Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Международный эксперт, политолог и основатель ННО "Институт демократии и прав человека" Маъруф Усманов проанализировал положение Узбекистана в "Индексе демократии" от британской Economist Intelligence Unit, выделив ключевые моменты, работа над которыми позволит республике в короткие сроки улучшить свое положение в этом рейтинге.
По его словам, чем выше будет этот рейтинг, тем лучше будет уровень инвестиционной привлекательности страны, проще взаимодействие с международными политическими и финансовыми институтами, а также активнее гуманитарные отношения с мировым сообществом.
– Я хочу порассуждать о таком чувствительном и неоднозначном в системе рейтингов – "Индексе демократии".
Индекс демократии (Democracy Index) – это рейтинг 167 стран мира по уровню развития демократии и разработанная для него классификация политических режимов, составляемый британской компанией Economist Intelligence Unit
При составлении классификации учитываются 60 разных показателей, сгруппированных по 5 категориям: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, политическая ангажированность населения и политическая культура. Впервые индекс был составлен в 2006 году, дополнялся в 2008, 2010 и последующих годах.
Узбекистан занял 150-е место в последнем опубликованном "Индексе демократии" от Economist Intelligence Unit. В стране, по мнению исследовательской организации, не зафиксировано изменений в ситуации с демократией, она остается в группе "авторитарных режимов".
По мнению составителей рейтинга, ситуация с демократией в Узбекистане не изменилась по сравнению с прошлым годом – страна вновь набрала 2,12 балла. Эксперты оценили качество избирательного процесса и плюрализма в 0,08 балла из 10, деятельность правительства – в 1,86 балла, политическое участие – в 2,78 балла, политическую культуру – в 5 баллов и гражданские свободы – в 0,88 балла. Те же показатели были у Узбекистана и в 2020 году, хотя страна тогда и поднялась на несколько позиций в общем списке.
В регионе Восточная Европа (входят 28 государств) Узбекистан остался на 26-м месте, как и в прошлом году. Ниже по-прежнему только Таджикистан (157-й в мире) и Туркменистан (162). Казахстан вновь занял 23-ю строчку (128-я позиция в общемировом рейтинге), а Кыргызстан – 21-ю (115). В этом году Кыргызстан, на протяжении нескольких лет считавшийся "гибридным режимом", опустился в группу "авторитарных" государств.
В целом, в регионе до сих пор нет стран с "полной демократией": из 28 государств 16 являются "несовершенными демократиями" (восточные страны-члены ЕС и большая часть западных Балкан), 4 – "гибридными режимами" (Армения, Босния и Герцеговина, Грузия и Украина) и 8 – "авторитарными режимами" (Азербайджан, Беларусь, Россия и все страны Центральной Азии).
В докладе отмечается, что в большинстве государств региона зафиксировано снижение показателей и ни в одной стране нет улучшения.
В мире на первом месте рейтинга несколько лет подряд остается Норвегия, получившая 9,75 балла. В пятерку вошли Новая Зеландия (9,37), Финляндия (9,27), Швеция (9,26) и Исландия (9,18).
Нужно понять, что от того насколько выше рейтинг, настолько будет выше инвестиционная привлекательность страны, взаимодействие с международными политическими и финансовыми институтами, правовое взаимодействие с зарубежными коллегами, гуманитарные отношения с мировым сообществом!
1. Избирательный процесс и плюрализм
В настоящее время в нашей стране:
-
принят Избирательный Кодекс, Единый электронный список избирателей, увеличено число доверенных лиц кандидатов, внедрен уведомительный порядок для массовых собраний, митингов и шествий, организуемых политическими партиями в ходе выборов, повышена электоральная культура населения, налажена деятельность института иностранных наблюдателей на постоянной основе в целях обеспечения эффективной оценки функционирования демократических институтов в государствах-членах ООН, ОБСЕ- БДИПЧ ,СНГ, ШОС и ОТС, усилена судебная защита избирательных прав граждан.
Предложения по его улучшению:
-
Многодневное, электронное (машины) и онлайн голосование, оборудование всех избирательных участков веб-камерами, обширное внедрение в процедуры, удобные для лиц с инвалидностью, методов (азбука Брайля в бюллетенях, подъезды и кабины для колясочников, сурдоперевода и электронные титры на выборных мероприятиях и в СМИ), увеличение числа доверенных лиц и наблюдателей, расширение рамок общественного мониторинга, в том числе дистанционного, процесса голосования, обеспечение доступа к голосованию всех категорий лиц, имеющих ограничения свободы, внедрение механизма экзитполов, введение в избирательных бюллетенях опции "голосование против всех", постепенный переход от мажоритарной к пропорциональной или смешанной системе избрания парламента и нижестоящих представительных органов власти
2. Деятельность правительства
В настоящее время в нашей стране:
- Есть понимание, что под деятельностью правительства следует понимать не только функционирование Кабинета Министров, но и министерств-ведомств, а также органов государственной власти на местах. Их деятельность регулируется от Основного закона до нормативно-правовых актов, закрепился инструмент регулярной отчетности перед представительными органами, взаимодействия с другими ветвями власти, появились общественные советы в ведомствах, принят и вступил в силу специальный закон "О государственной гражданской службе", разрабатывается проекты документов о морально-нравственном состоянии госслужащих, появился омбудсмен по правам бизнеса
Предложения по его улучшению:
-
Необходима большая транспарентность деятельности правительства (существует правительственный портал, но информации, касающейся непосредственной деятельности Кабинета Министров (как членов правительства, так и аппарата) мало, ссылки на всех четырех языках неактивны, кто является пресс-секретарем (последний был Ш.Кудратхужа – нынешний ректор Университета журналистики и СМИ) неизвестно, нет брифингов и сообщений по злободневным вопросам, к примеру, по внедрению мер по пандемии). Нужно создать институт представителя правительства в парламенте для оперативного реагирования по принятым законам и решениям, а также в судебных органах, активно развивать на принципах социального партнерства взаимодействие с частным сектором, состав правительства должен быть инклюзивным (выдержан гендерный, национальный, партийный и социальный состав, к примеру, в нижней палате парламента один из вице-спикеров инвалид по зрению). Каждый представитель исполнительной ветви власти должен придерживаться принципов народовластия, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, нормативное и институциональное принятие эффективных антикоррупционных мер (транспарентное расследование конфликтов интересов и тотальное налоговое декларирование доходов-расходов госслужащих), принятие законов, регулирующих госслужбу представительных, специальных и силовых структурах.
