Вступление в ЕАЭС означает появление на рынке более качественной и дешевой продукции, что невыгодно монополистам – Равшан Назаров
Политика

Вступление в ЕАЭС означает появление на рынке более качественной и дешевой продукции, что невыгодно монополистам – Равшан Назаров

12432

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Кыргызстане в эти дни проходит заседание Евразийского межправительственного совета, в ходе которого главы правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассмотрят ряд ключевых документов для дальнейшей экономической интеграции. В частности, речь идет о формировании общего рынка газа ЕАЭС, реализации приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, расширении использования национальных валют и финансировании проектов промышленной кооперации.

Корреспондент Podrobno.uz поговорила со старшим научным сотрудником Института государства и права Академии наук Узбекистана Равшаном Назаровым, чтобы понять, актуально ли для Узбекистана присоединение к ЕАЭС в сложившихся геополитических условиях, сколько времени может уйти на получение полноценного членства и о каких "национальных интересах" говорят противники вступления республики в эту организацию.

– На ваш взгляд, в текущей геополитической ситуации остается ли выгодным для Узбекистана вступление в ЕАЭС?

– Геополитическая ситуация меняется слишком быстро и слишком часто. Серьезные страны не ставят свои глобальные и долгосрочные интересы в зависимость от текущей сиюминутной ситуации. При этом страны ЕАЭС являются естественно-историческими партнерами Узбекистана, с которыми дружеские и взаимовыгодные отношения складывались десятилетиями и даже веками.

Кстати, об этом сказал и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая в мае 2022 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета. По его словам, Узбекистан продолжает развивать партнерские отношения с Евразийским экономическим союзом в качестве государства-наблюдателя, так как это очень важное направление, а страны ЕАЭС являются естественными партнерами.

Поэтому вступление в ЕАЭС – это обеспечение глобальных и долгосрочных интересов Узбекистана. Кроме того, значительным аспектом международного сотрудничества в настоящее время является "сопряжение проектов" ЕАЭС и ШОС, что также очень важно для Узбекистана как одного из ключевых государств Шанхайской организации сотрудничества.

– ЕАЭС – экономический союз, не имеющий политической надстройки. Здесь все решения принимаются консенсусом, что позволяет защищать национальные интересы. На ваш взгляд, этот фактор будет способствовать тому, что Узбекистан примет решение о полноценном членстве в организации?

– Безусловно, принцип принятия решений согласованным консенсусом – это один из важных моментов в пользу полноценного членства Узбекистана в ЕАЭС. Противники интеграции в республике и за ее пределами очень часто апеллируют к фактору "национальных интересов", которые якобы не будут соблюдаться и учитываться при вступлении республики в эту организацию.

Однако общеизвестно, что под "национальными интересами" понимаются чаще всего корыстные цели очень узких групп элит, боящихся потерять монопольный контроль над рынком Узбекистана, ведь вступление в ЕАЭС означает появление на рынке республики более качественной и дешевой продукции из стран-партнеров, что очень выгодно простому потребителю и совершенно невыгодно монополистам.

– Как вы считаете, сколько времени уйдет у Узбекистана, чтобы перейти от статуса наблюдателя к полноценному членству в ЕАЭС?

– От процесса начала обсуждения вопроса о получении статуса наблюдателя до самого получения прошло четыре года – с конца 2016 по конец 2020 года. Если исходить из этого, то вопрос о полноценном членстве в ЕАЭС должен будет решиться не позднее 2024 года, хотя, возможно, что это будет и раньше – в 2023 году.

Мир стал динамичнее, и если бы не пандемия 2020-2021 годов и связанные с ней ограничения, то вопрос о полноценном членстве можно было бы решить уже в текущем году, тем более для этого есть все объективные основания.

Не будем забывать, что в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы четко обозначены такие цели и задачи как "дальнейшее совершенствование национальной политики по вопросам технического регулирования и стандартизации для эффективного выхода на рынок Евразийского экономического союза", "осуществление глубокого анализа договора о Евразийском экономическом союзе и разработка соответствующих предложений" и "изучение торговой политики Евразийского экономического союза, являющейся приоритетной над общенациональной, а также соглашений с третьими государствами".

– При дальнейшей интеграции с ЕАЭС, сможет ли Узбекистан получить более выгодные условия при выходе на внешние рынки, в частности, при торговле с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром, которые заключили соглашения о преференциальной торговле с этой организацией?

