Загрузка
Загрузка

Акмаль Саидов: «Великий Гете воплотил в своем творчестве время и заглянул в будущее»

Акмаль Саидов: «Великий Гете воплотил в своем творчестве время и заглянул в будущее»

Акмаль Саидов: «Великий Гете воплотил в своем творчестве время и заглянул в будущее»

4896
Известный ученый-юрист Акмаль Саидов ведет большую работу как депутат парламента, являясь председателем Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана. Он - крупный специалист в области сравнительного правоведения, международного права, теории государства и права, прав человека.
 
Доктор юридических наук, профессор  Акмаль Холматович Саидов является руководителем Национального центра по правам человека Республики Узбекистан. Его работы в области современных правовых систем переведены на многие иностранные языки и изданы в Великобритании, Франции, США, Германии. России, Австрии, Японии и других странах. Свободно владея английским, французским языками представляет Узбекистан на различных международных форумах, был послом во Франции, представителем  нашей страны в ЮНЕСКО. Вместе с тем, он является автором целого ряда книг о выдающихся деятелях мировой культуры, которые по избранной профессии были юристами. Одна из них "Гете глазами юриста".

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) - выдающийся немецкий писатель,мыслитель и естествоиспытатель, автор многих широкоизвестных произведений. Итоговая философско-социальная трагедия "Фауст"(1808-1832) насыщена научной мыслью своего времени. В ней Гете воплотил свои устремления поиска жизни, находя его в различных деяниях.В связи с тем,что мы начинаем выставлять на нашем сайте книгу Акмаля САИДОВА "Гете глазами юриста" начиная с сегодняшнего дня, он дал нам интервью об этой своей работе.

- Акмаль Холматович, благодаря вашему неустанному, большому труду в узбекской литературе появляется целая серия интереснейших литературоведческих работ,связанных с мировой культурой и юриспруденцией. Как у вас возникла идея этого проекта, в чем вы видите его смысл для современного читателя?

- Должен сказать что в мире многие великие люди были по образованию юристами. Многие читатели даже не знают об этом. К таким личностям относятся, например, Гете, Данте, Кафка. И я могу продолжить этот список. Многие нобелевские лауреаты являются юристами. Поэтому мне было очень интересно читать их произведения, труды глазами юриста.В частности, Гете. Возьмите "Фауст". Он изучал юриспруденцию, был доктором права, закончил два юридических факультета в Лейпциге и Страсбурге. Два года занимался адвокатской деятельностью. Сохранились в архивах более двадцати его защитительных выступлений. Многие годы был министром в небольшом Веймарском герцогстве. Он прекрасно знал классическое римское право, средневековое германское право, критиковал существующие в ту пору законы.У него был очень высокий уровень правосознания и высокое юридическое мирровозрение. Это был человек с очень высоким уровнем правовой культуры. Это ярко проявляется в его произведениях.Не только "Фауст", возьмите другие его произведения, "Страдания молодого Вертера", например, или другие , в них всегда просматривается четкий юридический оттенок.В Германии нет книги о том,что Гете был юристом. Там признают,что он был адвокатом не углубляясь в это. Поэтому раскрытие этой грани его творческой, общественной и научной деятельности мне представляется весьма и весьма интересным и нужным. Вообще в мире  появляются труды на стыке литературы и юриспруденции, так называемая, правовая литература, или литература и право. Я бы назвал это литературной юриспруденцией. Это очень важно как для юристов, так и для литературоведов , так и просто читателей произведений этих великих гениев. Вот, к примеру, Данте. Он закончил первую юридическую школу в Болонье. И вот сегодня вот этот "болонский процесс", объединяющий все университеты Европы, начался на юридическом факультете, который окончил Данте Алигьери. В основном мы знаем его "Божественную комедию", хотя у него были великие трактаты о монархах. Это значит,что он за два века до Макиавелли, который писал о государе, обращался к этой теме. Он говорил об объединении народов, восставал против папской власти, говорил о светском государстве в 12 веке. То есть его политические и правовые взгляды значительно опережали свое время. Первая часть "Божественной комедии", где речь идет об аде, это и есть то правовое государство , которое должно строится. То есть, любое деяние правонарушающее должно быть наказано. В свой ад он помещает всех, кто нарушил не только законы светского государства , но и божеские законы. Вот то, что в аду есть неотвратимые принципы наказания  нашло четкое отражение в этом произведении. Нарушил, ты должен быть наказан. Вот это есть правовое государство. Его учителями были те люди, которые возродили римское право.Они были в эпоху средних веков великими юристами , которые  приспособили все это к условиям капитализма, рыночных отношений.

