На зарядку становись. Почему в Узбекистане растет популярность китайских электромобилей
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

На зарядку становись. Почему в Узбекистане растет популярность китайских электромобилей

12101

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня Китай является безусловным лидером не только в сегменте производства электромобилей, но и развитии необходимой инфраструктуры. Поэтому не случайно, что к началу 2021 года в стране общее число электромобилей превысило 5,5 миллиона единиц. При этом объемы продаж в прошлом году увеличились на 10,9 процента. Эксперты отмечают, что этому способствовала льготная политика, научно-технические инновации автопроизводителей, их высокая степень открытости и сотрудничество. Узбекистан делает первые шаги на этом пути, уже заявлено о нескольких совместных с китайскими инвесторами проектах по сборке электромобилей. Пока же в страну активно завозят подобную технику и большую часть – как раз из Китая.

По данным Госкомстата, в страну за первое полугодие было ввезено 268 электромобилей, из которых 228 – из Китая. Второе и третье место с большим отрывом заняли Турция и Южная Корея. Почему китайские авто становятся все популярнее на рынке страны и чем они выгодно отличаются от конкурентов, мы поговорили с одним из ведущих местных экспертов, директором по развитию Megawatt Motors Александром Абдуллаевым.

Условия на рынке

По словам собеседника, потенциальная емкость рынка Узбекистана на сегодняшний день составляет около 10 тысяч авто в год. При этом, он считает, объемы продаж будут постепенно расти, но заметно это станет через лет пять.

WechatIMG117.jpeg

«Нужно, чтобы прошло определенное время, пока потребитель не будет рассматривать электромобиль только как модную тенденцию и дорогую игрушку. Плюс есть естественный порядок внедрения инновационных продуктов на любой рынок, и нам необходимо через него пройти. В любом случае прогресса не будет без конкуренции, внутренней и внешней, страна не должна быть закрытой и не следует создавать чрезмерные заграждения для импорта, думая, что это защищает внутренний рынок. Бояться конкуренции не нужно, нужно просто научиться жить с ней и находить решения быть лучше других», – рассказал эксперт.

В Китае электромобиль, добавил Абдуллаев, сейчас становится по-настоящему народным. Уже есть примеры, когда такие авто стоят

5-6 тысяч долларов с учетом субсидий государства. Без них машины обходятся в 9-10 тысяч долларов, что является реальной рыночной ценой электромобиля, то есть в среднем пока выше бензинового аналога.

«Текущая стоимость 1 кВт емкости в силовой литий-ионной батарее составляет примерно 125-150 долларов. При минимальной емкости батареи в 30 кВт ее стоимость будет достигать 3750-4500 долларов, а еще есть электродвигатель, контролер, кузов, шасси, элементы интерьера, фары и так далее. Отсюда следует, что сейчас получить электромобиль по цене 5-6 тысяч долларов нереально. Возможно, через какое-то время, когда произойдет очередной скачок в инновациях при производстве батарей, а обычно на это уходит около 10 лет, цены на электромобили снизятся, но также должны измениться и другие условия на рынке», – заметил собеседник. 

nio-es8.jpg

Сочетание цены и качества

Основным преимуществом китайских автомобилей, считает эксперт, является доступная цена относительно европейских, американских и корейских аналогов при заметно хорошем качестве и высоких технологических возможностях.

«Например, можно сравнить флагман китайского электроавтопрома NIO с его аналогами из Европы, такими как BMW, Audi и M-Benz. Качество материалов NIO, его технические возможности, уровень комфорта, при цене от 74 тысяч долларов можно сравнить с уровнем машин за 150 тысяч долларов из Европы", – рассказал он.

Абдуллаев добавил, что по некоторым параметрам NIO даже превосходит конкурентов. Такое же сравнение можно привести и по другим современным звездам китайского электроавтопрома, как XPENG, BYD.

nio-terminates-plan-for-shanghai-manufacturing-plant.jpg

«Современный китайский автопром сильно недооценен со стороны потребителей в странах СНГ. Интересно, что такой тенденции нет, например, в странах Европы и США, там больше непредвзятого мнения. У нас же в стране у многих покупателей сложилось ошибочное мнение, что все немецкое, американское или японское заведомо хорошего качества. Люди привыкли сочетать современные технологии из Китая с фразами с базара: «Пекин фабричное». Это, конечно, не так», – подчеркнул представитель компании.

В целом, заметил собеседник, если говорить о том, как много уделяется внимания трансформации автопрома в Китае, то можно отметить один только факт, насколько много сейчас в этой стране автомобильных стартапов. Их более 500, такого количества нет во всех странах мира вместе взятых.

«Здесь стоит понимать, что ключом к успеху Поднебесной в этой сфере стал тот факт, что государство поставило себе цель 20 лет назад – осуществить трансформацию отрасли в гигантских масштабах, как это умеет делать только Китай. В результате, если в свое время китайские производители не смогли стать лидерами в производстве авто с двигателем внутреннего сгорания, то сейчас в электроавтопроме у них есть большие шансы и они стремятся к этому всеми силами. Еще одним фактором является то, что Китай сейчас владеет более 70 процентами мировых запасов редкоземельных металлов, необходимых для производства батарей электромобилей», – рассказал Абдуллаев.

J9NIHj15972316880516_l.jpg

Из китайских электромобилей по уровню технологичности и качества эксперт выделил NIO, а также компанию XPENG, которая показывает стремительный рост. По его словам, еще можно выделить BYD, которая выпускает не только автомобили, но и является одним из мировых лидеров по производству батарей для такого вида транспорта. Также она занимается производством высокоскоростных электропоездов и известных на весь мир электробусов.

«Процедура таможенного оформления электромобилей сейчас в Узбекистане практически ничем не осложнена. Можно сказать, что проблем нет. С таможенными органами мы ведем открытый диалог. Наверное, потому что мы работаем в рамках законодательства. Логистику выстраивать можно по-разному, способов много. Сейчас, конечно, имеются трудности, связанные в основном с карантинными ограничениями в транзитных странах и следующим за этим заторами на приграничных пунктах пропуска. Из Китая логистику можно организовать от 15 до 40 дней в зависимости от выбора схемы доставки и транспорта», – подчеркнул он. 

nio_uzb_1_1000-1280x720.jpg

Перспективы производства

Александр Абдуллаев также высказался по поводу перспектив сборки электромобилей в Узбекистане. По его словам, создание электромобиля с совершенно новой платформой и стабильной цепочкой поставок частей и силовых батарей, присущих современным моделям, потребует привлечения значительных инвестиций – свыше одного миллиарда долларов.

Также необходимы опытные специалисты, технические ноу-хау и лицензии, это не просто сборочное производство, это создание своего бренда, и это, наверное, самый сложный и дорогостоящий путь. Такой опыт есть в Китае, и он может этим поделиться.

«Есть другой вариант развития событий – это собирать по лицензии электромобили чужих брендов на основе CKD, не ограничиваясь одним брендом, и развивать их. Но тут есть сложность – кто из мировых производителей готов поделиться самыми топовыми на данный момент технологиями? И еще момент немаловажный – нужно создавать электромобиль, который по-настоящему полюбят потребители, а не от безысходности», – заключил собеседник.

Сегодня тот самый день: заходи на наш Telegram-канал. 



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



1комментарий

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+