Квинтэссенция культуры. Почему спустя 200 лет со своего появления пекинская опера продолжает оставаться популярной
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

Квинтэссенция культуры. Почему спустя 200 лет со своего появления пекинская опера продолжает оставаться популярной

1398

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Опера – это особый жанр, понять и принять который могут не все. Что же говорить о пекинской опере, которая не только отличается от всего, что вы могли видеть на сцене привычных театров, но и акцентирована на демонстрацию китайского культурного наследия.

Нестандартные костюмы и грим, своеобразное исполнение, затейливые сюжеты – это только малая часть того, что вы увидите на сцене театров Поднебесной. Сначала вам покажется, что эти представления невозможно понять, но спустя минут десять постепенно втягиваешься в происходящие события и понимаешь – истории везде одни, только рассказывают их по-разному. А через час ты уже выходишь потрясенным из театра, осознавая, что такого ты больше нигде не увидишь.

Увидеть и обомлеть

Пекинскую оперу не зря называют квинтэссенцией китайской культуры. Она объединяет в себе не только танцы и пение, но и драматическое исполнение, диалоги и даже акробатические бои. В пении, речитативе, действе и боевых сценах ее актеры живо и своеобразно рассказывают о реальных событиях и мифах из истории Поднебесной. Благодаря всем этим составляющим данный вид театрального искусства помогает зрителю лучше узнать и прочувствовать роль каждого актера, а с ним и весь Китай. Именно это и случилось с нами – группой журналистов из Узбекистана, которая в рамках пресс-тура посетила КНР.

Это великолепие на сцене нам посчастливилось увидеть в ходе поездки два раза, причем в первый раз в довольно специфическом месте – чайном доме в Пекине. В КНР, которая известна своей любовью к этому напитку, создано множество чайных домов, где все желающие могут не только его приобрести, но и ознакомиться с историей появления чая в стране и традициями его потребления. При этом только в столице существуют дома, в которых устраивают настоящие представления. Есть здесь и монахи Шаолиня с великолепными трюками, фокусники, свой вариант Comedy Club, традиционный танец с масками, акробатические танцы с чайниками. Но венцом всего этого действа является несколько отрывков из пекинской оперы.

4-MainImage-WuOpera.jpg

Второй раз и, что называется во всем великолепии, нам удалось увидеть оперу в Шэньчжэне в парке «Великолепный Китай», где построен специальный театр костюмов народностей, населяющих Поднебесную. Такого шоу мало где увидишь, здесь гармонично переплетаются опера, танцевальное и песенное искусство, поразительные декорации и, конечно же, потрясающие костюмы. Исполнители отлично передают эмоции своих персонажей, начиная от радости и счастья и заканчивая страхом и гневом. Кажется, что ты сидишь не в зале, а находишься среди них. При этом действие происходит только на китайском языке, но все сделано так, что ты прекрасно все понимаешь.

Связь прошлого и настоящего

История пекинской оперы насчитывает уже больше 200 лет. Однако это не значит, что за два с лишним столетия это искусство сильно изменилось. Напротив, китайцы дорожат своей историей и стараются, чтобы пекинская опера была одним из мостов, который соединяет настоящее с великим прошлым. При этом не стоит думать, что это «мертвое искусство». В рамках своего жанра она не стоит на месте и постоянно развивается, непрерывно появляется новый репертуар.

Как отдельный вид театрального искусства, пекинская опера, или как ее еще называют «Цзинцзюй», зародилась в начале XIX века. Однако некоторые историки считают, что это произошло еще в XVIII веке. Уже в те времена артисты оперы включали в свои выступления не только танцы и пение, но и акробатические номера с пантомимой.

Особенным для пекинской оперы стал 1876 год. В это время император Гуансюй издал указ, который признал ее искусством государственного уровня. Фактически именно после этого и началось ее бурное развитие. В начале XX века труппы пекинской оперы начали активно гастролировать по всему миру. Этому способствовало и покровительство императоров. Самых лучших актеров приглашали во дворец, где они проходили обучение и перенимали манеры знати. Это было необходимо для того, чтобы облагородить стиль выступления и форму подачи актера зрителям.

Персонажи пекинской оперы

В любом театре особое внимание зрителя приковано к героям постановки. Персонажи пекинской оперы – совершенно разные. Заядлые театралы могут догадаться о качествах персонажа даже уже тогда, когда актер только что вышел на сцену. Сделать это можно по его гриму и костюму.

Сейчас в пекинской опере персонажи разделены на пять основных амплуа. Это порядочный и достойный Шэн, Цзин или Хуалянь – мужской персонаж с пестрым гримом на лице, Чоу – комическое амплуа и Дань – единственный женский персонаж. Также существует еще персонаж Мо – второстепенная роль. Интересно, что еще до середины XX века женского персонажа в пекинской опере не было. Все роли исполняли исключительно мужчины.

9c2d0df066aa85781b482754c0fc6ca6.jpg

Все актеры – профессионалы. Чтобы попасть в труппу недостаточно лишь закончить театральное учебное заведение. Потенциальные кандидаты должны быть очень талантливы – обладать прекрасными вокальными данными, иметь хорошие актерские способности и развитый интеллект. Также они должны уметь совершать разные сложные трюки и акробатические номера.

Что в репертуаре

Основная часть репертуара пекинской оперы – это сказания о предыдущих династиях, правивших Китаем. С помощью своих спектаклей актеры знакомят зрителей с важными историческими событиями страны, жизнью императоров и их жен. Некоторые постановки рассказывают об отличившихся министрах и генералах,

гениях и ученых китайской земли. Некоторые из ныне идущих спектаклей повествуют о первых годах эпохи коммунизма в КНР.

Критики даже составили список самых известных и популярных постановок. Это «Сирота из рода Чжао», «Хитрость с пустым городом», «Легенда о белой змее», «15 медных струн», «Ловушка для единорога» и «Пьяная наложница». Всего же репертуар пекинской оперы насчитывает 1300 спектаклей.

Современное прочтение

Несмотря на столь длинный путь, который прошла пекинская опера, этот вид театрального искусства не сдает свои позиции. Он по-прежнему является одним из самых популярных в Китае и не знает себе равных по богатству репертуара, числу исполнителей, количеству зрителей и, самое главное, влиянию на общество.

2017-img0.jpg

С 2010 года этот вид китайского искусства входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, то есть признан общемировым достоянием культуры. Из-за такого значения власти КНР продолжают уделять огромное внимание сохранению и развитию этого культурного достояния страны. При этом спектакли пекинской оперы посещают не только пожилые китайцы, но и молодежь.

Можно смело сказать, что в наше время этот вид искусства переживает новый виток возрождения. Актеры гастролируют не только по городам Китая, но и выезжают со своими постановками за рубеж. Все это способствует тому, что пекинская опера становится более узнаваемой за пределами Китая. И в будущем этот вид театрального искусства имеет все шансы стать общемировым, заслужив признание среди многих народов мира.

Бюллетень №12

"Узбекистан и Китай: ключи от будущего"

312312.jpg

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+