АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЗБЕКИСТАНА: НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА КРАСОТУ И ВЕЛИКОЛЕПИЕ

Самарканд – Рим Востока

Архитектурные памятники Узбекистана и спустя сотни лет продолжают восхищать всех своей красотой и великолепием, талантом и мастерством зодчих и мастеров того времени. Особенно это заметно в Самарканде, городе, который собрал воедино десятки уникальных архитектурных сооружений.

Для сооружений древних памятников Самарканда характерны не только монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, но и применение оригинальных технических приемов для решения практических и, в частности, бытовых нужд.

Очаг цивилизации

История этого города уходит в глубь тысячелетий. Археологические находки и летописные источники достоверно свидетельствуют о том, что люди жили на территории нынешнего города еще за несколько тысячелетий до нашей эры.

Ровесник Рима 

Название «Самарканд» происходит от родственного слова «семизкент». Город по праву считают ровесником таких городов-легенд, как Вавилон и Рим. Примерный возраст Самарканда, который зарегистрирован официально - 2700 лет.

Эпоха расцвета

При завоевателе Амире Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от реки Инда до Босфора. А при великом ученом-астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья.

Неповторимый город

«Эдем Востока», «Драгоценная жемчужина исламского мира», «Рим Востока», «Лик земли» - именно такими пышными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта.

На эту сторону древних памятников зачастую туристы обращают мало внимания, да и гиды, подробно знакомящие нас с ними, говорят об этом вскользь. Ведь мало кто из тех, кто с любопытством рассматривает декоративную внешнюю красоту архитектурных памятников Самарканда Бухары, Термеза или Хивы интересуется важными инженерными качествами, обеспечивших в свое время комфорт и удобства для тех, кто пользовался этими сооружениями.

Мнение эксперта

Профессор кафедры истории и теории архитектуры Ташкентского архитектурно-строительного института Хайрулла Пулатов утверждает, что в средневековом жилищном строительстве IХ – Х веков эффективно применялся прием деревянного каркаса (синч), который позволял максимально сохранить прохладу летом, и тепло зимой.

 

Синч делался в два ряда, то есть два ряда деревянного каркаса, а между ними – воздушное пространство. Это самый хороший теплоизолятор, помогающий людям эффективно переносить жару в летнее время и морозы зимой. Этот метод относится, в основном, к памятникам народной архитектуры, к зданиям, возводимым в массовом порядке, – жилью, мечетям, мавзолеям, караван-сараям.

Хайрулла Пулатов

Главные критерии

При строительстве жилья, и при возведении монументальных архитектурных сооружений главными требованиями были их прочность и устойчивость.

Интересные решения

Вот почему многие из них дожили до наших дней, выдержав жару и морозы, землетрясения, пожары, набеги врагов. И здесь нельзя не сказать о том, что древние зодчие использовали в своей работе раствор из гипса – ганч, который является очень эластичным, он – словно пружина, что способствовало сейсмостойкости зданий.

В этот период мастерство каменщиков достигло высокого уровня. В монументальной архитектуре этого периода жженый кирпич стал основным строительным и декоративным материалом.

Это интересно

Еще один важный элемент древних узбекских зодчих – использование стрельчатых арок, которые также придавали сейсмостойкость и прочность зданиям. Они применялись в те времена и в Западной Европе, но не в целях зашиты от землетрясений, а для возведения более высоких сооружений.


Использование древними зодчими ганчевого раствора и стрельчатых арок полностью относится к таким монументальным и широко известным сооружениям, как мечеть Биби-Ханым и медресе Улугбека в Самарканде.

Уникальность архитектуры

Все эти архитектурные объемы, симметрично расположенные по периметру большого двора, создавали своеобразный, проникнутый единством художественного замысла монументальный ансамбль. Вход на территорию мечети украшал гигантский пештак, представлявший самостоятельное архитектурное сооружение.

За ним высилось здание главного «святилища», увенчанное полусферическим гладким бирюзового цвета куполом. Архитектура мечети была обращена к массе людей, заполнявших в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Идеи древних зодчих, положенные в основу этого сооружения, нашли воплощение и в интерьере «святилища».

Обширный двор мечети окружала аркада, за которой со всех четырех сторон располагались крытые галереи, образованные рядами колонн. Боковые галереи посередине прерывались сравнительно небольшими портально-купольными зданиями. В глубине двора поднимался второй сорокаметровый пештак, и сейчас еще сохранивший величественную арку и граненые минареты на углах.


Оно поражало величием пространственного решения, тонкостью пропорций, богатством декора. Над большим и высоким квадратным помещением, расширенным с каждой из сторон глубокой нишей, вознесен купол, плавный переход к которому образуют тромпы, конструктивно дополненные щитовидными парусами.


ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ ТАШКЕНТСКОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Хайрулла Пулатов

Sed feugiat porttitor nunc, non dignissim ipsum vestibulum in. Donec in blandit dolor. Vivamus a fringilla lorem, vel faucibus ante. Nunc ullamcorper, justo a iaculis elementum, enim orci viverra eros, fringilla porttitor lorem eros vel odio.

Несмотря на то, что это грандиозное сооружение уже нашими современниками несколько раз реставрировалось, нельзя не восхищаться величием замысла древних зодчих и ощутить огромную силу их вдохновенного мастерства. Архитектурно-художественный образ мечети Биби-Ханым представляет сложное явление, в содержании которого отразились представления живших тогда людей о мире. Современники тогда с восхищением писали «купол мечети был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой». А использование ганчевого раствора и стрельчатых арок было продиктовано желанием мастеров и архитекторов сохранить это здание на века, обеспечив его устойчивость, - отмечает Хайрулло Пулатов.

Это интересно

История, однако, не знает имени Биби-Ханым, и разрушает всю прелесть этой красивой сказки. Главную жену Тимура звали Сарай Мульк-Ханым. И ко времени постройки мечети, ей было далеко за 60 лет.


Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417–1420 годах правителем государства Тимуридов и ученым-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.  

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

В заключение приведем мнение профессора УзГУМЯ, заслуженного деятеля искусств Турсунали Кузиева, который считает, что архитектурная школа эпохи Темуридов оказала непосредственное влияние на европейскую архитектуру.

профессор УзГУМЯ, заслуженный деятель искусств Узбекистана

Турсунали Кузиев


При возведении собора святого Павла в Риме использованы открытия и передовые идеи древних зодчих нашей страны, – говорит Т. Кузиев. – Взаимопроникновение и взаимодополнение культур были всегда, во все времена. Да, тогда еще не летали самолетов, не ездили поезда, но Великий шелковый путь – это своеобразный Интернет древних времен, это средство не только торговли, но и общения, использования передового опыта. Архитектура Узбекистана в те далекие времена отличалась инклюзивностью, не скатываясь к крайностям, она была открыта всему новому, передовому, прогрессивному. И это объясняет основную причину появления уникальных шедевров древнего зодчества, многие из которых дошли до наших дней.