Загрузка
Загрузка
На зарядку становись, или как узбекские и китайские компании поднимают производство электрокаров в Узбекистане
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

На зарядку становись, или как узбекские и китайские компании поднимают производство электрокаров в Узбекистане

9369
Загрузка

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Электромобили постепенно захватывают мир. Сегодня сложно поставить этот тезис под сомнение. Однако всего лет десять назад с трудом верилось, что можно будет заряжать авто от обычной розетки и отказаться от бензина.

Тем более, мало кто знает, что первый электромобиль появился в конце XIX века еще до создания двигателя внутреннего сгорания. И более 150 лет эта технология ждала своего времени и своих героев, которые поведут ее вперед. Сейчас электромобили – это уже не просто мода, а новый виток развития технологий, которые через пять-десять лет будут править миром. Поэтому не случайно, что все ведущие автопроизводители наперебой бросились разрабатывать и выпускать доступные электрокары. Есть свои планы на этот рынок и у Узбекистана.

Время перемен

Сегодня каждое мало-мальски известное в мире консалтинговое агентство или компания строят прогнозы по развитию транспорта «на батарейках», и словно азартные игроки делают ставки, в каком же году будет достигнут очередной революционный рывок, и электромобили станут такими же доступными по цене, как и их бензиновые аналоги.

Например, Bloomberg New Energy Finance уверен, что взрывной рост популярности автомобилей с электромоторами, как чистых электрокаров, так и подзаряжаемых гибридов, должен начаться в период с 2025 по 2035 год. Он приведет к тому, что доля электрифицированных транспортных средств в глобальной структуре продаж достигнет 54% к 2040 году, при этом, по подсчетам аналитиков, каждый третий автомобиль к этому времени в мире станет электрическим.

По прогнозам Moody`s, к концу 2020-х годов 35% продаваемых автомобилей будут работать на альтернативных источниках энергии, поэтому спрос на бензин заметно сократится. Международное энергетическое агентство отмечает, что к 2020 году число автомобилей «на батарейках» составит 9-20 миллионов единиц, а к 2025 году – 40-70 миллионов.

В свою очередь Goldman Sachs предсказывает рост доли продаж электромобилей до 8% к 2030 году и 32% к 2040 году. Аналитики банка оценивают увеличение рынка батарей для такого транспорта с 450 миллионов долларов в 2015 году до 180 миллиардов долларов к 2040 году.

Основными драйверами роста в этом направлении специалисты называют снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов, которое идет более быстрыми темпами, чем ожидалось, а также выгодные условия, предлагаемые компаниями и даже целыми государствами. Вслед за Францией и Великобританией, которые решили с 2040 года запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, о намерении определить оптимальные сроки для ввода запрета на выпуск и продажу таких автомобилей объявил Китай.

Таким образом китайские власти рассчитывают не только уменьшить ущерб для окружающей среды и сократить импорт нефти, но и стимулировать развитие национального автопрома и вывести его на новый уровень. Этот шаг окажет существенное воздействие и на других ключевых мировых автопроизводителей, заинтересованных в продажах своей техники на крупнейшем рынке с растущим потреблением.

Здесь важно понимать, что Поднебесная сейчас активно борется за лидерство на литиевом рынке, который является одним из базовых для производства электрокаров. Страна уже вышла на четвертое место по объемам производства лития, а также лидирует на мировом рынке в роли поставщика литиевых компонентов для аккумуляторов. Среди ее конкурентов – Австралия, Чили и Аргентина, которые достаточно далеки от Центральной Азии, поэтому их сложно будет представить в качестве полноценных партнеров для развития электромобилей в регионе.

При этом интересно, что новым и заметным игроком на рынке может стать Афганистан, обладающий огромными запасами сырья, его даже часто называют "литиевой Саудовской Аравией". Поэтому не случайно, что узбекские и китайские компании, в том числе совместно, изучают возможности геологоразведки в этой стране, а также строят планы по созданию новых транспортных коридоров в рамках проекта "Один пояс – Один путь".

