Эксперт из Узбекистана предложила странам ЦА активизировать региональное сотрудничество
Политика

Эксперт из Узбекистана предложила странам ЦА активизировать региональное сотрудничество

4777

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Нынче обстоятельства в мировой экономике диктуют свои правила, что дает понять: странам Центральной Азии нужно сотрудничать в двух направлениях. Первое – экономика, второе – безопасность. То есть создать совместную экономическую площадку и общее пространство безопасности. И пять стран могут стать большой силой в новой мировой политике.

Экономика многих стран уже достаточно устойчива, чтобы выстроить взаимовыгодные отношения международной экономики в один общий рынок. Отсутствие единой позиции приводит к разрозненности, экологическим проблемам региона. К примеру, "зависшая" почти на 25 лет – Аральская экологическая катастрофа.

Вопреки ожиданиям, страны решили объединить усилия по спасению Арала и снижению последствий высыхания моря для населения. Собственно, Арал становится индикатором растущего роста интереса к налаживанию регионального сотрудничества государств региона. Это еще один факт, который дает понять – объединение потенциалов выгодно всем.

Благодаря сотрудничеству стран Центральной Азии были достигнуты важные стратегические соглашения, которые в одиночку были бы невозможными. Например, строительство железной дороги "Мазари-Шариф – Шибирган – Маймана – Герат".   Объемы экспорта продукции и сельскохозяйственный потенциал в Центральной Азии достаточно высоки, что подтверждает наличие в ней значительного земельного ресурса.

В последнее время все чаще звучат предложения по созданию интегрированных профессиональных экономических объединений. Так, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил учредить Ассоциацию руководителей регионов и бизнес-сообществ стран Центральной Азии в целях развития торгово-экономических связей.

Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, предлагая выстраивать общие интеграционные процессы вокруг возрождения Великого шелкового пути, не раз отмечал, что необходимо создавать общую экономическую и транспортную инфраструктуру. Это позволит государствам ЦАР, не имеющим выхода к морям, обеспечить выход к рынкам стран, граничащих с современной территорией Шелкового пути. Здесь проживает более трех миллиардов человек.

Министерство по делам культуры и спорта Узбекистана и Министерство культуры и информации Республики Казахстан приняли Программу сотрудничества в области культуры. Кроме того, в Ташкенте было открыто новое здание посольства Республики Казахстан и памятник великому казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. В свою очередь, в столице Казахстана установят памятник узбекскому поэту и государственному деятелю Алишеру Навои.

Дружеские отношения и сотрудничество между Узбекистаном и Казахстаном особенно укрепились в последней четверти прошлого века. Расширились и развились культурные связи между двумя странами. Объявление 2018 года в Республике Казахстан Годом Узбекистана, 2019-год – Годом Казахстана в Узбекистане стало историческим событием. Это – символ уважения государства, братского народа Казахстана к нам, нашей стране.

Таким образом, развитие взаимоотношений между Казахстаном и Узбекистаном является одним из важнейших аспектов международных отношений в Центральной Азии.

Культура, образование, туризм стали фундаментом совместных добрых и больших дел. Особо значимой во взаимоотношениях двух братских народов является историко-культурное наследие. Ведь именно на узбекской земле находятся мавзолеи великих сыновей казахского народа, являясь местом паломничества местных жителей и иностранных туристов. В Ташкенте похоронен один из трех великих казахских биев Толе би (Калдиргоч-бий), в городе Нурата одним из исторических мест этого региона является мавзолей Айтеке би. Для сохранения его духовного наследия Посольство Казахстана в Узбекистане предлагает организовать серию экспедиций ученых к этому священному месту.

Так и страны ЦАР объединившись по интересам, могли бы успешно выступать лоббистами на мировой арене, ведь этот регион достаточно обеспечен энергоресурсами. Добавить к этому производственные мощности всех государств, то перспективы взаимоотношений могут быть весьма выгодными для всех.

У каждой из стран ЦАР различные экономические и политические модели и в последние годы обозначился дисбаланс экономического развития этих республик, что привело к перетоку человеческого капитала из экономически слабых стран в приграничные государства.

Кроме того, несколько волн мирового экономического кризиса серьезно ударили по всем государствам ЦАР, еще более ослабив экономику некоторых из них, а также усугубив социально-экономическую обстановку.

По этой причине центрально-азиатские республики вынуждены разрабатывать иные способы, позволяющие задействовать новые экономические тенденции, расширяя экономические связи как внутри Центральной Азии, так и за ее пределами. При этом, по мнению ряда экспертов, в условиях нынешних реалий целесообразнее это делать "единым фронтом". В том числе и потому, что "корпоративное развитие региона" в целом позволит привлечь капиталовложения в каждую страну в отдельности.

Что касается безопасности, деятельность ШОС направлена на решение вопросов обеспечения региональной безопасности с упором на противодействие международному терроризму и религиозному экстремизму, незаконному обороту наркотиков, организованной преступности, киберпреступности, а также другим вызовам и угрозам, которые приобрели трансграничный характер. Сотрудничество в данной сфере необходимо углублять.

Особенно, учитывая тот факт, что государства-члены ШОС уделяют большое внимание борьбе с терроризмом и нелегальной опиумной экономикой в Афганистане, что особенно важно в наше время. Очевидно, что решение указанных задач требует повышенного внимания и коллективных усилий всего мирового сообщества.

Если раньше Туркменистан являлся нейтральной стороной, что создавало некую сложность, то теперь он также заинтересован в расширении торгового оборота со странами ШОС, диверсификации экспортно-импортных операций, привлечении опыта и технологий для модернизации промышленной и торговой инфраструктуры.

Таким образом, Туркменистан высоко ценит конструктивную, взвешенную и ответственную позицию, которую занимает Шанхайская Организация Сотрудничества в вопросах упрочения мира, международной и региональной стабильности и безопасности, противодействия вызовам и угрозам XXI века, построения справедливой системы межгосударственных отношений.

Создавая союз Центрально-азиатских стран нужно уделить особое внимание на три принципа: добровольность, прагматизм и общественную поддержку этих процессов, преодолев собственные амбиции. Неспроста география позволила нам быть соседями, история – братьями, время – стратегическими союзниками, а экономика – партнерами.

Муяссар Муханова, преподаватель Академического лицея при Ташкентском медико-педиатрическом институте

(Мнение редакции может отличаться от мнения автора)

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz  




Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+