Садык САФОЕВ: В Узбекистане сделан смелый шаг по модернизации политической системы страны

Садык САФОЕВ: В Узбекистане сделан смелый шаг по модернизации политической системы страны

Садык САФОЕВ: В Узбекистане сделан смелый шаг по модернизации политической системы страны

6004
Создание двухпалатного парламента стало важным этапом на политической сцене Узбекистана. Минувший год был временем плодотворной деятельности верхней палаты - Сената Олий Мажлиса. Наш собеседник - председатель Комитета по внешнеполитическим вопросам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Садык САФОЕВ.

– Одной из устойчивых тенденций развития современных обществ практически во всем мире является усиление роли парламентов. Как вы думаете – чем это объясняется?

– Сегодня стало практически общепризнанным, что уровень развития государства определяется среди прочего и тем, насколько граждане сами принимают участие в решении вопросов жизнедеятельности общества. Ведь человек, гражданин не только объект, но и субъект развития, не только цель общественного прогресса, но и его движущая сила, средство и решающий фактор роста. Поэтому, важнейшим ресурсом поступательного движения общества является расширение возможностей граждан по участию в управлении обществом, регионом, общиной места проживания. А это достигается, прежде всего, через развитие представительской демократии – парламентаризма.

Не случайно в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года, Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что успех дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране во многом зависит от «повышения общественно-политической активности наших граждан, их политической и правовой культуры».

При этом речь идет о возрастании политической активности населения и его роли в решении вопросов политического, экономического и социального развития на всех уровнях – от общегосударственного, до местного.

– Когда говорят о реформировании системы государственного управления, часто употребляется термин «децентрализация». Что он означает?

– В самом простом понимании, децентрализация – это делегирование определенных функций государственного управления низовым структурам, местным органам власти.

С данной точки зрения, этот процесс основывается на «принципе субсидиарности», согласно которой на более высокий уровень государственного управления должны передаваться лишь те функции, которые невозможно эффективно выполнить на более низком эшелоне власти. Центральное правительство в любом государстве призвано обеспечить гражданам т.н. «общественные услуги» общенационального масштаба – такие как обеспечение внутренней и внешней безопасности, законности и правопорядка, устойчивости валютной системы и макроэкономического развития, единых технических и измерительных стандартов и т.д. Решение же конкретных вопросов социально-экономического развития регионов, городов и общин должно быть отнесено к компетенции местных органов власти. Таким образом, децентрализация – это приближение органов управления к объектам управления и через это повышение качества исполнения функций власти.

Однако в условиях стран, переживающих процесс преобразований переходного периода, децентрализацию необходимо рассматривать шире, чем простое делегирование властных полномочий сверху вниз. В этом случае она является составной частью кардинального реформирования и модернизации всего общества. Здесь децентрализация должна осуществляться в контексте изменения принципов самой концепции государственной власти и управления, коренной трансформации роли, полномочий, функций и миссии правительства и его органов на всех уровнях. Поэтому, наряду с делегированием функций сверху вниз, децентрализация должна вбирать в себя перераспределение полномочий и прерогатив между ветвями власти, между правительством и экономическими структурами, а также между государственными органами и институтами гражданского общества.

– Каковы на Ваш взгляд главные вехи в развитии парламентаризма в Узбекистане?

– Перераспределение полномочий и функций между ветвями власти, по сути, означает преодоление одной из наиболее характерных черт прежней административно-командной системы – неограниченного доминирования одной политической силы. Это достигается, прежде всего, через последовательное разделение государственной власти, создание надежной системы сдержек и противовесов между тремя ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Логическим шагом в этом направлении явилось создание в 2005 году двухпалатного парламента. Законодательная Палата стала профессиональной, состоящей из депутатов, призванных разрабатывать и рассматривать законы. Сенат страны обрел ряд исключительных полномочий, среди них – избрание Конституционного, Высшего и Высшего Хозяйственного Судов, назначение и освобождение Председателей Государственного Комитета по охране природы и Правления Центрального Банка, глав дипломатических миссий Узбекистана за рубежом, утверждение указов Президента о назначении или освобождении Генерального Прокурора и его заместителей, Председателя Службы Национальной Безопасности. Исключительные прерогативы Сената также включают принятие актов об амнистии, заслушивание отчетов Генерального Прокурора, Председателей Государственного Комитета по охране природы и Правления Центрального Банка страны.

Члены парламента имеют право обращения к официальным лицам с парламентским запросом с требованием дать разъяснение по тому или иному вопросу. Парламентские комитеты обеих палат имеют право не только участвовать в законодательном процессе, но также и осуществлять мониторинг имплементации внутреннего законодательства и международных обязательств Узбекистана. По сути, это означает реализацию права парламентского контроля деятельности правительственных учреждений.

В июне 2007 года в целях дальнейшего реформирования судебно-правовой системы был принят закон, предусматривающий передачу судам права выдачи санкции на заключение под стражу. Его суть состоит в имплементации в Узбекистане принципа «Хабеас корпус», согласно которому никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражу иначе как на основании судебного решения. Таким образом, право на заключение под стражу было передано от прокуратуры, органу судебной власти – суду.

Поворотным пунктом общественно-политических преобразований в Узбекистане стало обнародование на совместном заседании обеих палат парламента 12 ноября 2010 года Президентом страны И.А. Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества.

