В Узбекистане с 1 августа вводится утилизационный сбор. Что это такое, и почему он лучше акциза на авто
Общество

В Узбекистане с 1 августа вводится утилизационный сбор. Что это такое, и почему он лучше акциза на авто

29020

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане с 1 августа 2020 года появится утилизационный сбор на автомобили. Эта мера вызвала ожесточенные дискуссии в социальных сетях, многие пользователи утверждали, что это просто финт ушами, когда отмененный недавно акцизный налог на ввоз автомобилей заменили утилизационным сбором. Мы решили разобраться, что же это за утилизационный сбор, и зачем он нужен Узбекистану.

Немного теории

Утилизационный сбор будут уплачивать все физические и юридические лица, которые ввозят на территорию Узбекистана свои авто. При этом от сбора не избавлены и местные производители. Получается, что один из главных тезисов, что это защита местного производителя, как минимум, не точен. Платить будут все – и дилеры, ввозящие авто, и обычные люди, и монополист UzAuto Motors.

Cui bono

Еще одна интересная теория в социальных сетях, что основной получатель денег – это UzAuto Motors. Однако здесь все совсем не так. При ввозе авто сбор будет взимать Государственный таможенный комитет, а при сборке в стране – Государственный налоговый комитет. Все деньги пойдут в госбюджет.

При этом важно, что сбор не коснется автомобили, которые были приобретены до вступления в силу этого решения – то есть до 1 августа. Также это не затронет автомобили, которые будут перепродаваться на вторичном рынке.

Деньги от утилизационного сбора будут аккумулироваться на специальном счете и направляться на создание во всех регионах страны специализированных перерабатывающих мусор и утиль предприятий.

Потребители в заложниках?

В "Узагротехсаноатхолдинге" (с 1 июля начат процесс ликвидации), специалисты которого были в числе разработчиков документа, утверждают, что от введения сбора выиграют, прежде всего, потребители. Попробуем разобраться.

Напрямую, конечно, покупатель авто внутри страны платить утилизационный сбор не будет. За него это сделает либо дилер, завезший авто, либо компания, которая его произвела. Но, очевидно, что стоимость сбора будет компенсирована в цене готового продукта. Сложно верится, что условный дилер Toyota будет платить из своего кармана за сбор, он просто переложит его в стоимость авто.

Сколько вешать в граммах

Теперь переходим к очевидному вопросу: "А сколько это стоит?" Сбор составит от 30-кратного до 1500-кратного размера базовой расчетной величины (БРВ), исходя из типа, категории, года выпуска транспортного средства. Напомним, 1 БРВ – это 223 тысячи сумов, то есть 30 БРВ – это 6,6 миллиона сумов, 1500 – 334,5 миллиона сумов.

Судя по данным в постановлении, для литрового двигателя сумма как раз составит 30 БРВ, от 1 до 2 литров – 120 БРВ, от 2 до 3,5 литра – 180 БРВ. При этом с момента выпуска авто должно пройти не более трех лет.

Для интереса сравним с ликвидированным акцизом. Как заявил ранее заместитель начальника Управления мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики Государственного таможенного комитета Азамат Байдебов, ставки акцизного налога на ввоз авто в среднем были установлены в размере трех долларов на кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

"Это значит, что акцизный налог при импорте легкового автомобиля будет в среднем равняться 6 тысячам долларов. Теперь, после отмены акциза, эта сумма взиматься не будет", – сказал он.

Теперь можно просто рассчитать. Условное импортируемое авто с двухлитровым двигателем избавили от уплаты 6 тысяч долларов (примерно 60 миллионов сумов) и добавили сбор в 120 БРВ (26,7 миллиона сумов).

Получается, что и физические, и юридические лица все равно получили снижение стоимости ввозимого авто. Вот только снизят ли ее дилеры на самом деле – большой вопрос.

Оно нам надо?

На сегодняшний день автопарк республики на 27% состоит из автомобилей возрастом более 20 лет. Думается, каждый из нас видел эти ведра на дорогах, которые больше гремят и коптят, чем едут. Очевидно, что их нужно менять и не только из-за прямого вреда экологии, но и опосредованного – кто знает когда такое корыто попадет в ДТП из-за отказа одной из деталей.

Отсутствие системы утилизации подобных автомобилей может создать серьезную проблему для экологии. И за примерами не надо далеко ходить – пройдитесь по окраинам промышленных предприятий и посмотрите, как "кустарным" способом там якобы утилизируют, а на самом деле просто сливают в реки и просто закапывают в специальных емкостях технические жидкости. Та же ситуация и с неметаллическими и ядовитыми деталями автомобилей, которые могут годами стоять под солнцем и загрязнять окружающую среду.

Простой пример – Nexia3 содержит 4 литра моторного масла, которое имеет медленную биологическую разлагаемость и токсичность. Еще одно крайне вредное вещество – электролит в свинцово-кислотном аккумуляторе. В Nexia3 есть примерно 1,6 литров электролита. Эти вещества, оставленные на произвол судьбы, заносят в почву тяжелые металлы – свинец, кадмий, цинк и алюминий, которые попадают в подземные воды и отравляют растения, животных и людей.

Поэтому здесь, наверное, стоит ставить вопрос не о том платить или не платить, мы все должны заботиться об экологии, а скорее о сумме этой оплаты и ее влиянии на конечную стоимость авто.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+