Загрузка
Загрузка

Проект закона о митингах необходимо капитально доработать и переделать, пока не поздно – эксперт

Проект закона о митингах необходимо капитально доработать и переделать, пока не поздно – эксперт

Проект закона о митингах необходимо капитально доработать и переделать, пока не поздно – эксперт

6276

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. На днях для всенародного обсуждения был опубликован законопроект "О митингах, собраниях и демонстрациях граждан".

В редакцию Podrobno.uz обратился один из организаторов акции "Бессмертный полк" в Ташкенте Тимур Исмаилов, заявивший, что если "этот документ будет принят в нынешнем виде, то под фактическим запретом окажется ряд мирных общественных акций, в том числе "Бессмертный полк", а также поэтическая акция у памятника Пушкину, "Свеча памяти" в Чирчике и многие другие".

Предлагаем вниманию читателей предложения по этому правовому акту общественного деятеля и активиста Тимура Исмаилова.

Куда делись "уличные шествия"?

Анализ формулировок документа показывает, что отечественный законопроект составлен на основе федерального закона России от 19.06.2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Из него почему-то взяты положения только по трем публичным мероприятиям: митингам, собраниям и демонстрациям. Видимо потому, что они упоминаются в статье 33 Конституции Узбекистана. Необходимо дополнить документ нормами проведения пикетирования и уличных шествий.

Это связано, в том числе, и с тем, что наиболее многочисленное публичное мероприятие, которое будет организовываться в ряде городов нашей страны, это народно-патриотическое шествие к 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, которое представляет собой именно уличное шествие.

Статьи 201 и 202 Кодекса об административной ответственности и статья 217 Уголовного кодекса республики ссылаются на порядок проведения уличных шествий, который отсутствует в отечественном законодательстве. Этот явный пробел давно уже необходимо устранить.

Кроме того, сегодня наиболее популярной формой выражения общественной позиции граждан Узбекистана является пикетирование, на которое, например, собираются жители Мирзо-Улугбекского района столицы, как об этом сообщил недавно сайт Podrobno.uz.

Соответственно сам законопроект следует назвать "О митингах, собраниях, демонстрациях, пикетировании и уличных шествиях граждан" и внести соответствующие дополнения в названия статей и разделов.

Где можно, а где нельзя?

Но главные изменения нужно внести в статьи 10, 11 и 7 данного законопроекта.

Статья 10 посвящена месту проведения публичных мероприятий, которая уже получила солидную порцию критики в социальных сетях. Проанализировав аналогичное законодательство соседних Казахстана и Кыргызстана, предлагаю изложить ее в следующей редакции:

"Не допускается проведение публичных мероприятий на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также у организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (городской общественный транспорт, снабжение водой, электроэнергией, теплом и другими энергоносителями) и учреждений здравоохранения и образования.

Конкретный перечень мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, публикуется в открытом доступе в сети Интернет соответствующим органом исполнительной власти на местах".

В нынешней редакции законопроекта нельзя проводить акции за 500 метров от кладбища. Однако, ежегодно 9 мая многие граждане собираются и возлагают цветы на мемориалах, крупнейшим из которых является захоронение "Братские могилы" в Ташкенте. Если же принять законопроект как есть, то посещение любого Вечного огня в Узбекистане станет невозможным, не говоря о желании граждан провести шествие "Бессмертный полк".

В настоящее время ряд акций проходит именно около исторических монументов или памятников поэтам, писателям или историческим деятелям. А в текущей редакции законопроекта это будет запрещено и придется разгонять, например, участников поэтической акции у памятника Пушкину 6 июня в Ташкенте или акции "Свеча памяти", которая проходит 22 июня на мемориале "Журавли" в Чирчике. Маловероятно, что это в планах разработчиков правового акта.

Кроме того, цель большинства публичных мероприятий – довести до должностных лиц нерешенные проблемы народа. На расстоянии 500 метров (как это заложено в документе) требования участников не будут ни увидены, ни услышаны органами, к кому они адресованы, а согласно статье 18 законопроекта, последние обязаны рассмотреть обращения и принять по ним необходимые решения.

Здания органов государственной власти, судов, международных организаций, посольств так и так имеют охраняемую огороженную территорию с паспортным контролем на входе. Если кто-то решит лезть через забор, то сотрудники милиции его немедленно "спустят на землю". Для примера, в столице США Вашингтоне шествие "Бессмертный полк" уже четыре года подряд начинается возле резиденции президента – Белого дома.

