Загрузка
Загрузка
Внутренние силы. Пояс и путь стал главным инфраструктурным мегапроектом в Евразии
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

Внутренние силы. Пояс и путь стал главным инфраструктурным мегапроектом в Евразии

5263
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В этом году уникальная китайская интеграционная инициатива «Один пояс, один путь» отметила свой седьмой день рождения. В условиях бурных изменений в мире проект не только получил широкое международное признание, но и доказал свою жизнеспособность. В рамках пояса и пути подписано свыше 200 различных документов, и это далеко не предел.

В Поднебесной уже заявили, что будут укреплять сотрудничество со странами-участниками в области борьбы с пандемией COVID-19, чтобы свести к минимуму возможные сбои в процессе осуществления инициативы. Узбекистан присоединился к проекту одним из первых и с тех пор идет плечом к плечу с Пекином в деле развития транспортной инфраструктуры в регионе.

Точка опоры

Прошло семь лет с тех пор, как в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс, один путь». Казалось бы, всего семь лет, но проект за это время не только подтвердил свою жизнеспособность, но и высокий потенциал реагирования на быстро меняющуюся глобальную обстановку. Доказательство тому – «иммунитет», стремительно выработанный участниками инициативы к пандемии коронавируса. Перед лицом кризиса в сфере глобального здравоохранения и небывалой за десятилетия стагнации в мировой экономике страны-участницы инициативы не просто не заморозили сотрудничество, но и превратили ее в инструмент борьбы с новыми вызовами.

Си Цзиньпин, инициируя этот проект, сравнивал пояс и путь с крыльями, поднимающими Азию, а взаимосвязь между государствами – с системой кровеносных сосудов. По его словам, взаимосвязь в рамках проекта должна включать инфраструктуру, общий административный режим и правила, гуманитарный обмен, политическое общение, беспрепятственную торговлю и межкультурный диалог.

Важно, что проект имеет устойчивый фундамент, основа которого уходит на тысячелетия в историю человечества. Так, более 2100 лет тому назад, во времена династии Хань, китайский путешественник Чжан Цянь дважды в составе дипломатических миссий совершал путешествия в Центральную Азию. Возникшее тогда торговое и культурное общение привело к созданию Великого шелкового пути, соединившего Европу и Азию. Этот торговый путь, просуществовавший века, стал важнейшим культурным феноменом, раскрутившим маховик развития всего человечества.

При этом инициатива «Один пояс, один путь» не только имеет исторические корни, но и проникнута новым мышлением. В ее основе выдвинутый Си Цзиньпином глобальный проект международного экономического сотрудничества. Создавая инфраструктуру, стороны призваны всесторонне укреплять взаимосвязь для освоения потенциала роста мировой экономики и создания новой платформы для ведения международного экономического сотрудничества.

В основе идеологии проекта, как не раз говорил глава КНР, лежат мир, сотрудничество, открытость, взаимное изучение, заимствование, выгода и выигрыш. А ключевые механизмы для достижения поставленных целей – совместное обсуждение, реализация и использование. Это означает коллективный поиск решения всех вопросов, посильный вклад каждого участника инициативы и общую пользу для народов всех стран-участниц.

Си Цзиньпин неоднократно заявлял, что реализация инициативы – не сольная партия одной стороны. Китай приветствует участие разных стран, имея ввиду совместное развитие всего мира. «Один пояс, один путь» отвечает чаяниям народов разных стран, предлагая «китайский вариант» достижения глобального процветания. За семь лет реализации проект не только содействовал сопряжению национальных стратегий развития разных стран и межправительственному сотрудничеству, эта инициатива изменила и продолжает менять нашу жизнь.

Борьба с невидимым врагом

С самого начала пандемии Китай и страны-участницы инициативы «Один пояс, один путь» начали делиться друг с другом противоэпидемической экипировкой, тестами на коронавирус, лекарственными препаратами, медицинской техникой. Не остановились товарные потоки.

По данным Железнодорожной корпорации Китая, в первом полугодии 2020 года число грузовых поездов, которые курсируют между Китаем и европейскими странами через Россию и Казахстан, увеличилось на 36 процентов. Когда не летали самолеты, эти экспресс-поезда перевезли более 40 тысяч тонн материалов для борьбы с коронавирусной инфекцией, что позволило ликвидировать дефицит защитных костюмов и масок на местах.