3. Политическое участие
В настоящее время в нашей стране:
-
В нашем обществе и политическом секторе страны пришло понимание о том, что политическое участие (participation) – означает деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.
-
Расширяются мотивы политического участия: борьба с бедностью, повышение уровня благосостояния (железные, женские и молодежные тетради), гуманистические мотивы, стремление к совершенствованию социальной и политической системы – продвижение экологической политики, борьба с браконьерами, соблюдение – моратория по вырубке деревьев, создание зеленого пояса, охрана животных, стремление к достижению социального равенства и возможностей в предпринимательстве и гендерном балансе.
Предложения по его улучшению:
-
Дальнейшая либерализация и трансформация (дополнения и изменения, такие как лоббирование и финансирование) законодательства об организации политических структур (партий), упрощение процедур проведения общественно-политических мероприятий, работа с молодежью (создание при всех представительных органах "молодежных кенгашей" по аналогии молодежного парламента, преподавание во всех средних и высших учебных заведениях курсов основ политологии, поощрение движения волонтерства, создание и трансляция социально-политических роликов и циклов передач в СМИ, мотивирующие электоральное поведение граждан, проведение объективных и высоко-достоверных изучений общественного мнения по предмет политических предпочтений и принятых решений.
4. Политическая культура
В настоящее время в нашей стране:
-
В обществе и системе государственного строительства есть осознание того, что в целом, политическую культуру можно разделить на три уровня: познавательный, нравственный и поведенческий. Поэтому в Узбекистане в политических партиях, системе преподавания политологии начали выделять знания, опыт, политическое сознание и мышление. На нравственном уровне находят свое отражение наработанные за 30 лет политические ценности, нормы, совокупность традиций, обычаев и общих направленностей для населяющих более 130 наций и народностей представителей той или иной культуры. На уровне поведения выделяется непосредственно политическое поведение, а также все, что на него влияет: мотивы, установки и другое, что ярко проявляется на деятельности депутатов всех уровней и блогеров, активности в социальных сетях граждан страны
-
Культура участия характеризуется активностью. К гражданам Узбекистана пришло понимание, что они вправе влиять на власть, они осуществляют это "вмешательство", участвуя в выборах, в деятельности партий, ННО. При такой классификации узбекистанское общество пришло к выводу, что демократия – это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец. Поэтому не только все политические партии, но и блогеры, а также различные политические центры помимо сайтов, имеют широкую периферию в социальных сетях и мессенджерах.
Предложения по его улучшению:
-
Мотивация гражданского общества, выражающаяся в ресурсной и нормативной поддержке деятельности ННО и политических клубов молодежи, женщин, экологов, стимулирование СМИ политических партий и специализирующихся на обзорах внутренней и внешней политики, мониторинг деятельности политических партий в вопросах государственного и общественного строительства, содействие в обучении функционеров, активистов и электората отечественных политических партий по вопросам межпартийных контактов, политического и культурно-гуманитарного сотрудничества, зарубежной политической практике, поощрение и координация деятельности блогеров и граффити в направлении привития цивилизованной политической культуры.
5. Гражданские свободы
В настоящее время в нашей стране:
-
В Узбекистане есть понимание того, что гражданские и политические права – один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека. В Конституции Узбекистана закреплен комплекс личных прав и свобод.
-
Узбекистан присоединился к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам ООН и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению. Большинство общепризнанных норм в сфере прав человека имплементированы и национальное законодательство. Разработаны превентивные механизмы противодействия нарушениям прав человека.
Предложения по его улучшению:
-
Продолжить изучение и присоединение к международным конвенциям и другим нормативно-правовым актам в сфере обеспечения и поощрения прав человека, а также внедрение их положений в законодательство Узбекистана, расширять число национальных институтов по обеспечению прав человека с созданием их представительств в регионах страны, развивать систему гражданского контроля в силовых и правоохранительных структурах, активизировать деятельность Общественной палаты и ее подразделений в территориях.
Учет и внедрения этих предложений, по моему мнению, сможет кардинально повысить величину этого индекса по Узбекистану в обозримом будущем.
Разрешить работу всем западным общественным организациям и разрешить их кадрам занимать управляющие должности в государстве. Желательно еще крупные гос.компании продать им. Индекс сразу возрастет.
Государство не может быть только демократичным! Государство всегда должно быть социальным! От слова социум общество, народ, население, без людей государств не бывает, бывает только территория, это надо бы давно понять. Народ должен быть демократичным, свободным, бизнес консервативным или капиталистичным, а правительство либеральным. Иначе будет дурдом!