Главной доминантой деятельности Олий Мажлиса в прошлом году была практическая реализация идей Концепции, внесение соответствующих изменений в Конституцию и законы. Теперь в нашей стране установлен конституционный порядок, согласно которому на рассмотрение и утверждение парламента вносится кандидатура Премьер-министра, выдвигаемая политической партией, одержавшей победу на выборах, введен института вотума недоверия правительству. Впервые в истории страны в июле минувшего года на совместном заседании обеих палат парламента был заслушан отчет премьер-министра о деятельности правительства. Все это означает, что в Узбекистане сделан смелый шаг в направлении модернизации политической системы страны.

– А как участвуют в этом процессе неправительственные организации? Ведь известно, что модернизация общества требует политического и экономического плюрализма, развитого гражданского общества.

– Действительно, ключом успешной трансформации и приоритетом реформ является реализация концепции «от сильного государства – к сильному обществу».

В период командно-административной системы институты гражданского общества были по существу полностью придавлены тоталитарным режимом и практически лишены возможности участвовать в решении вопросов развития. Огромный и важный ресурс общественного прогресса и человеческого развития – энергия и активность населения – оказались не востребованы и не задействованы. Важным шагом в становление новой системы государственного управления в Узбекистане стало законодательное закрепление права населения на самоуправление - самостоятельную деятельность граждан по решению вопросов местного значения, исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций. Исторически сложившийся, традиционный институт самоуправления граждан – махалля – получил новое развитие и обрел важную роль в жизнедеятельности общества.

Понятно, что государство не может решить весь спектр социальных проблем без поддержки общества. Вовлечение самого населения в эту сферу, среди прочего, требует коренного изменения роли и места, миссии неправительственных организаций в обществе. ННО должны восприниматься и действительно служить в качестве полнокровных партнеров органов государственной власти.

В настоящее время в республике в различных сферах жизни общества функционируют свыше 5100 ННО, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Число сходов граждан и органов самоуправления – махаллей составило более 10 тысяч. В июле 2008г. Кенгаши обеих палат парламента Узбекистана приняли совместную резолюцию «О мерах по усилению поддержки неправительственных некоммерческих организаций и других организаций гражданского общества». Она предполагает широкое вовлечение ННО в деятельность по удовлетворению нужд населения. Для этого был создан Общественный Фонд поддержки ННО и других институтов гражданского общества, которым будет руководить парламентская комиссия.

– Хотелось бы спросить о работе парламента в сфере культуры?

– Начнем с того, что и в Сенате, и в Законодательной Палате Олий Мажлиса страны сформированы специальные постоянные комитеты, в центре внимания которых находятся вопросы культуры и духовности. Они повседневно занимаются совершенствованием нормативно-правовой базы этой сферы, на системной основе осуществляют мониторинг исполнения соответствующего законодательства.

Это не означает, что другие комитеты не вовлечены в решение проблем, связанных с культурой. Например, наш Комитет в феврале прошлого года организовал научно-практическую конференцию на тему «Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) и вопросы подготовки кадров для данной сферы». Большую роль в ее подготовке и выработке итогового документа конференции сыграл сенатор, член нашего Комитета, академик Э.В.Ртвеладзе.

На конференции было отмечено, что вопросы обеспечения охраны культурного и природного наследия, его изучения и популяризации, развития международного сотрудничества в этой сфере стали одним из наиболее важных приоритетов государства. В стране создана целостная правовая и институциональная система охраны памятников культуры и природы, которая обеспечивает реализацию комплекса мер в этой области с учетом общепризнанных норм международного права. Наглядным подтверждением этому является то, что в рамках исполнения обязательств по выполнению вышеназванной Конвенции ЮНЕСКО в Узбекистане проводится работа по семи направлениям с целью составления и совершенствования первичного списка объектов культурного и природного наследия. В данный список включены такие объекты, как комплекс памятников «Ичан-кала» в г. Хиве, исторические центры гг. Бухары и Шахрисабза, г. Самарканд-перекресток культур.

Проводимые по инициативе Президента Республики Узбекистан начиная с 1997 года в г. Самарканде каждые два года под эгидой ЮНЕСКО международный фестиваль «Шарқ тароналари», празднование в 2007 году 2000-летнего юбилея г. Маргилана и 2750-летнего юбилея г. Самарканда, в 2009 году – 2200-летнего юбилея г.Ташкента, целый ряд других мероприятий стали важными событиями в духовной и культурной жизни страны, способствовавшими популяризации памятников культуры и природы, усилению работы по их охране, сохранению и консервации, а также повышению правового и культурного уровня граждан в этой области.

Охрана памятников культуры и природы, их передача в неизменном виде следующим поколениям зависит прежде всего от подготовки квалифицированных кадров. Обучение кадров для реставрационных работ осуществляется за счет специальных научно-реставрационных и производственных организаций из числа выпускников специализированных профессиональных колледжей по методу “Усто - шогирд”, т.е. подготовка кадров ведется при непосредственной работе с признанными мастерами- реставраторами на объектах. В стране 62 высших учебных заведения и 35 профессиональных колледжей готовят специалистов – экологов и биологов. Обучение кадров для охраны, консервации и научного изучения памятников культурного наследия осуществляется в системе начального, среднего и профессионального образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.

Вместе с тем, в ходе всестороннего обсуждения вопроса участники конференции обменялись опытом работы, акцентировали внимание на необходимости улучшения работы в области охраны культурного и природного наследия, подготовки специалистов и высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров по некоторым востребованным специальностям в этих сферах. 

Б.Ташкентский
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+