В дополнение к поставкам средств защиты КНР командировала своих медицинских экспертов в Узбекистан, Россию, Камбоджу, Италию, Иран, Сербию, Пакистан, Лаос, Ирак и многие другие страны. Поднебесная регулярно организовывала видеоконференции для обмена опытом борьбы с новой инфекцией с зарубежными врачами, специалисты совместно обсуждали профилактику, диагностику и лечение заболевания.

Наблюдатели отмечают, что в пандемии участники инициативы увидели не просто вызов, но еще и новые возможности. В результате значительно укрепилось сотрудничество не только в сфере общественного здравоохранения. Пандемия коронавируса выявила недостатки инфраструктуры в сфере здравоохранения и телекоммуникаций. Ответом на них в рамках «Одного пояса, одного пути» стали инициативы «цифрового Шелкового пути» и «Шелкового пути здоровья», которые могут сыграть весомую роль в глобальном и региональном посткоронавирусном восстановлении.

Более того, несмотря на пандемию, странам-участницам удалось сохранить стабильное экономическое взаимодействие. Да, по оценкам аналитиков, одна пятая всех проектов инициативы столкнулась с препятствиями из-за пандемии: сказались ограничения в авиасообщении, локальные противоэпидемические меры. Тем не менее, внешнеторговый оборот между Китаем и странами-участницами с января по апрель 2020 года составил 2,76 триллиона юаней (403 миллиарда долларов). Это увеличение на 0,9 процента. Объем китайских инвестиций в страны инициативы за семь месяцев этого года составил 10,2 миллиарда долларов, что на 29 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

В рамках инициативы не было остановлено осуществление инфраструктурных проектов. Железная дорога Венгрия-Сербия, мост Падма между Китаем и Бангладеш, первый тоннель железной дороги Китай-Лаос строятся с соблюдением всех противоэпидемических мер.

Также продолжается строительство второго этапа Китайско-пакистанского экономического коридора, на объектах которого работают 40 тысяч пакистанских и семь тысяч китайских рабочих. Практическое сотрудничество между Китаем и Узбекистаном тоже показывает подъем. По итогам первого полугодия 2020 года товарооборот между странами превысил 2,8 миллиарда долларов (узбекский экспорт – 830 миллионов долларов, импорт – свыше двух миллиардов долларов). По этому показателю Поднебесная заняла первое место, став важнейшим внешнеторговым партнером нашей страны.

Внося инвестиции и расширяя подрядные работы за рубежом, Китай одновременно продолжает открывать свои рынки для иностранных партнеров. На прошедшей в Пекине Китайской международной выставке торговли услугами КНР заявила, что в ближайшие 15 лет намерена импортировать услуги на сумму в 10 триллионов долларов. Новые горизонты китайского рынка откроются для зарубежного капитала на очередной Китайской международной импортной ЭКСПО.

Она стартует в начале ноября и обещает стать крупнейшим глобальным событием в сфере торговли после начала пандемии коронавируса.

Очевидно, что высокая способность «Одного пояса, одного пути» адаптироваться к меняющейся международной обстановке и вырабатывать иммунитет на новые вызовы породит новые проекты в рамках инициативы. Новые интересные стратегии вполне могут быть озвучены на третьем высоком саммите стран-участниц инициативы, проведение которого запланировано на лето следующего года. 

Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что новые концепты будут направлены на поддержку глобального сотрудничества, сдерживание «политики разрыва» и растущей тенденции к деглобализации, которые могут значительно затруднить посткоронавирусное возрождение мира.

При этом сотрудничество Узбекистана со странами пояса и пути имеет огромный и пока еще не до конца реализованный потенциал. Обозначенные в прошлом году президентом Узбекистана конкретные инициативы в сферах транспорта, инноваций, образования способны вывести узбекско-китайские отношения на принципиально новый уровень, направить взаимодействие в рамках мегапроекта на решение самых актуальных проблем, все еще сдерживающих устойчивый экономический рост и развитие. Предложения узбекской стороны создают хорошую основу для дальнейшего сотрудничества со странами-партнерами в рамках «Одного пояса, одного пути» во имя общего блага и процветания.

Бюллетень №25 "Узбекистан и Китай: ключи от будущего"


Наша телега - подпишись и поехали!

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Загрузка....
18+