Или возьмите Франца Кафку. Это 20 век. Он основатель и модернизма, и экзистенциализма и сюрреализма, но везде, до мозга костей он оставался юристом. Он окончил первый немецкий университет в Восточной Европе. Он тоже был доктором юриспруденции, занимался социальным правом, защитой прав людей пострадавших на производстве. Но при всем при этом,  до мозга костей был писателем. И, конечно, юристом. Он всю жизнь проработал юрист-консультом страховой компании. Днем был на юридической службе, а остальное время посвящал творчеству. В сфере его интересов были законы, приговоры и так далее. У него есть даже книга "Судебный процесс". Если его учитель Макс Вебер раскрыл сущность бюрократии в социологическом плане. Сущность юридической защиты раскрыл Кафка. Эти великие люди занимаясь литературным творчеством всегда уделяли особое внимание в своем творчестве юридическим вопросам.  Я считаю.что тесный союз литераторов и юристов должен быть всегда. Литература очень важна в деле пропаганды законов, так как она доступна каждому. Но юридическая литература-нет. Художественная литература доходит до каждого. Очень важно сформировать юридическое мирровозрение, продвигать идеи верховенства закона, презумпции невиновности , или если нет преступления, то нет наказания. Классические принципы права лучше всего прочитываются в художественной литературе. Право основанное на духовности превыше всего. И мы в Узбекистане к этому стремимся. И тогда законы основанные на идее высокой морали, справедливости становятся близки и дороги каждому человеку. Возьмите Алишера Навои, Джалалетдина Руми, Матуруди и многие другие великие люди Востока были прежде всего вакихами,юристами. Есть три условия для того,чтобы стать суфием. Надо знать шариат, законы ислама, "тарикат", учение ислама  и только тогда он может достигать истинной правды- хакиката. Потому так важно достижение высокой духовности, это есть закон. Без закона подниматься по духовной вершине нельзя. Восток дал превосходные примеры сочетания права с высокой духовностью, основами религии и общечеловеческими  и национальными ценностями.каждого народа. Таковы основные направления моей работы в этой сфере. Или взять творчество Шекспира. У него в произведениях тоже много юридических терминов. Он хорошо знал английское общее право. Поэтому, читая и "Отелло", и "Гамлета", и "Короля Лира" , "Макбета" видишь юридические афоризмы, я бы сказал, софизмы присущие средневековой Англии. Если мы не раскроем эти направления то не сможем до конца раскрыть суть произведений этих гениев. Ведь у них нет границ, у них много граней. Я ставлю себе задачу раскрывать в их творчестве в чем проявляется  у них юридическая стезя. Это очень важно для нас сегодня.
 
- Надо читать, надо осмысливать все это.

- Да, конечно. Понимаете, литература это важный источник пропаганды правовых знаний, как я уже говорил выше.Это важно для повышения юридической культуры граждан. Художественная литература позволяет сформировать юридическое, правовое мирровозрение. А это основа высокого уровня правосознания людей. Вот тогда будет диктатура закона. К этому люди стремятся всегда во всем мире.И такие гении, как Гете воплощали в своем творчестве время, заглядывали в будущее сквозь призму юридических устоев и  незыблемых традиций.
Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+