Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Известный эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев в своей авторской статье рассуждает о том, какие налоговые проверки нужны экономике Узбекистана и как их стоит правильно проводить.
В настоящее время идет активное изучение, разъяснение положений вступившего в силу с 1 января Налогового кодекса в новой редакции в целях его внедрения в жизнь и обеспечения надлежащего исполнения. Все это крайне важно и необходимо.
Естественно, что в периоды активных реформ трудно добиться того, чтобы принимаемые законы с первого раза были идеальными. Это относится и к Налоговому кодексу. Вспомним, что предыдущая редакция Налогового кодекса была принята в декабре 2007 года и вступила в силу с 1 января 2008 года, а в конце этого года были внесены более 100 изменений в 79 его статей.
Аналогичной может быть и судьба нового Налогового кодекса. Нужно исходить из того, что с принятием нового кодекса налоговая реформа не завершается. Одновременно с практическим освоением нового кодекса, следует думать и о дальнейшем его совершенствовании.
В частности, касательно налоговых проверок положения нового кодекса вызывают много вопросов. Применение этих положений еще не началось. Согласно совместному разъяснительному письму Минфина и ГНК от 30 декабря 2019 года налоговые проверки по новому кодексу могут осуществляться только после принятия нормативно-правовых актов, регулирующих порядок их проведения. То есть фактически двухгодичный мораторий на документальные проверки продлен до дня вступления в силу подведомственных нормативных актов, которые еще не приняты (по состоянию на 2 марта 2020 года).
Не исключено, что после окончания моратория на документальные проверки в бизнес-среде может создаться острая ситуация, связанная с несовершенством правил проведения налоговых проверок, а именно несоответствием этих правил условиям перехода к цифровой экономике.
Дело в том, что в условиях (1) электронной отчетности, (2) внедрения системы электронных счетов-фактур, (3) онлайн кассовых аппаратов, (4) внедрения МАПК "ЕНСТ" (межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда", обеспечивающий осуществление электронной регистрации трудовых отношений) и других атрибутов цифровой экономики деятельность всех хозяйствующих субъектов становится в значительной мере прозрачной для контролирующих органов.
При этом теряет смысл вопрос "проверять или не проверять?". Для современной экономики такая постановка вопроса ошибочная.
Ответ на данный вопрос один – единственный и безальтернативный – проверять! Налоговые органы имеют возможность вести постоянный, круглосуточный мониторинг налогоплательщиков в режиме, близком к режиму реального времени по программе риска-анализа, по результатам которого назначаются документальные проверки, которые названы в новом кодексе "налоговым аудитом".
Налоговая проверка в современных условиях должна представлять собой единый, а еще точнее двуединый процесс, состоящий из двух ступеней – риск-анализ и документальная проверка.
При этом документальная проверка в зависимости (1) от результатов первой ступени (риск-анализа), а также в зависимости (2) от первых результатов начальных дней проверки, (3) от масштаба, общественной значимости, отраслевой специфики и т.п. может быть короткой – до 10 дней или длительной – до 30 дней.
Новый кодекс, исходя из устаревших, соответствовавших периоду отсутствия или периоду начального этапа развития информационных технологий, устанавливает 3 вида проверок: камеральная проверка, выездная проверка, налоговый аудит.
Согласно статье 138 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа и на основе анализа налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о деятельности предприятия, имеющихся у налогового органа.
Возникает вопросы: если анализ налоговой отчетности и других сведений о налогоплательщике есть камеральная проверка, то, в чем тогда заключается повседневная деятельность налоговых органов по риск-анализу? И зачем нужен приказ для проведения действий, которые, по сути, являются текущими должностными обязанностями сотрудников налоговых органов и функциональными обязанностями их структурных подразделений?
Два других вида проверок – выездная проверка и налоговый аудит по содержанию одинаковы:
– выездная налоговая проверка – проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством (статья 139);
– налоговый аудит – проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период (статья 140).
Совершенно очевидно, что смысл ключевых слов этих определений и обозначаемые ими действия одинаковы: "проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов" = "проверка правильности исчисления и уплаты налогов".
По длительности и последствиям для налогоплательщиков есть принципиальные различия между этими двумя видами проверок.
Выездная налоговая проверка длится до 10 дней и по его результатам начисление налогов не производится (статья 139). Возникает вопрос: как быть, если в ходе выездной проверки установлено неправильное исчисление налогов и их недоплата?
При этом, конечно, налоговой орган пишет письмо-требование налогоплательщику о том, чтобы он доначислил и уплатил налог дополнительно, что равносильно доначислению налогов самим налоговым органом. Но, если налогоплательщик не согласен с выводом налогового органа, то, естественно, начнется разбирательство путем обмена письмами и/или очных встреч, что равносильно будет документальной проверке.
Налоговый аудит длится до 30 дней, но может быть продлен до 2-х месяцев, в исключительных случаях до 3- месяцев и в общем может длиться 6 месяцев. Кроме того, в случае выявления новых обстоятельств может проводиться повторный налоговый аудит (статьи 141-143).
Учитывая, что "исключительные случаи" и "новые обстоятельства", обуславливающие продление налогового аудита, по логике, будут определяться налоговыми органами, на практике вероятность неблагоприятных для проверяемых хозяйствующих субъектов ситуаций по новому Налоговому кодексу значительно возрастает.
