры ушли на пенсию и взамен пришли молодые преподаватели у которых знаний и опыта было не больше учебной программы ВУЗов. С другой стороны в ВУЗы по желанию родителей поступила учится "золотая молодежь" которая приехав в столицу начала вести светскую жизнь собирая вокруг себя свиту из студентов среднего сословия. Экзамены светской молодежи ставили в зачетку за определенную мзду, и это испортило отношения между студентами и преподавателями. Преподаватели (не все) смотрели и смотрят до сих пор на студентов как источник дополнительного дохода. Их вовсе не интересуют знания студентов, "заплати и иди" вот их девиз. Поэтому сегодня практически все выпускники (за исключением студентов которые действительно хотели получить знания, их не любили преподаватели, за упущенный доход) имеют только диплом но не знания. Вот почему везде и всюду некомпетентные специалисты и руководители из той золотой молодежи, которых вчера и сегодня родители сажают на свои теплые места уходя на пенсию. Это мое личное мнение, надеюсь, что я прав.
Ни для кого не секрет,что большинство преподавателей превратились в вымогателей. Это вошло уже в норму. Без зазрения совести перед экзаменами вымогают деньги у студентов только за допуск к экзаменам. А за удовлетворительную оценку на самом экзамене отдельная плата. И в первую очередь бессовестно вымогают с тех кто учится на контрактной основе. Моя племянница закончила второй курс в Ташкентском архитектурно-строительном институте. Так вот успешное завершение каждой очередной сессии обходится от 1.5 до 3.0 млн. сум . Если честно когда как. Вот и судите сами каких горе специалистов готовят наши ВУЗ ы. Для доказательства моих утверждений я бы рекомендовал провести редакции "Подробно уз" анонимный опрос студентов на тему коррупции . Можно начать с ТАСИ.
Силовым мира сего не нужны люди с более чем у них высоким интеллектом. Они будут бороться с такими, очевидными для них конкурентами на власть распоряжаться финансами, любыми. И "кто кого" покажет время.