Узбекистан не случайно проявляет интерес к китайским разработкам в создании электромобилей. Автомобильная промышленность КНР уже давно доказала, что способна выпускать качественные и, главное, дешевые авто, что крайне важно для узбекского рынка. Более того, китайские компании активно кооперируются с ведущими японскими и европейскими производителями в развитии этой сферы.

Так, например, Honda Motor намерена выпустить в этом году специальный электрический автомобиль для Китая. Японская компания в партнерстве со своими китайскими коллегами – Guangqi Honda Automobile и Dongfeng Honda Automobile – создаст полноценный новый бренд электрокаров для КНР.

С другой стороны, китайская госкомпания Anhui Jianghuai Automobile Group участвует в стартапе, запускающем в производство спортивный электромобиль, а также сотрудничает с Volkswagen в проекте создания электрического внедорожника. Недавно стало известно, что один из лидеров отрасли – американская Tesla, договорилась о строительстве крупного сборочного завода мощностью 500 тысяч электромобилей в год под Шанхаем.

Сейчас в КНР работает 25 компаний, выпускающих 51 модель электромобилей. Крупнейшая компания BYD собирается до конца текущего года реализовать 100 тысяч электромобилей. При этом важно, что большая часть продаваемых в Китае моделей спроектирована и выпущена там же.

Своеобразным сердцем для электромобилей в Поднебесной является Шанхай, поскольку именно этот мегаполис занимает первое место в стране по внедрению электромобилей. На конец 2017 года в городе было зарегистрировано 165 тысяч авто на чистых источниках энергии.

Всего в прошлом году в Китае было произведено 794 тысячи автомобилей на чистых источниках энергии, а объем продаж превысил 777 тысяч. По этим двум показателям КНР занимает лидирующие позиции в мире в последние три года.

Этого удалось достичь за счет того, что в стране существуют программы поддержки производителей электромобилей, включающие налоговые льготы и субсидии, которые позволяют снизить стоимость продукции для покупателей. Правительство страны поставило задачу к 2020 году довести объем продаж и производства автомобилей на чистых источниках энергии до двух миллионов единиц в год.

Не средство передвижения, а экзотика

В Узбекистане электромобиль – пока еще экзотика. Практически никто всерьез в стране не рассматривает покупку таких авто. В социальных сетях нет-нет, да и появляются фотографии отдельных счастливых владельцев электромобилей от ведущих производителей, однако вполне очевидно, что это скорее некое пристрастие к технологичным инновациям, нежели реальная потребность или стремление беречь природу. И сдерживающих факторов здесь всего два – дороговизна таких авто, что, как и во всем мире, сдерживает их продажи, а также неразвитость инфраструктуры.

Сегодня в республике нет ни одной специализированной заправки для электромобилей. Недавно китайские и европейские производители предложили ряд своих решений для постройки первых таких объектов в Ташкенте, но пока эти инициативы остались на уровне планов. Единственным ведомством, которое пока серьезно озадачилось развитием этого вида экологического транспорта, стал Госкомтуризма. Так, например, ведомством была закуплена партия китайских туристических электромобилей для оказания услуг путешественникам в крупнейших городах страны – Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе и Хиве.

Китайские компании вообще очень активно стремятся сотрудничать с Узбекистаном в этом направлении. Так, например, в Changan Automobile Group сообщили, что компания намерена организовать производство электрокаров в Ферганской долине. В планах автопроизводителей из Поднебесной инвестировать на первом этапе около 15-20 миллионов долларов в создание площадки для крупноузловой сборки свыше тысячи электромобилей в год, где будут трудиться 100-150 человек. Иностранные инвесторы уверены, что их автомобили станут достойными конкурентами бензиновым Chevrolet Spark и Chevrolet Nexia, как в плане цены, так и качества.

На втором этапе будет организована полномасштабная локализация производства с привлечением мощностей смежных предприятий республики, тем более что Ферганская долина является сердцем отечественной автомобильной промышленности: здесь расположены десятки крупных предприятий по производству комплектующих. В целом в Узбекистане компания намерена делать основной акцент на выпуске современных автомобилей с гибридным двигателем или полностью электрической силовой установкой.

