Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В части третьей статьи 98 проекта новой редакции Конституции Республики Узбекистан предлагается закрепить, что "граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения".
Данное новшество предусматривает непосредственное участие граждан в процессе разработки законов.
Законодательное предложение включает основную идею, концепцию будущего закона. То есть в законодательном предложении раскрывается смысл и необходимость принятия закона, важность решения вопросов социально-экономического, общественно-политического и иного характера.
Актуальность предлагаемой конституционной нормы выражается в следующих:
Во-первых, расширяются возможности непосредственного участия в управлении государственными делами. Принятие законов является одной из самых важных форм реализации государственной власти. Демократия, в первую очередь, предполагает власть народа. Следовательно, для населения создается возможность реализации народовластия путем разработки законодательных предложений. Тем самым инициатива закона напрямую будет исходить от населения.
Во-вторых, усиливается влияние общественности на законотворческий процесс. Именно народ сталкивается с реализацией законов, ощущая на себе их применение. Нередко возникают и проблемы, требующие решения на уровне законов. Непосредственное участие общественности при разработке закона позволит повысить качество законов, придать им народный характер. Ведь, именно законы регулируют наиболее важные общественные отношения. В связи с этим, никто иной как народ может оценить качество регулирования и эффективность применения законов.
В-третьих, предлагаемая конституционная норма усиливает роль народа в работе парламента. Законодательные предложения будут внесены в Законодательную палату Олий Мажлиса в порядке законодательной инициативы непосредственно гражданами. Посредством внесения законодательных предложений народ напрямую указывает важность законодательного решения тех или иных проблем. Работа парламента будет направлена на решение именно этих проблем, волнующих население. Нужно понимать, что законодательное предложение от населения поступает не просто так, это реальная практическая проблема, решение которой требует народ.
Следует отметить, что возможность направления гражданами законодательных предложений предусмотрено в Конституциях Австрии, Испании, Италии, Польши, Швейцарии. Так, согласно статье 41 Конституции Австрии каждое предложение, поступившее от 100 тысяч граждан, обладающих правом голоса, или от одной шестой части граждан трех земель, обладающих правом голоса, могут подать народные инициативы на обсуждение парламента.
Аналогично в статье 118 Конституции Польши указано право групп из не менее 100 тысяч граждан на законодательную инициативу. В Испании не менее пятисот тысяч удостоверенных подписей являются основанием для внесения народной инициативы (статья 87.1). В Италии и Швейцарии минимальное количество инициаторов должно составлять 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.
В заключении можно отметить, что наделение граждан правом внесения законодательных предложений создает условия непосредственного участия народа в законотворчестве, решению насущных проблем на практике путем совершенствования законов.
Хужаев Шохжахон, заведующий кафедрой ТГЮУ, доктор философии по юридическим наукам
Комментарии отсутствуют