Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат политических наук и директор Негосударственного научного учреждения "Караван знаний" Фарход Толипов в своей авторской статье рассуждает о том, почему Узбекистану стоит серьезно подумать о необходимости вступления в ЕАЭС, и что этот шаг принесет республике.
Взбудоражившее общественное мнение и экспертное сообщество неожиданное сообщение о возможном вступлении Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) породило дискуссии о плюсах и минусах такой перспективы. Эти дискуссии разделили и общество, и аналитиков на сторонников и противников решения о вступлении, создав тем самым серьезное политическое напряжение. Уже много написано и сказано об этом как на официальном уровне, так и на уровне экспертов, журналистов, простых граждан.
Во всем это дискурсе пока остаются в стороне или недостаточно проанализированными два вопроса: 1) о том, насколько выгодно или не выгодно самой России вступление Узбекистана в ЕАЭС; 2) а также о том, будет ли связано это вступление с вызовом для независимости Узбекистана. Попытаюсь рассмотреть эти два вопроса.
I. Выгода для России от вступления Узбекистана, как я представляю, лежит не в экономической сфере, а в геополитической. Страны Союза не являются основными и крупными партнерами России в ее торговле со странами мира; такими партнерами являются КНР и ЕС. Поэтому торговля, при всей ее важности, не детерминирует настойчивое стремление Москвы заполучить (иначе не скажешь) Узбекистан в свою копилку ЕАЭС, тем более что торговля между Россией и Узбекистаном постоянно растет из года в год и без членства последнего в Союзе, достигнув отметки почти 6 млрд. долларов.
Российские стратегические аналитики не могут не понимать, что ее экономическое доминирование в рамках ЕАЭС (более 80% общего ВВП Союза приходится на Россию и торговый баланс в этом Союзе постоянно в пользу России), не может не вызывать разочарование и недовольство у малых стран-членов. А это, в свою очередь, может порождать установки к выходу из состава Союза.
Что же тогда заставляет Москву так удерживать ЕАЭС на плаву? Мое предположение – это геополитика. В настоящее время Россия оказалась в неблагоприятном международном положении. Санкции со стороны США и ЕС, война в Сирии, проблема Крыма, конфликт с Украиной. В политическом истеблишменте и СМИ России сильны и доминируют антизападные и даже антиукраинские настроения.
Руководство РФ не скрывает своей ностальгии по СССР, называя его распад самой крупной геополитической катастрофой 20-века. Москва с завидным постоянством твердит о надвигающейся террористической угрозе с территории Афганистана странам Центральной Азии. Наконец, в России с определенной настороженностью следят за ростом влияния Китая в регионе, что, в частности, нашло свое отражение в концепции стыковки ЕАЭС с китайской инициативой ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути). Это не полный перечень геополитически обусловленных факторов, влияющих на позиции Москвы в пространстве Евразии.
Вспомним широко распространенный дискурс об ожидаемых импликациях реализации глобальной китайской инициативы ОПОП ("Один пояс, один путь") и ее континентальной евразийской компоненты ЭПШП: для многих аналитиков, наблюдателей и политиков это не просто экономический, торговый, инфраструктурный, логистический и транспортный мега-проект Пекина. Многие все больше задаются вопросом о выгодных для Китая геополитических последствиях этого мега-проекта не только в Евразийском, но глобальном масштабе. Почему же мы должны отрицать возможность наличия скрытого геополитического проекта в внешне кажущемся сугубо экономическом ЕАЭС?
Представим себе гипотетическую ситуацию потери Россией своего доминирования в Центральной Азии. В Москве такая ситуация действительно может выглядеть вызовом геополитическим интересам и безопасности России как великой державы. Об этом можно часто читать в многочисленных публикациях российских СМИ, сайтах, аналитических изданиях, официальных заявлениях и т.п.
