Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Опубликованное на днях Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3198 от 10 августа 2017 года "О мерах по расширению источников финансирования инвестиционных проектов по созданию современных туристских и оздоровительных комплексов в Ташкентской области" призвано создать условия для наиболее полного и эффективного использования имеющегося туристского потенциала Ташкентской области, ускоренного формирования современной туристской инфраструктуры путем создания объектов, отвечающих современным мировым стандартам, потребностям и требованиям туристов, организации новых рабочих мест и повышения доходов населения.
Можно сказать, что вопрос государственного участия в развитии курортной зоны «Чимган–Чарвак–Бельдерсай» сдвинулся с мертвой точки. Наконец-то сделан серьезный шаг для реального развития «Чимган–Чарвак–Бельдерсай» рекреационной зоны.
Однако, этого не достаточно, чтобы в туристическую зону «Чимган–Чарвак–Бельдерсай» пришли серьезные инвесторы и хлынули инвестиции. Нужно продолжить последовательно комплексную работу в этом направлении.
Обязанность государства в первую очередь сделать дороги, провести канализацию, питьевую воду. В первую очередь в самом поселке Чимган. Тогда инвесторы начнут скупать старые ветхие дома у местных жителей и инвестировать в качественные строения, пригодные для проживания местных и иностранных туристов.
К примеру, для развития инфраструктуры туризма в Турции, турецкое правительство построило в первую очередь дороги до каждого селения, турбазы, гостиницы, гостевого дома. Предоставила выгодные долгосрочные кредиты. А инвесторы вложили деньги в строительство объектов размещения и привлечения туристов. В итоге, выиграла страна.
В начале 1970-х годов побережье от провинции Балыкесир до провинции Анталья (сюда входят такие популярные сегодня места отдыха, как Измир, Кушадасы, Бодрум, Мармарис и другие) было провозглашено приоритетным районом для привлечения инвестиций. Министерство туризма Турции приступило к реализации проектов по развитию курортов. Одним из них был проект развития Южной Антальи.
За короткий промежуток времени в Турции, не без использования иностранных инвестиций, в первую очередь немецких, были построены хорошие дороги, которые привлекли к рекреационным зонам инвесторов, и была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов. С середины 80-х годов тезис о приоритетности индустрии туризма начал получать реальное воплощение.
Например, Анталья, которая раньше была труднодоступной из-за отсутствия даже железной дороги, обладавшая маленьким портом, совершенно преобразилась. Здесь был построен аэропорт международного класса, морской порт модернизирован, была построена сеть дорог, автомобильные дороги дошли до каждого туристического объекта, и инвесторы вложили средства в строительство разнозвездочных отелей и объектов привлечения туристов. Сегодня Анталья – наиболее посещаемый летний курорт страны.
Делая вывод из всего сказанного выше, на примере Турции видно, как государство, обладающее великолепными рекреационными ресурсами, будучи заинтересованным в увеличении доходов от этого сектора сферы услуг, построив до каждого туробъекта дороги, может достичь значительных результатов в привлечении инвестиций в сферу туризма.
Инвестор, готовый вложить средства в строительство зоны отдыха, туристической базы или отеля, не придет в местность, не обеспеченную развитой транспортной инфраструктурой, питьевой водой, электроснабжением. Государство, приглашающее иностранных инвесторов вложить средства в развитие какой-либо области, должно обеспечить наличие необходимых транспортных и прочих коммуникаций, привлекательные условия.
Курортная зона «Чимган – Чарвак – Бельдерсай» расположена на территории Угам-Чаткальского государственного национального природного парка на отрогах Тянь-Шаня – «Небесных гор». Уникальные природно-климатические условия этого высокогорного экологического региона, превосходящего по количеству солнечных дней Средиземноморье и Калифорнию, созданы самой природой для полноценного отдыха и туризма.
Однако, на сегодняшний день ситуация с использованием туристических и рекреационных возможностей этой природной зоны далека от идеала. В течение последних двух десятилетий работа в этом направлении практически не велась, была пущена на самотек, что привело к сегодняшнему плачевному состоянию.
Одним из центров, сердцевиной туристической зоны «Чимган – Чарвак – Бельдерсай» является поселок Чимган с разношерстными строениями: от вновь построенных качественных зданий вдоль трассы до ветхих старых домиков и хижин в глубине поселка.
Поселок Чимган сам по себе мог бы стать объектом привлечения инвестиций и туристов, если бы были построены дороги и проведена канализация. Однако, дороги в поселке находятся в столь плачевном состоянии, что в осенний, зимний и весенний периоды доступ на некоторые улицы поселка невозможен.
Отсутствуют не только асфальтированные дороги, но местами нет даже грунтовой дороги. Такое положение дел приводит поселок от осени до весны к вынужденной изоляции от внешнего мира. Т.е. в качестве объектов и привлечения инвестиции и туризма сегодня можно рассматривать только территории и дома, непосредственно прилегающие к основной трассе. Объекты же, находящиеся на некотором удалении от трассы уже не могут быть привлекательны для инвесторов и туристов, в силу невозможности доехать до них на обычном транспорте.
Вместе с тем посещение поселка Чимган, с его традиционным укладом быта, уникальным мультикультурным и многонациональным населением, без сомнения может стать одним из туристических "магнитов" этой местности.
Эти места могут и должны стать привлекательным вложением для серьезных инвесторов, которые как правило, охотно вкладывают средства в инвестирование рекреационных объектов, находящихся недалеко от крупных городов. Именно таким местом и является курортная зона «Чарвак-Чимган-Бельдерсай».
Стоит отметить, что строительство и приведение в порядок дорог в самом поселке Чимган и вокруг него, даст возможность местным жителям полноценно использовать преимущества проживания в таком уникальном месте. Бурное развитие гостевых домов, частных мини-отелей, кафе, магазинов с местной сувенирной, ремесленой продукцией, экологическими продуктами пчеловодства и животноводства – это станет основным эффектом строительства дорог. Будут созданы новые рабочие места, местные жители, в том числе женщины, смогут успешно зарабатывать не выезжая из своего поселка.
Горные дороги можно сравнить с кровеносными сосудами, а можно сравнить с сосудами сообщающимися, и каждое сравнение будет правомочно.
Оценивая то, что дало стране строительство дорог, начатое при президенте Рузвельте, руководитель бюро общественных дорог Соединенных Штатов Америки Томас Макдональд сказал: «Мы не были особенно богатой, процветающей нацией, когда начали энергично прокладывать свои дороги. Но сами дороги помогли нам создать наше сегодняшнее очень высокое благосостояние, способствуя быстрому подъему промышленности, сельского хозяйства и туризма».
Ильдар Ахметов, Научный руководитель Ассоциации развития горного туризма России
Комментарии отсутствуют