Ташкентская международная биеннале современного искусства, которая прошла в столице уже в девятый раз, объединила арт-творцов из 35 стран. Главная тема – "Художник и общество: концепции искусства будущего". Корреспондент Podrobno.uz рассказывает о самых необычных экспонатах.
Страшный дивный новый мир
Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана был наполнен инсталляциями и произведениями отечественных и зарубежных художников современного искусства. Экспозиции, расположенные в зале, заставляли задуматься над вопросом: что такое современное искусство? Через работы многих мастеров, которые отражали их уникальный взгляд на мир, приходило осознание сложности и многогранности происходящего на нашей планете.
Биеннале выражала амбиции молодой быстроразвивающейся страны, которая смело смотрит в будущее и заявляет о себе как развитое индустриальное и социальное государство. Это не только искусство, которое опирается на традицию, но и на новейшую технологию, охватывает молодое поколение и взаимодействует с научным знанием. Еще одна особенность мероприятия – это принципиальный плюрализм, то есть отсутствие жесткого отбора. Оно объединило всех и вся, показывая своеобразие искусства огромного азиатского региона.
Помимо прочих чувств, биеннале дало странное ощущение растерянности, будто бы на тебя выплескивают все самое странное, плохое, злое и опасное, что есть в этом непредсказуемом мире. А надежда не рядом, а где-то далеко…
Надежда - спасение человеческой души
Путeшествие в неизвестность - фрагмент шелкового пути
В выставочном зале в нос сразу ударяет насыщенный запах 2 тысяч ароматических кубиков. Перед нами простирается длинная черная полоса и песчаная дорога. Необычная инсталляция художника Тамары Репетто рассказывает о путешествии в неизвестность среди специй, дерева и амбры. На вопрос – "почему использованы ароматические кубики" – автор говорит, что обоняние – это одно из самых инстинктивных чувств, оно рисует бесконечную гармонию и видения в пространстве.
Свобода в Искусстве
По словам художника Жавлона Умарова, нынешнее творчество – это не только кисточка и холст с маслом, а предметы, через которые показывают свою душу и взгляд на происходящее.
"10 лет назад это было редкостью, сейчас инсталляции начали набирать обороты. Художники не ограничиваются картинами, а самые простые предметы помогают выразить внутреннее состояние: сломанные игрушки, высохшие розы, калоши. В последнее время исчезают картины, которые передают чувство радости и яркости, а наоборот появляются грусть, печаль, страх. Потому что уже нельзя убедить зрителей позитивом. Многие показывают негатив, а иногда искусство вплетается в политику. Думаю, еще придет время, когда яркость и красота выйдет на главное место", – отметил он.
По словам художника, на биеннале он представил триптих "Вчера", "Сегодня", "Завтра". Работа рассказывает, как Бог сначала создал Землю во всей красоте, а затем чучело – свидетеля всех войн и других катаклизмов. Завершает триптих картина "Завтра" – от нас останется только горизонт.
Тетрис и Засохшие цветы
На выставке все воспринимали арт-объекты по-разному: кому-то нравился новый подход, а кто-то совсем не понимал этого. Но, так или иначе, художники пытались передать окружающим всю боль, грусть и печаль, которая нас окружает.
"Мы застряли в социальных рамках, которые были установлены нашим же обществом, и это хорошо видно по работам" – отметила посетительница выставки Гуляра Уринбоева.
"Сегодня прийти на выставку и посмотреть картины – уже не роскошь определенных слоев интеллигенции, как это было в XV веке. Благодаря современным технологиям, мы можем знакомиться с картинами великих художников, а также работами современных авторов, которых, к слову, в настоящее время становится все больше и больше. Из-за такой "легкодоступности" появилась проблема: к искусству многие относятся как к чему-то обыденному. Важно даже в век технологий уметь каждую встречу с прекрасным считать праздником. Я получаю удовольствие, потому что каждый мастер не только тратил свое время, но и вкладывал всю душу", – поделилась своим мнением студентка Рузанна Курбанбаева.
Главной темой работы художницы Марии Ли-Сафи "Тетрис" стали вырубка деревьев, серые будни и реконструкция. Она не дает оценку происходящему, а лишь фиксирует неизбежность бесконечных перемен.
Песок, а на нем посажены белые розы, но уже давно высохшие…Так воспринимает автор идеи Фарангиз Ра, происходящие события в мире.
Семь миниатюр
"Миниатюра плохо развита в Малайзии. Ее можно увидеть только в одном музее в Куала-Лумпуре. Для Ташкентской биеннале я выбрал жанр миниатюры, потому что зритель в этом случае детально обращает внимание на картину. В Узбекистане этот жанр развит. В настоящее время миниатюры в Малайзии получают позитивный отклик", – рассказывает художник Леон Леонг.
В его работах отражены инфраструктурные проблемы, где землевладельцы сопротивляются попыткам перестроить регион, чтобы сохранить культурное наследие и уникальность села. Этот проект выносит на поверхность глобальные социальные проблемы и побуждает задуматься о связи настоящего и прошлого, будущего и настоящего и вообще всего, что связано друг с другом.
Художник Санжар Джаббаров показал боль своего сердца, которая касается пограничных проблем. Вечные конфликты берут за душу каждого, а это в свою очередь вызывает проблемы с сердцем. Бумажки – кардиограммы – являются логическим продолжением картины в форме сердца, на котором изображены реальные границы Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана.
Цифровое будущее Гайрата Ибрагимова
Среди картин и других инсталляций внимание посетителей привлек проект "Социальная аннигиляция". Надевая специальные очки, и управляя джойстиком, можно попасть в метавселенную и встретить художника в его оцифрованном обличии.
Такая вселенная упрощает жизнь, то есть не выходя из дома, человек открывает для себя произведения искусства, кино и музыки. Как говорит автор проекта, скоро можно будет создать свой аватар, наделяя его своими чертами внешности. Игровой виртуальный мир станет нашей реальностью. Аватары могут находиться рядом, а физически человек – далеко.
Автор - Лаура Жуманиязова