Более того, ко всему этому можно даже отнестись с пониманием. Однако такая логика мышления, наверно, более выглядит как атавизм 19-века, имперский пережиток и искажение реальной картины. Дело в том, что голословные утверждения о потере влияния, вызовах безопасности и интересам России, чем дальше, тем больше, будут терять свою силу и даже выглядеть провокационными, если не раскрыть их конкретный смысл. Что означает выражение "потеря сферы влияния" (или доминирования)? Что означает вызов интересам и безопасности России? В чем можно подозревать (или винить) Узбекистан, если он не вступит в ЕАЭС?
Ни о какой потере сферы влияния или вызовах российским интересам и безопасности не может быть речи по крайней мере по двум причинам: а) отношения между Узбекистаном и Россией всегда были дружественными и взаимоуважительными, они достигли высоты стратегического партнерства и союзничества; б) пространство СНГ всегда было и остается Российско-центричным и без ЕАЭС, и этого вполне достаточно для сохранения нормального климата взаимного доверия и сотрудничества стран на этом пространстве. Поэтому на фоне СНГ ЕАЭС выглядит как сугубо геополитический проект.
На геополитическую подоплеку также косвенно указывает волна участившихся визитов в Узбекистан российских чиновников высшего и высокого ранга в 2018-2019 годах. Создается впечатление, что ЕАЭС больше нужен не Узбекистану, а России.
Сделаю предположение: вступление ЕАЭС не выгодно самой России по двум причинам:
а) форсирование этого объединения не будет служить росту международного имиджа РФ, поскольку оно будет усиливать представления в мире о ее гегемонистских амбициях;
б) вступление такого крупного государства в ЕАЭС может привнести с собой элемент неопределенности на перспективу, поскольку система международных отношений и мировой политики находится в состоянии турбулентности. При этом молодым независимым государствам, адаптирующимся к новому мировому, порядку трудно и рискованно вовлекаться в геополитические проекты. Если бы политики в Москве взглянули на ситуацию глазами узбекистанцев и постарались оценить интересы самого Узбекистана, то могли бы вспомнить, что однажды Узбекистан уже вступал в ЕврАзЭС в 2006 году, но вышел из него два годя спустя. Наступление подобного сценария в ЕАЭС нельзя исключать при определенных обстоятельствах. (Я даже придумал термин "УЗБЕКСИТ" для такого случая).
Поэтому Москва, по-моему, должна задуматься над тем, а не распыляются ли ее геополитические и другие ресурсы и потенциал на, возможно, бесплодный проект.
России, на мой взгляд, более важно нынче сосредоточиться на трех вещах:
а) на достижении собственной привлекательности как демократического государства, подлинного лидера на евразийском пространстве;
б) на укреплении СНГ, которое не перегружено геополитическими интригами;
в) на поиске инновационных (а не оставшихся с 19-20 веков) решений касательно модели нового миропорядка и своих отношений с мировыми державами, прежде всего теми, которых Россия все еще считает своими геополитическими противниками (и что важно, к которым ни Узбекистан, ни другие малые государства враждебно не относятся).
II. При обсуждении вопроса о членстве Узбекистана в ЕАЭС и его последствиях некоторые узбекские аналитики и политики в своей риторике использовали аргумент о том, что ЕАЭС есть некая форма реинкарнации СССР и что это будет означать потерю независимости нашего государства.
Критикуя эту позицию как не состоятельную, сторонники ЕАЭС-членства упустили из виду тот момент, что оппоненты ЕАЭС-членства на самом деле сами знают, что речь здесь, разумеется, не идет о восстановлении СССР в прямом смысле слова. Упоминая СССР, оппоненты лишь указывали на, так сказать, другую сторону монеты, на то, что структура ЕАЭС постепенно приближается к структуре СССР, что речь идет исключительно о бывших советских, что иначе и быть не может.
Например, некоторые аналитики вспомнили судьбу Бухарского Эмирата и Хивинского ханства в 19-веке: после колонизации этого региона эти два государства фактически потеряли свою независимость во внешне политике при сохранении независимости (как оказалось, временно) во внутренней. Разумеется, похожий сценарий в современной Центральной Азии маловероятен, но подобные ассоциации уже возникли у многих.
