Загрузка
Загрузка

Балет – это не просто беготня в лосинах по сцене – Замир Фазлутов

Балет – это не просто беготня в лосинах по сцене – Замир Фазлутов

Балет – это не просто беготня в лосинах по сцене – Замир Фазлутов

74971

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Когда смотришь на лёгкость движений артиста балета, кажется, что в этом нет ничего сложного. Но на самом деле эта лёгкость даётся ценой ежедневной работы, стремлением и упорством. Их можно сравнить с атлетами-олимпийцами элитарного искусства.

Замир Фазлутов – ведущий солист балетной труппы Государственного большого театра имени Алишера Навои. В репертуаре артиста такие партии, как Тибальт из "Ромео и Джульетты", Зигфрид из "Лебединого озера", Базиль из "Дон Кихота", Дезире из "Спящей красавицы" и многие другие.

Свое призвание, говорит сам артист, он осознал совсем юным, во втором классе, когда объявили набор в балетную группу. Его часто называют романтическим принцем отечественного балета, хотя сам он человек очень скромный.

Что происходит в отечественном балете, какие у него проблемы и востребован ли он, ходит ли сегодня зритель на спектакли, все эти и многие другие вопросы мы задали Замиру Фазлутову.

Юноша из Чирчика

Балет в моей жизни появился с 8 лет, когда объявили набор в балетную группу музыкальной школы Чирчика. В конце 4 класса директор неожиданно позвал наших родителей. Тогда мы нервничали с друзьями и не знали, что происходит. (улыбается). Оказалось, что она направила нас попробовать поступить в Ташкентское хореографическое училище.

Вот тогда открылись двери в настоящую балетную жизнь.

Ташкент впечатлил меня многоэтажными высокими домами. После 8 лет, проведенных в руках у талантливых педагогов, меня направили на практику в Большой театр. Тогда я понял, какое это удовольствие – выступать перед зрителями.

Искусство, которое сложно понять

Многие говорят, что артисты балета крутятся в лосинах, трико по сцене, но они не понимают всю ответственность этой профессии. Балет – элитарное искусство, которое сложно понять большому количеству людей.

В балете происходит общение без слов и важную роль играет актерское мастерство. Кто понимает это, приходят к нам. Это элитарное искусство, поэтому мы не выступаем на стадионах. Почему говорят, что балет – храм искусства, потому что не все туда ходят. Идут, те, кто понимают и у тех, у кого есть внутренняя духовная связь.

Восходящий принц балета

В балете вы должны следить одновременно за внешним видом и техникой. Когда я пришел на сцену, то меня позиционировали как лиричного принца. Одной из моих первых партий был Зигфрид в "Лебедином озере". Также была интересна роль дерзкого брата Джульетты Тибальта. Он агрессивный, а перевоплощение было что-то новое для такого спокойного человека как я.

Исполнять роли, неприсущие моему типу характера – всегда интересно.

Профессия или удовольствие?

Для меня это однозначно удовольствие. Были разные сложные периоды в жизни самого театра. Когда работали во дворце Туркистан, то спектакли шли по 3 раза в месяц. Несмотря на это, мы пережили, я остался работать в нем, потому что люблю театр.

В 2006 году, когда ещё бывали два раза в год в Японии, меня взяли в роль 4 принцев в "Золушке". Это был небольшой скачок, когда доверили сольную партию за границей. Это были первые гастроли и первый интересный опыт.

Я согласен со словами российского артиста балета Николая Цискаридзе "Это у спортсменов один раз Олимпиаду выиграл – и ты навсегда чемпион. А артисты балета подтверждают свою олимпиаду каждый спектакль".

Я бы сказал, что каждый спектакль – Олимпиада, где нужно выкладываться по полной. Спектакли могут идти через день или ежедневно, и нет права расслабляться. Зритель не должен видеть, что ты устал, или у тебя что-то болит.

Ты должен выйти и показать свое мастерство. В этом заключается искусство артиста балета, где зритель может получить удовольствие от техники исполнения и эмоционального посыла.

Большинство зрителей не понимают, для них балет – всплеск эмоций, где танцовщик сделал то, чего они не смогут. Конечно, чтобы показать какой-либо элемент, нужна долгая и упорная работа над ним. Доведя до совершенства, вы можете вынести его на сцену.

Волнение, незаметные движения для зрителей

Волнение существует до сих пор, есть внутренние переживания. Когда вы что-то очень любите, вы не можете к нему относиться так просто. В моем случае – балет. Может быть и есть артисты балета, которые делают выход, красивый поклон и уход со сцены и все. Понимаете? У меня не так.

Каждый выход на сцену волнителен для меня, потому что оставляю на ней частичку своей души. Поэтому я смотрю записи выступлений, в следующий раз стараюсь улучшить и идти только вперёд.

