Ислам Каримов поддержал инициативу Барака Обамы в создании спецагентства по контролю операций финансовых институтов США и ограничению рискованных операций с деривативами.
В своем выступлении на церемонии открытия 43 ежегодного заседания Совета управляющих Президент Узбекистана остановился на вопросах влияния экономического кризиса на глобальную экономику, а также посткризисного развития.
- Сегодня, несмотря на то, что по оценкам авторитетных международных аналитиков и экспертов пройден наиболее острый и весьма чувствительный этап кризиса, тем не менее предстоит очень непростой, достаточно болезненный и длительный процесс восстановления экономики, – отметил Президент.
По словам И.Каримова, в дискуссиях по этой теме представляют интерес отдельные предложения, в частности формирование международного финансового института, который мог бы контролировать деятельность финансового и банковского сектора в глобальном масштабе.
Предлагается возложить на этот институт контроль за спекулятивной банковской деятельностью на мировом рынке, в том числе в сфере деривативов и других производных ценных бумаг, которые могут разбалансировать международную торговлю и международный финансовый рынок в целом.
В этой связи наибольший интерес и поддержку вызывают, на наш взгляд, предлагаемые Президентом США Б. Обамой реформы в части формирования специального агентства по контролю операций финансовых институтов США и ограничению рискованных операций с деривативами за счет денег налогоплательщиков.
Думается, что если в результате продолжающихся уже долгое время дискуссий и споров на эту тему будет достигнуто приемлемое для всех сторон разумное решение – несомненно, это станет одним из самых больших достижений в разрешении кризисной проблемы.
Говоря о сотрудничества с АБР глава Узбекистан сказал, что «рассматривает Азиатский банк, как важнейшего стратегического партнера, который за последние годы стал для нас ведущим международным финансовым институтом как по объему кредитного портфеля, так и в рамках регионального взаимодействия в Центральной Азии.
С 1996 года, из выделенных 1 млрд. 200 млн. долларов кредитных ресурсов выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 млн. долларов, продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 млн. долларов. В рамках ежегодного заседания подписано еще четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 млрд. 150 млн. долларов, т.е. фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране.
Кроме того, Ислам Каримов определил основные направления сотрудничества с Азиатским банком развития.
По словам Президента, во-первых, АБР мог бы стать ключевым партнером в реализации чрезвычайно важных для Узбекистана программ структурных преобразований и диверсификации экономики, направленных на глубокую переработку богатых природных ресурсов, минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья с учетом качественного изменения и увеличения доли в экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Речь идет об осуществлении проектов модернизации, технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономики Узбекистана, в том числе горнорудной, нефтегазовой, химической и текстильной отраслей промышленности.
К важнейшим приоритетам нашей стратегии модернизации страны мы относим создание современной системы транспортных коммуникаций, реализацию таких проектов, как создание Узбекской национальной автомагистрали, развитие интермодального центра логистики на базе аэропорта Навои, кардинальное обновление подвижного состава и расширение сети железных дорог.
Мы высоко ценим, что в рамках ежегодного заседания Азиатский банк подписал соглашение о предоставлении для строительства и модернизации Узбекской национальной автомагистрали кредита в размере 600 млн. долларов.
Во-вторых, это поддержка и дальнейшее развитие частного бизнеса и негосударственного сектора экономики.
Если в 1991 году негосударственный сектор составлял только менее 3 процентов нашей экономики, то сегодня доля негосударственного сектора в ВВП составляет более 80 процентов, а в ряде ведущих отраслей экономики – в сельском хозяйстве, строительстве, сфере телекоммуникаций, торговли и услуг – частная форма собственности составляет около 100 процентов.
Вместе с тем мы видим большую перспективу в дальнейшем расширении и укреплении позиций частного сектора экономики, в частности в таких отраслях, как электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая, электротехническая и машиностроительная промышленность, в сфере банковско-финансовых услуг и других ведущих отраслях экономики.
В-третьих, развитие сотрудничества в сфере дальнейшего реформирования и укрепления материальной базы сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей.
Нельзя забывать, что в Республике Узбекистан более 95 процентов сельскохозяйственной продукции выращивается на поливных землях, поэтому внедрение современных водосберегающих технологий имеет решающее значение в условиях растущего дефицита водных ресурсов в регионе.