И главное, что это не какой-то китайский стартап, начинающий экспансию на международные рынки. Changan Automobile Group Co Ltd входит в так называемую «большую четверку» китайских автопроизводителей, которые изготавливают наибольшее количество автомобилей. Автокомпания имеет совместные предприятия с Ford Motor, Suzuki Motor, Mazda Motor и PSA Peugeot Citroen. Штаб-квартира Changan располагается в городе Чунцин.

Именно Changan Automobile Group выпустила в 2012 году первый китайский электромобиль, получивший пять звезд в тестах по безопасности, – Changan E30. Сегодня компания включает шесть производственных площадок на территории Китая, а также 15 заводов, изготавливающих автомобили и двигатели за пределами страны. Эти мощности позволяют выпускать свыше двух миллионов автомобилей и столько же двигателей ежегодно. Кроме того, она активно вкладывается в исследовательскую деятельность, ее девять научных центров расположены в Китае, Италии, Великобритании, США и Японии.

Еще один китайский автопроизводитель, который собирается обосноваться в Узбекистане, Henan Suda Electric Vehicle Technology. Компания рассматривает возможность создания сборочного производства электрокаров в Бухаре, которое может быть запущено уже до конца 2020 года. В планах китайцев – инвестиции на десятки миллионов долларов. Henan Suda – одна из самых динамично развивающихся молодых компаний в сегменте производства так называемых "чистых" автомобилей. Недавно она заявляла о своих намерениях по строительству в Китае новой технологичной площадки по производству до 100 тысяч электрокаров в год.

Своими силами

Узбекский автопром, не оставаясь в стороне от глобального процесса постепенного перехода к так называемому "зеленому" автомобилестроению, активно ищет источники для дополнительного роста. Во-первых, в стране идет разработка собственной концепции развития производства электромобилестроения с определением перспективных иностранных партнеров и источников финансирования. Данный документ должен быть готов уже к концу этого года.

Кроме того, в Инновационном центре при Туринском политехническом университете в Ташкенте создана специальная группа, которая занимается вопросами внедрения и организации производства электромобилей. Параллельно идут консультации с представителями "Узбекэнерго" по реализации первых пилотных проектов для создания инфраструктуры, необходимой для заправки автомобилей "на батарейках".

Но это не значит, что в республике намерены выдумывать велосипед. Это дорого и неэффективно, говорят эксперты. Главная задача отечественного автомобилестроения на современном этапе – найти стратегических партнеров в создании электрокаров, которые помогут своим опытом и технологиями, на которых в дальнейшем можно будет уже создавать что-то свое.

Поэтому руководство "Узавтосаноата" продолжает переговоры с потенциальными партнерами-производителями электромобилей. Так, например, в этом году отечественные специалисты должны протестировать и сравнить электромобили от американского автопроизводителя GM и китайского JAC.

При этом важно понимать одно: для Узбекистана электрокары – это будущее, но все же не ближайшее. Пока эти технологии дороги для применения в стране, где население в большей степени при покупке авто ориентируется на ценовые характеристики. Однако в будущем, если появится коммерчески обоснованный спрос со стороны аудитории на электромобили, компания сможет оперативно среагировать из-за созданного сегодня задела. И это подтверждают недавно озвученные планы по выпуску в сентябре первой пилотной модели Spark с электродвигателем.

Представители "Узавтосаноат" сразу оговорились, что это будет своеобразный концепт, а не серийная модель, и точные сроки запуска производства таких авто назвать сложно, но вполне очевидно, что это дело не ближайших лет.

Так что, как ни крути, электромобили в Узбекистане – это пока модная и дорогая игрушка. Причем самое интересное, что в этом сегменте в ближайшее время может быть определенный рост продаж. Правительство Узбекистана в начале июля обнулило пошлины на ввоз электрокаров в страну. Так что у состоятельных людей, которые раньше присматривались к покупке таких авто, появился дополнительный стимул сделать это. А остальные потребители подождут, пока китайские компании не наладят выпуск дешевых авто "на батарейках" в Ферганской долине.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz   

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+