В сложившейся ситуации, на наш взгляд, наряду с продолжением мер по оптимизации ставок налогов:
– дальнейшим снижением ставки НДС и увеличением ставки налога на прибыль;
– введением необлагаемого минимума доходов физических лиц, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины;
– восстановлением прогрессивной шкалы подоходного налога,
целесообразно ввести порядок, в соответствии с которым:
1) вводится 2-3-х годичный мораторий на применение санкций за налоговые правонарушения, выявленные в ходе налоговых проверок;
2) в течение 2-3 лет во всех хозяйствующих субъектах должны быть проведены документальные проверки (налоговый аудит) без применения санкций за налоговые правонарушения.
При этом, во-первых, мораторий на применение санкций не должен касаться общественно опасных видов нарушений – типа подпольное производство алкогольной продукции, производство и торговля запрещенными товарами, производство продукции, наносящей вред здоровью и имеющей другие общественно опасные негативные последстия.
Во-вторых, данный мораторий по отношению к конкретным налогоплательщикам должен действовать при первой документальной проверке. Если при первой проверке выявлены серьезные нарушения, то не позднее чем через 12 месяцев после первой проверки они должны быть подвергнуты повторной проверке, по результатам которой мораторий на применение санкций уже не должен действовать.
В течение последних 20 лет в республике реализовалась политика сокращения проверок. Это была вынужденная мера, обусловленная:
– во-первых, неоптимальными налогами;
– во-вторых, высокими штрафами и чрезмерно жесткими санкциями за налоговые правонарушения.
Хозяйствующие субъекты в значительной мере были вынуждены нарушать налоговое законодательство для самосохранения, а высокие штрафы и жесткие санкции приводили к банкротству.
Вплоть до 2015 года за сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров предпринимательство штрафовалось в размере соответственно стоимости неоприходованного товара либо суммы сокрытой (заниженной) выручки. Лишь с 2016 года штраф равен 20 процентам от суммы сокрытой (заниженной) выручки.
Не выдача чека ККМ влекло наложение штрафа от 30- до 50-кратного размера минимальной заработной платы. Не выдал чек при продаже коробки спичек на 150 сум – штраф до 10 млн сумов!
В новом Налоговом кодексе видов налоговых нарушений стало значительно больше, некоторые штрафные санкции смягчены, но количество штрафных санкций увеличилось.
Экономика нашей страны характеризуется (1) относительно высокой долей теневого бизнеса, (2) недостаточным развитием высокотехнологичных производств, (3) недостаточным уровнем знаний значительной части предпринимателей хозяйственного законодательства, своих прав и обязанностей, (4) недостаточной обеспеченностью бизнеса квалифицированными бухгалтерами и финансовыми специалистами.
В этих условиях предлагаемая мера – мораторий на применение санкций за налоговые нарушения с одновременным введением обязательной документальной проверки – могла бы служить эффективным способом достижения ожидаемого эффекта от принимаемых мер по налоговой оптимизации.
В этом случае налоговые проверки в большей степени станут для предприятий своего рода бесплатным аудитом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, повышению налоговой культуры как в бизнес-среде, так и в обществе в целом.
При уменьшении штрафов могут быть созданы реально благоприятные условия для ведения бизнеса. Но для того, чтобы эти условия стали действительностью и служили росту экономики принимаемые меры по снижению налогового бремени и смягчению наказаний должны быть дополнены правилом обязательной документальной проверки деятельности налогоплательщиков. Выполнение этой задачи может быть значительно облегчено применением современных информационных технологий.
Для организационного обеспечения предлагаемой меры целесообразно оптимизировать, увеличить, если это необходимо, численность работников налоговых органов, приостановить отток их этих органов высококвалифицированных, опытных работников, создать условия для привлечения в их ряды новых высококвалифицированных специалистов путем повышения их заработной платы в 2-3 раза.
На наш взгляд, при проведении налоговой реформы и реализации на практике норм налогового законодательства очень важным также является преодоление одностороннего представления о том, что налоговая служба является главным, чуть ли не единственным ответственным органом за сбор налогов и пополнение бюджета.
Проблемы с выполнением показателей прогноза доходной части бюджета могут быть обусловлены также (1) общим состоянием экономики, за что несут ответственность все высшие экономические органы страны, (2) неоптимальной системой налогов, за что главную ответственность несет основной разработчик налоговой политики страны – Министерство финансов, (3) неэффективной производственной деятельностью и неблагополучным финансовым состоянием крупных налогоплательщиков страны.
Что касается налоговых органов, то в перечне их задач в соответствии с Законом "О государственной налоговой службе" первой значится задача: "реализация государственной налоговой политики и обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов" (статья 10).
Таким образом, пополнение бюджета не самоцель, а лишь следствие выполнения налоговыми органами своих функций по контролю за исполнением налогового законодательства. А эффективный налоговый контроль – это залог успеха в достижении конечных результатов оптимизации налогов, в обеспечении общего экономического прогресса страны путем расширения, укрепления, формирования новых слоев легального созидательного, социально ответственного, законопослушного предпринимательства.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Комментарии отсутствуют