В этих условиях нам предстоит выполнение масштабного объема работ, связанных с кардинальным улучшением мелиоративного состояния земель, подвергающихся массированному засолению, и здесь мы видим перспективное направление сотрудничества с АБР.
В-четвертых, это поддержка развития социального сектора, укрепление современной базы системы образования и здравоохранения.
Поддержка созданного в стране потенциала школьного, среднего, профессионально-технического и высшего образования, сферы охраны здоровья людей, материнства и детства, оснащение их самым современным оборудованием, компьютерной и информационно-коммуникационной техникой, технологией, реализация совершенных передовых методов диагностики и лечения в здравоохранении – это, безусловно, те важнейшие направления сотрудничества, где мы испытываем большую потребность.
В-пятых, мы ценим, что АБР принимает активное участие в развитии финансово-банковской системы Узбекистана, включая финансирование проектов развития государственных финансов, предоставление кредитных линий для коммерческих банков и небанковских кредитных институтов и вхождение в капитал быстро развивающихся частных узбекских банков.
Убеждены, что и в этой сфере сотрудничества у нас есть хорошие перспективы.
Узбекистан всемерно поддерживает проекты АБР, направленные на экономическое восстановление Афганистана. К примеру, строительство линии электропередач по маршруту Сурхан-Наибабад-Кабул позволило в 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз и обеспечить круглосуточную подачу электричества в г.Кабул. В 2010 году объем поставок электроэнергии возрастет еще в два раза, в том числе и в другие регионы Афганистана.
Мы поддержали АБР в реализации проекта по строительству железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, и считаем необходимым и дальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволит реализовать проект строительства «трансафганского коридора» и обеспечит кратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к близлежащим портам Индийского океана и будет способствовать экономическому развитию Афганистана.
В конце своего выступления глава Узбекистана отметил, что сегодня страны Азии, самого динамично развивающегося региона мира, которые лучше чем другие справились с разрушительным воздействием кризиса, стоят перед новыми вызовами как в сфере экономического развития, обеспечения сбалансированного экономического роста, так и в сфере региональной стабильности и безопасности. Решение этих вопросов требует совместной скоординированной работы международных организаций, финансовых институтов и правительств.
В своем выступлении на церемонии открытия 43 ежегодного заседания Совета управляющих Президент Узбекистана остановился на вопросах влияния экономического кризиса на глобальную экономику, а также посткризисного развития.
- Сегодня, несмотря на то, что по оценкам авторитетных международных аналитиков и экспертов пройден наиболее острый и весьма чувствительный этап кризиса, тем не менее предстоит очень непростой, достаточно болезненный и длительный процесс восстановления экономики, – отметил Президент.
По словам И.Каримова, в дискуссиях по этой теме представляют интерес отдельные предложения, в частности формирование международного финансового института, который мог бы контролировать деятельность финансового и банковского сектора в глобальном масштабе.
Предлагается возложить на этот институт контроль за спекулятивной банковской деятельностью на мировом рынке, в том числе в сфере деривативов и других производных ценных бумаг, которые могут разбалансировать международную торговлю и международный финансовый рынок в целом.
В этой связи наибольший интерес и поддержку вызывают, на наш взгляд, предлагаемые Президентом США Б. Обамой реформы в части формирования специального агентства по контролю операций финансовых институтов США и ограничению рискованных операций с деривативами за счет денег налогоплательщиков.
Думается, что если в результате продолжающихся уже долгое время дискуссий и споров на эту тему будет достигнуто приемлемое для всех сторон разумное решение – несомненно, это станет одним из самых больших достижений в разрешении кризисной проблемы.
Говоря о сотрудничества с АБР глава Узбекистан сказал, что «рассматривает Азиатский банк, как важнейшего стратегического партнера, который за последние годы стал для нас ведущим международным финансовым институтом как по объему кредитного портфеля, так и в рамках регионального взаимодействия в Центральной Азии.
С 1996 года, из выделенных 1 млрд. 200 млн. долларов кредитных ресурсов выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 млн. долларов, продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 млн. долларов. В рамках ежегодного заседания подписано еще четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 млрд. 150 млн. долларов, т.е. фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране.
Кроме того, Ислам Каримов определил основные направления сотрудничества с Азиатским банком развития.