Кроме того, сложилась традиция, когда граждане собираются и несут цветы к зданию посольства страны, где произошло стихийное бедствие с большим числом человеческих жертв. При принятии закона в текущей редакции, эта благая акция также окажется под запретом.

Дороги (включая тротуары), по которым идут участники публичных мероприятий, относятся к автомобильному виду транспортной системы, поэтому нелогично включать их в перечень запретных мест для акций.

Почему только в рабочие дни? А когда же трудиться?

Необходимо переработать статью 11 данного законопроекта, по которой проведение митингов и демонстраций допускается только по рабочим дням недели и не может начинаться ранее 10 часов и заканчиваться позднее 17 часов.

Ряд публичных мероприятий целесообразно проводить именно в выходные дни, чтобы каждый желающий мог принять участие. Представьте, что будет, если тот же "Бессмертный полк" провести в рабочий день. Желающим, которых насчитывается несколько тысяч, придется отпрашиваться с работы или учебы, а кто-то попросту прогуляет занятия в образовательных заведениях.

Некоторые публичные мероприятия требуют именно темного времени суток. Приведем в пример "Свечу памяти" в Чирчике, которая в прошлом году прошла без каких-либо проблем с безопасностью. Вдобавок ташкентцы вспомнят, как 9 мая в 21:00 огромная часть города собралась на открытых площадях, чтобы посмотреть праздничный салют. Городские службы прекрасно выполнили свою работу, и никаких проблем с безопасностью не наблюдалось.

По аналогии с законодательством других стран предлагаю изложить данную статью в следующей редакции "Проведение митингов, собраний, демонстраций, пикетирования и/или уличных шествий не может начинаться ранее 7.00 часов и заканчиваться позднее 23.00 часов".

В статье 7, посвященной участникам митингов или демонстраций, необходимо исключить абзац 1, так как если публичное мероприятие носит культурно-просветительский характер, то в нем зачастую принимают участие несовершеннолетние лица или иностранные гости.

Возьмем, к примеру, ту же поэтическую акцию у памятника Пушкину, в которой принимают участие как несовершеннолетние учащиеся, так и представители посольства РФ и Российского центра науки и культуры. Она подпадает под определение демонстрации. Если бы закон был принят в нынешней редакции, то органы правопорядка были бы вынуждены выгнать всех школьников, подготовивших стихи Пушкина, как несовершеннолетних, а также всех посольских сотрудников как иностранных граждан.

О сроках и не только о них               

Тридцать дней – это чересчур большой срок для подачи заявления, как это заложено в законопроекте, так как в отличие от концертов или выставок большинство публичных акций организуются именно по актуальным вопросам. Для сравнения, минимальный срок подачи уведомления в Казахстане составляет 10 дней, в Кыргызстане – 2 рабочих дня, в России – от 3 до 10 дней в зависимости от формы активности, а по одиночному пикету без использования конструкций уведомление не требуется.

Поэтому в статье 8 предлагаю установить минимальный срок подачи заявления – 10 дней, а по собранию и пикетированию – 3 дня (если один из дней выпадает на выходной или праздник, то 4 дня).

В свою очередь, в статье 9 необходимо прописать конкретные сроки направления ответа организатору, например, неделя, а по собраниям и пикетированию – 2 дня. Отсылка в статье 14 на законодательство об обращениях физических и юридических лиц не совсем эффективна, так как ответы могут затягиваться. Например, в 2018 году организаторы подали в хокимият Ташкента письмо о проведении шествия "Бессмертный полк" 15 марта, но реакция на это письмо была только 19 апреля, то есть спустя более 30 дней.

… У Тимура Исмаилова еще немало других замечаний и предложений к проекту закона "О митингах, собраниях и демонстрациях граждан", сделанных путем глубоко анализа и сравнения с аналогичными правовыми актами других стран. В частности, он обратил внимание, что многие определения, приведенные в этом документе, могут интерпретироваться неоднозначно и их необходимо конкретизировать. В любом случае, по его мнению, принимать закон в его нынешнем виде, категорически нельзя.

(Мнение редакции может отличаться от мнения автора).

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....