– Да, безусловно, став полноценным членом ЕАЭС, Узбекистан получит определенные преференции в торгово-экономических отношениях с данными странами, и не только с ними. За прошедшие годы ЕАЭС превратился в серьезную и привлекательную структуру, с которой уже сотрудничают и хотят расширять сотрудничество многие страны мира.

Так, переговоры о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС ведут такие страны, как Индия, Китай, Израиль, Таиланд и Монголия. Проявляют активный интерес к сотрудничеству с ЕАЭС Пакистан, Южная Корея, Япония, Венгрия и Индонезия.

Географические рамки сотрудничества ЕАЭС уже вышли за пределы не только постсоветского пространства, но даже и Евразийского континента. Среди тех, кто ведет переговоры о ЗСТ – Египет, а среди проявляющих интерес – представители Южной Америки – Перу и Чили. Так что ЕАЭС имеет серьезные перспективы для своего дальнейшего расширения и развития.

– Узбекистан не имеет выхода к морю, что осложняет и удорожает доставку товаров в страну. Сможет ли ЕАЭС облегчить логистические проблемы нашей страны?

– Сотрудничество Узбекистана со странами ЕАЭС, и, особенно с Россией, уже в определенной степени облегчает республике решение ряда логистических проблем, так как республика активно использует порты России, особенно на Черном и Балтийском морях, в чуть меньшей степени – тихоокеанские порты.

Полноценное членство в ЕАЭС освободит Узбекистан от лишних затрат на транзит через страны организации (Казахстан, Кыргызстан, Россия – прим. редакции), позволит удешевить и ускорить как поставку товаров в республику, так и экспорт узбекских товаров на внешние рынки.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая в мае 2022 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, отмечал, что новые вызовы диктуют необходимость дальнейшего развития альтернативных транспортных коридоров, укрепления транспортной взаимосвязанности в Южном и Восточном направлениях.

Так что транспортно-логистические вопросы Узбекистана уже тесно увязаны с логистикой стран ЕАЭС, и расширение сотрудничества в этом направлении продолжается.

– На ваш взгляд, может ли ЕАЭС активизировать интеграционные процессы в Центральной Азии?

– ЕАЭС уже в значительной степени активизирует интеграционные процессы в регионе Центральной Азии. Две страны региона – Казахстан и Кыргызстан – являются членами ЕАЭС, Узбекистан – наблюдатель с серьезным намерением стать полноценным членом сообщества, Таджикистан и даже нейтральный Туркменистан – проявляют активный интерес к сотрудничеству.

В еще большей степени региональной интеграции способствует и будет способствовать в дальнейшем расширение сотрудничества ЕАЭС со странами-соседями Центральной Азии, такими как Китай, Иран, Индия и Пакистан.

Вопросы укрепления сотрудничества стран Центральной Азии со структурами ЕАЭС рассматривались на всех четырех Консультативных встречах глав государств Центральной Азии (2018, 2019, 2021, 2022 годы – прим. редакции). Так что сотрудничество в рамках региона Центральной Азии и в рамках ЕАЭС – это не соперничающие и конкурирующие между собой проекты, а взаимодополняющие и выгодные для всех стран региона.

– Какие выгоды получат трудовые мигранты из Узбекистана от вступления страны в ЕАЭС?

– Демографические показатели Узбекистана таковы, что вопрос внешней трудовой миграции в ближайшие годы будет одним из актуальных вопросов социальной повестки. Вступление Узбекистана в ЕАЭС позволит трудовым мигрантам из республики пользоваться теми же правами, какими пользуются мигранты из других стран ЕАЭС.

Например, пока наши мигранты должны вставать на учет в течение 15 суток после прибытия в РФ (для граждан государств ЕЭАС – 30 суток – прим. редакции). Наши мигранты должны оформлять обязательный патент на работу, а граждане государств ЕЭАС – не должны.

Также граждане государств ЕЭАС быстрее получают медицинский полис, ИНН, трудовую книжку, без которых тоже нельзя устроиться на работу. Так что вступление Узбекистана в ЕАЭС значительно облегчит жизнь и трудовую деятельность наших мигрантов, что тоже немаловажный аргумент в пользу скорейшего вступления в ЕАЭС.


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

31 комментарий

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+