По словам Президента, во-первых, АБР мог бы стать ключевым партнером в реализации чрезвычайно важных для Узбекистана программ структурных преобразований и диверсификации экономики, направленных на глубокую переработку богатых природных ресурсов, минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья с учетом качественного изменения и увеличения доли в экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Речь идет об осуществлении проектов модернизации, технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономики Узбекистана, в том числе горнорудной, нефтегазовой, химической и текстильной отраслей промышленности.
К важнейшим приоритетам нашей стратегии модернизации страны мы относим создание современной системы транспортных коммуникаций, реализацию таких проектов, как создание Узбекской национальной автомагистрали, развитие интермодального центра логистики на базе аэропорта Навои, кардинальное обновление подвижного состава и расширение сети железных дорог.
Мы высоко ценим, что в рамках ежегодного заседания Азиатский банк подписал соглашение о предоставлении для строительства и модернизации Узбекской национальной автомагистрали кредита в размере 600 млн. долларов.
Во-вторых, это поддержка и дальнейшее развитие частного бизнеса и негосударственного сектора экономики.
Если в 1991 году негосударственный сектор составлял только менее 3 процентов нашей экономики, то сегодня доля негосударственного сектора в ВВП составляет более 80 процентов, а в ряде ведущих отраслей экономики – в сельском хозяйстве, строительстве, сфере телекоммуникаций, торговли и услуг – частная форма собственности составляет около 100 процентов.
Вместе с тем мы видим большую перспективу в дальнейшем расширении и укреплении позиций частного сектора экономики, в частности в таких отраслях, как электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая, электротехническая и машиностроительная промышленность, в сфере банковско-финансовых услуг и других ведущих отраслях экономики.
В-третьих, развитие сотрудничества в сфере дальнейшего реформирования и укрепления материальной базы сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей.
Нельзя забывать, что в Республике Узбекистан более 95 процентов сельскохозяйственной продукции выращивается на поливных землях, поэтому внедрение современных водосберегающих технологий имеет решающее значение в условиях растущего дефицита водных ресурсов в регионе.
В этих условиях нам предстоит выполнение масштабного объема работ, связанных с кардинальным улучшением мелиоративного состояния земель, подвергающихся массированному засолению, и здесь мы видим перспективное направление сотрудничества с АБР.
В-четвертых, это поддержка развития социального сектора, укрепление современной базы системы образования и здравоохранения.
Поддержка созданного в стране потенциала школьного, среднего, профессионально-технического и высшего образования, сферы охраны здоровья людей, материнства и детства, оснащение их самым современным оборудованием, компьютерной и информационно-коммуникационной техникой, технологией, реализация совершенных передовых методов диагностики и лечения в здравоохранении – это, безусловно, те важнейшие направления сотрудничества, где мы испытываем большую потребность.
В-пятых, мы ценим, что АБР принимает активное участие в развитии финансово-банковской системы Узбекистана, включая финансирование проектов развития государственных финансов, предоставление кредитных линий для коммерческих банков и небанковских кредитных институтов и вхождение в капитал быстро развивающихся частных узбекских банков.
Убеждены, что и в этой сфере сотрудничества у нас есть хорошие перспективы.
Узбекистан всемерно поддерживает проекты АБР, направленные на экономическое восстановление Афганистана. К примеру, строительство линии электропередач по маршруту Сурхан-Наибабад-Кабул позволило в 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз и обеспечить круглосуточную подачу электричества в г.Кабул. В 2010 году объем поставок электроэнергии возрастет еще в два раза, в том числе и в другие регионы Афганистана.
Мы поддержали АБР в реализации проекта по строительству железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, и считаем необходимым и дальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволит реализовать проект строительства «трансафганского коридора» и обеспечит кратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к близлежащим портам Индийского океана и будет способствовать экономическому развитию Афганистана.
В конце своего выступления глава Узбекистана отметил, что сегодня страны Азии, самого динамично развивающегося региона мира, которые лучше чем другие справились с разрушительным воздействием кризиса, стоят перед новыми вызовами как в сфере экономического развития, обеспечения сбалансированного экономического роста, так и в сфере региональной стабильности и безопасности. Решение этих вопросов требует совместной скоординированной работы международных организаций, финансовых институтов и правительств.
Комментарии отсутствуют