Драматическая шумиха по поводу непременного вступления в ЕАЭС, игнорирующая всякие контр-аргументы, уже порождает подозрения (уместные или неуместные) о наличии скрытого давления со стороны Москвы на руководство Узбекистана. Как развеять эти подозрения, если они ложные? Только одним способом: не торопливым, спокойным выведением вопроса о перспективе ЕАЭС-членства с узких коридоров и кабинетов политической элиты в пространство честного, заинтересованного, широкого и открытого обсуждения с вовлечением ученых, экспертов, студентов, журналистов, гражданского общества.
Два года назад президент объявил концепцию диалога с народом. Очевидно, внешнеполитические ведомства, парламент, стратегические институты должны помнить об этой концепции в ходе подготовки важного государственного решения.
Тем временем, никакой ЕАЭС, очевидно, не сможет прервать торговлю и экономическое сотрудничество Узбекистана со странами мира, включая тех, которых Москва считает своими геополитическими соперниками (с некоторыми из них Узбекистан находится в отношениях стратегического партнерства).
Однако авторитет Узбекистана как ответственного лидера Центральной Азии, который нынче заново открывается миру и стал набирать, так сказать, очки в мировом сообществе, может понизиться из-за скоропалительного решения о членстве в ЕАЭС – решения, принятого келейно, без широкого публичного обсуждения этого судьбоносного вопроса.
С момента обретения независимости, руководство Узбекистана, как, впрочем, и других бывших советских республик, постоянно стремилось реализовать стратегию диверсификации, понимаемую как диверсификацию внешней торговли, транспортных коридоров и источников инвестиций. Это верно. Но диверсификацию следует понимать в более широком смысле как диверсификацию внешнеполитическую, геополитическую, стратегическую и тому подобное.
Большинство мировых мозговых центров и ведущих экспертов, исследующих Центральную Азию, рассуждая о геополитических процессах в этом регионе, постоянно твердили о важности сохранения и укрепления независимости стран Центральной Азии как главного условия для их развития и процветания. Они также постоянно указывали на то, что в интересах России удержать постсоветское пространство в сфере своего эксклюзивного доминирования и влияния и что это доминирование и влияние будет подрывать независимость стран региона.
Наконец, они также указывали на ключевую роль Узбекистана в регионе и на важность реализации его потенциала для объединения стран Центральной Азии. С этой точки зрения, решение о вступлении Узбекистана можно ассоциировать с особой формой новой зависимости в 21-веке этого государства от великой державы, как это случилось с другими малыми членами ЕАЭС.
Выше я писал, на чем лучше стоит сконцентрироваться России. Здесь хотел бы сказать, что Узбекистану стоит сконцентрироваться на своих двух жизненно важных задачах:
1) на достижении необратимости проводимых реформ вплоть до развития эффективной демократии;
2) на достижении такой же необратимости и успешности региональной интеграции в Центральной Азии, которая возобновилась усилиями и по инициативе руководства Узбекистана и которой грозит не завершенность в случае поспешного вступления Узбекистана в ЕАЭС.
Итак, до сих пор никем не было предоставлено 100-процентных доказательств выгодности и целесообразности вступления Узбекистана в ЕАЭС. Тому причиной служат однобокие подходы к анализу проблемы, в основном замыкающиеся на экономических предпосылках. Вопрос на самом деле гораздо более сложный, многоаспектный, в том числе геополитический, не говоря уже о том, что даже сугубо экономические подходы пока не дали убедительных доказательств выгодности членства в Союзе.
Когда говорят, что есть свои выгоды от вступления Узбекистана в этот Союз, признавая при этом, что есть и свои минусы (а они признаются даже сторонниками вступления), и тем не менее оправдывая это вступление, то такая позиция говорит об изначальной заданности процесса и не возможности обратить его вспять, несмотря на наличие этих минусов. Это говорит об искусственном форсировании процесса в угоду некоторым группам политической и экономической элиты и пренебрежении национальными интересами страны.
