Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе в составе сборной Узбекистана Артур Таймазов рассказал порталу TEAM RUSSIA-2016 о завершении своей спортивной карьеры и своих ближайших планах:
- Мои регалии говорят о моих достижениях, и пришло время обобщить опыт, накопленный за годы выступлений на ковре, - сказал Артур Таймазов. – Для этого я поступил в аспирантуру Университета им. П.Ф. Лесгафта. Под руководством профессора Бориса Тараканова буду готовить диссертацию, посвященную индивидуальной подготовке борцов высокого класса. Надеюсь, это поможет развитию борьбы.
- В прошлом году вы говорили, что не определились с выступлением на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, которые стали бы для вас пятыми. Сейчас уже приняли решение?
- Да, для меня этот вопрос закрыт. Из-за серьезной операции на глазу я пропустил очень много времени. Врачи запрещали тренироваться. А за оставшиеся месяцы я не успею подготовиться, чтобы достойно выступить на Олимпиаде. Ну, а ехать туристом нет никакого смысла. Решил завершить спортивную карьеру и начать научную.
- Своих детей отдадите в борьбу?
- У меня два парня и дочь. Старшему скоро 10, он занимается хоккеем. Считаю, что это правильный выбор. Если бы боролся, на него неминуемо бы давило имя отца, трехкратного олимпийского чемпиона. Пусть уж лучше занимается тем видом спорта, в котором я ничего не понимаю! Девочку точно на ковёр не отправлю, хотя сейчас женская борьба и получила олимпийский статус. Пусть учится, занимается для здоровья легкой атлетикой. А младшему всего годик. Пока рано говорить о его спортивной специализации.
- Во время мастер-класса вы сказали, что выиграли три Олимпиады всего двумя коронными приемами. Неужели такое возможно?
- Конечно, мой технический арсенал намного разнообразнее. Только по духу мне близки были именно два: классический проход в ноги и накат. Можно было бы рассказывать, каким образом я победил иранца, турка или американца на каждой из трех Олимпиад, но, по-моему, лучше познакомить ребят именно с коронными приемами.
- Последние изменения в правилах вольной борьбы позитивно сказались на зрелищности?
- Нынешние правила очень хороши для зрителей, которые разбираются в борьбе. Под мой стиль они тоже подходили. Всегда интересно смотреть атаки – что в футболе, что в борьбе. Новые правила как раз и подталкивают борцов атаковать. Любая затяжка времени влечет за собой предупреждение и штрафной балл. Борьба стала более динамичной и зрелищной.
- Российский супертяж Билял Махов выбирает, в каком из двух видов борьбы выступить в Рио. Как вы думаете, мы увидим его в соревнованиях вольников или греко-римлян?
- В какой-то из двух дисциплин Билял будет бороться – это точно. После чемпионата мира 2014 года в Ташкенте мы не пересекались, он не посвящал меня в свои планы. Рискну предположить, что Махов всё-таки вольник.
- Кого вы видите своим преемником на высшей ступеньке олимпийского пьедестала?
- На сегодняшний день есть два кандидата – Махов и турок Таха Акгюль. Они лидеры в супертяжелом весе, доказывают свой класс на каждом соревновании.
- Вы достойно представляли осетинскую школу борьбы, выступая на Олимпиадах и чемпионатах мира за Узбекистан. Может быть, стоит организовать серию турниров между сборными бывших союзных республик по образу и подобию КХЛ?
- Борьба отличается от игровых видов спорта. Мне кажется, для популяризации нашего вида стоит возродить абсолютный чемпионат мира с хорошим призовым фондом. Пригласить полутяжеловесов и тяжеловесов, как это было сделано в 2003 году в Москве. Уверен, что такой турнир должен быть в календаре Объединённого мира борьбы. Встречи между борцами двух самых тяжелых категорий всегда интересны.
- Ваш старший брат стал олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике в составе сборной Украины, а в честь ваших побед трижды звучал гимн Узбекистана. Сейчас ваша семья живет в Осетии?
- Я всегда жил в России, где мой дом и мои родители. Мой брат служил на Украине, на своей первой Олимпиаде 1992 года в Барселоне выступал за Объединенную команду. В Атланте принес золото Украине, где волею судеб остался после распада Союза. Мне, чтобы поехать на Олимпиаду-2000 в Сидней в 21 год, нужно было перейти в команду Узбекистана. В то время правила перехода из одной федерации в другую были весьма либеральными. В 2001-м вернулся домой и даже стал чемпионом России, но именно в это время карантин ужесточили. Чтобы выступать за Россию, мне нужно было бы пропустить два чемпионата мира. При таких раскладах было нереально попасть на Игры-2004 в Афины. Хотя, вспоминая свой спортивный путь, ни о чем не жалею.
Комментарии отсутствуют