Нет выходных, но есть удовольствие

В этом году поступил в магистратуру, поэтому и единственный выходной день – понедельник, тоже не свободный (улыбается). Мало времени остаётся для себя, но люблю проводить время на выставках, театрах, музеях...

Для себя открыл маленькую возможность наполнить свое нутро положительными эмоциями, приходя в какое-то необыденное место, это другой театр – театр, где "говорят" (смеётся)

Недавно был на хоккее, жаль, что мало народу. Но зарядился позитивной энергией. Мы болели за наших хоккеистов и была победа 5:1. Если честно, до этого не интересовался этим видом спорта, даже переключал на другой канал. Также был в Политехническом музее на выставке ретро автомобилей, что оказалась по душе.

Чувственный танец – вот, что мое

Ну, я не могу сказать, что танцую современные танцы. Но танго – исключение, потому что он – чувственный. Хип-хоп, брэк дэнс не умею, к сожалению. Мне нравится смотреть на них.

Востребован ли балет

Балет востребован по-прежнему: если там 20% – зарубежные гости, то приблизительно 80% – жители Узбекистана.

Поколения меняются, но залы всегда полны, потому что классика не забудется. Интерес к балету не поменялся. Но был момент, когда выступали во дворце Туркистан, было мало зрителей. Я думаю, причина – не сам балет, а нехватка технического оборудования и декораций. Кулисы, декорации и балет дополняют друг друга. Зрителю не хватало именно этого.

Недавно ГАБТ был реконструирован. Теперь он радует всех новыми постановками, в том числе который привез художественный руководитель Андрис Лиепа.

Мало национального балета

На сегодняшний день в репертуаре из актуальных спектаклей – "Жар-Птица", "Спящая красавица", "Шахерезада", "Баядерка", "Лебединое озеро", "Щелкунчик". Зрители с удовольствием смотрят эти спектакли. К сожалению, мало национального балета. Может быть это зависит от рекламы.

Если к нам приезжают из других стран, то повсюду их афиши. Ведь реклама – двигатель торговли. Даже человек, не знающий артиста или певца, увидит хорошую рекламу, обязательно захочет посмотреть.

Иногда жалко, что театр имеет определенное количество мест, некоторые не могут зайти. Билеты не каждый может купить, а особенно пенсионеры, которые больше всего любят это искусство.

Нет гастролей

У нас только один театр, нет частных балетных трупп, нет потребности в классической балетной труппе, которая могла бы разъезжать другие страны. Если у нас будут гастроли, то отменятся спектакли. Внутри республики нет здоровой конкуренции, что важно для нас. Я не говорю об артистах балета, а о самих постановках. Внутри театра есть своя конкуренция.

Радует, что государство поддерживает нас, приглашает балетмейстеров, балетные труппы. Это даёт ещё один толчок идти вперёд. Художественный руководитель ГАБТ Андрис Лиепа старается поднять уровень театра в стране.

На мой взгляд, без гастролей и какого-то культурного обмена этот процесс может затянуться на долгое время.

Проблемы балета

Основная проблема – мало талантливых кадров. Кто-то бросает балет, кто-то становится преподавателем, или же не подходят по критериям. Без целеустремленности и большого желания и упорства нельзя стать лучшим артистом балета. Нам легко потерять форму: мышцы становятся ленивыми. Нужно их постоянно приводить в форму.

Также у нас мало зарубежного обмена опытом в образовательной системе.

Не жалуюсь, но хотелось бы большего

Один из артистов балета сказал, что балет – это всегда деньги. Если вспомнить историю, только царская семья имела театр. На сегодня ничего не изменилось. Чем больше вкладываете, тем лучше результат.

В прошлом году ощутимо подняли заработную плату. В принципе не жалуюсь, но хотелось бы большего. Нам не хватает гастролей, где ждали бы с нетерпением узбекский балет в зарубежных странах. Гастроли играют важную роль в финансовой жизни балета.

Блиц-опрос:

– Качество, которое вы ставите выше всего

– Честность

– Ваш главный недостаток

– Люблю спать

– Если бы вы могли пригласить на обед знаменитых личностей, кого бы выбрали и почему?

– Легендарная советская балерина Галина Уланова, русская артистка балета Анна Павлова, советский и американский артист балета Михаил Барышников, французский балетный танцор Жан-Жорж Новерр. Интересно было бы узнать об их развитии.

– Ваше любимое место в Узбекистане

– Родительский дом

– Если бы поймали золотую рыбку, то какие три желания загадали?

Наш балет стал всемирно известен

Финансовое благополучие

Здоровье свое и близких

– Что вы более всего ненавидите

– Лицемерие

– Лучшая книга для развития

– "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери

– Ваша любимая фраза

– Все будет хорошо

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+