Между тем, мало кто задумывается, что когда есть какие-то выгоды и есть не малые риски и вызовы, то лучшим решением этого парадоксального вопроса является сохранение статус-кво, которое сдерживает процесс от нежелательных последствий и в то же время, оставляет вопрос о членстве открытым на будущее. Эта формула означает, что можно ничего не выиграть от невступления в краткосрочной перспективе, но зато ничего и не проиграть от этого как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Фарход Толипов (Мнение редакции может отличаться от мнения автора)
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Вступление в ЕАЭС – не такой однозначно позитивный процесс, как представили его специалисты ЦЭИР и эта экспертная группа уже определилась с выбором,не считаясь и не вынося вопрос на обсуждения с народом Узбекистана. В интервью Алексею Венедиктову Президент Белоруссии Александр Лукашенко (24 декабря 2019) констатировал негативные тенденции в торговле с Россией и в прямом эфире высказал: «Что это за союз (ЕАЭС), когда у нас (Россия-Белоруссия) по всем позициям становится все хуже и хуже и одни минусы?! Отрицательное сальдо 9 миллиардов, суммарный дефицит торговли товарами с Россией с 2000 по 2019 годы превысил 120 миллиардов долларов. Войдя в союз ЕАЭС Узбекистан вынужден будет войти не только в экономический, но и де-факто в политический союз с Россией, а следовательно, стать заложником ее весьма сомнительной и непредсказуемой внешней политики (которая всегда находиться под санкциями). Надо понимать, что ЕАЭС изначально не союз равноправных партнеров или даже не объединение стран, где есть несколько центров силы, которые уравновешивают друг друга (как ЕС, например).P.S. Здесь один центр силы – Россия. И придется подстраиваться под российскую политику и стандарты. Последовательность событий очень напоминает создание СССР, особенно в период Сталина.Старшее поколение хорошо знает,чем это кончилось,когда нам в конце указали за дверь Союза,что мы "гиря на ногах, нахлебники" с итогом осушением Арала,не говоря уж о других больших минусах в Стране!
России скоро придётся решать вопрос с Китаем о более глубоком взаимодействии,в случае единоличных действий,это будет воспринято не так весомо,как от имени ЕАЭС.По этому нет необходимости торопится.
Не торопиться... Предлагаете отсидеться, когда Россия решит с Китаем. А потом встать рядом и сделать вид, что мы были позади... Нет так поступить не можем стыдно будет перед детьми, что струсили
Вступление в ЕАЭС выгодно России, а не Узбекистану, И стоит сохранить нейтралитет в этой глобальной игре,
Вступление в ЕАЭС обанкротит малых предприятий Узбекистана. Начинаеть поступать более дешевые , качественные товары и продукты из России, Белорусии и Казахстана. Обанкротивщись нашим предпринимателям придется увольнять своих работников, увеличится безработники. Будеть беднеть народ. Народ это кто , - это мы, несмотря на то что работаем в других сферах мы тоже будем беднеть . Это очевидно же.Вот пример , сейчас все бегут отовариватся в Казахстан. Действительно же там товары и продукты 1,5-2 раза дешевле чем у нас. Сейчас както ограничивают ввоз в таможне. После вступления ограничение придется убрать. ТАК ЧТО одумайтесь!!!!!!!
С Фархадом Толиповым я полнлстью согласен вступление в еаэс нам в ближайшие 20лет нам не выгодно во всех отношениях, а дальше будет видно.
Когда говорят, что есть свои выгоды от вступления Узбекистана в этот Союз, признавая при этом, что есть и свои минусы (а они признаются даже сторонниками вступления), и тем не менее оправдывая это вступление, то такая позиция говорит об изначальной заданности процесса и не возможности обратить его вспять, несмотря на наличие этих минусов. Это говорит об искусственном форсировании процесса в угоду некоторым группам политической и экономической элиты и пренебрежении национальными интересами страны.Лежа в одной кровати,видят разные сны.ЕАЭС - это клуб заложников российской политики!