Система образования не должна стать жертвой "рыночного романтизма" – Фархад Курбанбаев
Общество

Система образования не должна стать жертвой "рыночного романтизма" – Фархад Курбанбаев

4869

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Недостаточное развитие легального, созидательного, законопослушного, социально ответственного бизнеса и малые объемы государственных доходов способствовали формированию у руководителей и ответственных работников госорганов, части ученых-экономистов и экспертов "рыночного романтизма" – ошибочного представления о том, что все сферы жизни общества можно и нужно строить на рыночных принципах, считает эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев.

В своей статье он рассуждает о том, имеет ли право на существование всеобщее частное образование и как с этим дело обстоит в Узбекистане.

– В социальных сетях предметом эмоциональных и неконструктивных обсуждений стал пункт 5 указа президента страны № 6108 от 6 ноября этого года, предусматривающий передачу в некоторых регионах части школ в доверительное управление частным структурам. Материалы в СМИ стали склонять читателя к мысли, что в стране начинается переход ко всеобщему частному образованию.

Однако, на мой взгляд, такой вывод пока делать нельзя. Во-первых, в указе президента речь идет о передаче на 5 лет лишь части школ и лишь в отдельных регионах. Во-вторых, речь идет об эксперименте, результат которого выявится через несколько лет и может быть как в пользу целесообразности перехода, так и против такого перехода. Критерием должны быть показатели качества образования и уровень его доступности.

Следует обратить внимание также на то обстоятельство, что решение принято в форме согласия с предложением Министерства народного образования и Министерства финансов. А предложение этих ведомств обусловлено недостаточностью бюджетных средств для поддержания и развития сферы образования в соответствии с современными требованиями.

По данным Минфина за 9 месяцев текущего года доходы госбюджета составили 94,5 трлн сумов. Это означает, что годовые доходы бюджета составляют около 126 триллионов сумов – 308 тыс. сумов на душу населения в месяц. Сумма совсем небольшая. К примеру, если из двух одинаковых по количеству членов семей, скажем, по 5 человек, в одной есть учитель, работающий в государственной школе и получающий 2 миллиона сумов зарплаты, то для второй семьи из бюджета страны ничего не достается.

Из-за отсутствия оптимальной налоговой системы и эффективного механизма контроля в последние десятилетия в нашей стране не был создан благоприятный деловой и инвестиционный климат, возникла проблема теневой экономики. В результате доходная часть бюджета оказалась недостаточной для секторов, которые должны финансироваться государством. В реальности высокий удельный вес социальных расходов бюджета – это как раз тот случай, когда "много, потому что мало" по аналогии с тем, что 60 процентов из 10 в пять раз меньше, чем 30 процентов из 100.

В сложившихся условиях по инициативе президента нашей страны 4 года назад начались активные реформы. При этом, однако, наши высшие экономические органы остались на своих старых позициях при проведении налогово-бюджетной и финансово-кредитной политики. Их подходы и повседневная работа неадекватна поставленным задачам (об этом мы писали отдельно), вследствие чего принятые меры пока не дали ожидаемых результатов. На совещании под председательством президента 2 декабря 2019 года было отмечено, что осуществляемые реформы не до конца воплощаются в реальной жизни. Ныне – спустя год после этой констатации, ситуация существенно в лучшую сторону не изменилась – период пандемии затормозил ход реформ.

Недостаточное развитие легального, созидательного, законопослушного, социально ответственного бизнеса и малые объемы государственных доходов способствовали формированию у руководителей и ответственных работников госорганов, части ученых-экономистов и экспертов "рыночного романтизма" – ошибочного представления о том, что все сферы жизни общества можно и нужно строить на рыночных принципах.

Между тем, три основных базовых элемента рыночной экономики – (1) частная собственность, (2) конкуренция, (3) деятельность с целью получения прибыли относятся прежде всего к реальной экономике – материальному и интеллектуальному производству, связанным с ними видам услуг. В социальной же сфере принципы рынка не могут применяться в полном смысле. Ведь согласно статье 3 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", предпринимательство – это деятельность, направленная на получение дохода (прибыли).

Из этого следует, что негосударственный сектор в социальной сфере должен быть представлен не частными бизнес-структурами, а развиваться в форме негосударственных некоммерческих организаций. Ведь ясно же, что, к примеру, бизнес-медицина, материально заинтересованная в том, чтобы люди больше болели – абсурд...

В связи с этим весьма кстати подписанное недавно постановление президента страны, предусматривающее поэтапное внедрение системы медицинского страхования и создание Государственного фонда медицинского страхования.

Таким образом, решение основных проблем в системе образования упирается на решение проблем экономической реформы в целом. Задача заключается в том, чтобы внося соответствующие коррективы в процесс экономических реформ, развивая предпринимательство в реальной экономике, обеспечив резкий рост доходов бюджета создать финансовую базу для развития государственной системы образования, не допуская трансформации сферы образования в бизнес-деятельность, не ограничивая деятельность негосударственных образовательных учреждений в форме ННО – негосударственных некоммерческих организаций.



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+